Прибыль: сущность, концепции, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание

Тема курсовой работы – «Прибыль: сущность, концепции, виды». Данная тема была выбрана исходя из ее актуальности, т.к. получение прибыли непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты прибыли: сущность, концепции, виды……………………………………………………….5
Сущность и функции прибыли……………………………………..5
Виды прибыли……………………………………………………...12
Концепции прибыли…………………………………………….…18
Глава 2. Экономический анализ прибыли Группы ОАО «Акрон»
Организационно-экономическая характеристика деятельности Группы…………………………………………………………………………...24
Экономический анализ прибыли Группы ОАО «Акрон»…26
Глава 3. Мероприятия для максимизации прибыли………………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………35
Библиографический список…………………………………………....38

Работа состоит из  1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 117.94 Кб (Скачать документ)

 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

НОВГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

Кафедра финансов, денежного  обращения и кредита

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ПО КУРСУ: «Микроэкономика»

 

НА ТЕМУ: «Прибыль: сущность, концепции, виды»

 

 

 

 

АВТОР РАБОТЫ:

Студент группы___ 

_

                                                                                  (Ф.И.О.)

_________________________________

                                                                                          (подпись)

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Должность, звание _________________

                                                                                  (Ф.И.О.)

_________________________________

                                                                                          (оценка)

_________________________________

                                                                                          (подпись)

 

 

 

 

 

Великий Новгород

 

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

С.

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические  аспекты прибыли: сущность, концепции, виды…………………………………………………………………………….….5

    1. Сущность и функции прибыли……………………………………..5
    2. Виды прибыли……………………………………………………...12
    3. Концепции прибыли…………………………………………….…18

Глава 2. Экономический анализ прибыли  Группы ОАО «Акрон»

    1. Организационно-экономическая характеристика деятельности Группы…………………………………………………………………………...24
    2. Экономический анализ прибыли Группы ОАО «Акрон»…26

Глава 3. Мероприятия для максимизации прибыли………………………………………………………………………….31

Заключение………………………………………………………………35

Библиографический список…………………………………………....38

 

 

В в е д е н и е

 

 Тема курсовой работы –  «Прибыль: сущность, концепции, виды».  Данная тема была выбрана исходя  из ее актуальности, т.к. получение прибыли непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

Таким образом, прибыль (и ее относительная  модификация - рентабельность) обрела важнейшую, ведущую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Это база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства, населения. Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы.  
Что касается процесса планирования прибыли и себестоимости, то он демократизировался, т.е. ушел от центра к предприятиям, которые избавлены от контроля сверху до момента налогообложения. Однако в случае снижения объема производства и реализации продукции падение прибыли и рентабельности происходит в опережающем снижение объема темпе. Особенно чувствительно такое негативное явление для "подстегивания" инфляции:  ведь  относительная  экономия  на  условно-постоянных расходах, в частности на оплате труда (кроме  сдельщиков), превращается в перерасход. И чем быстрее падает объем, тем еще резче должна падать прибыль, подрывая и без того нестабильную доходную базу бюджета.

Курсовая работа имеет целью  изучить сущность прибыли, ее концепции и виды.

Задачами данной работы являются:

1. Определить сущность прибыли;

2. Изучить виды и концепции прибыли;

3. Проанализировать прибыль на примере Группы ОАО «Акрон».

В качестве объекта исследования выступает прибыль получаемая предприятиями.

Информационной базой  при написании курсового проекта были данные из учебной литературы, статистические сборники, периодические издания, справочно-информационные системы. Широко использованы работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области финансов и экономической теории.

Методы исследования. Для  решения определенных задач и  достижения поставленной цели использовался  комплекс взаимодополняющих исследовательских  приемов: статистическое наблюдение, таблично - графический метод, метод сравнительного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты прибыли: сущность, концепции, виды

 

    1. Сущность и функции прибыли

 

В условиях рыночной экономики  значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль  является сигналом, указывающим, где  можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.1

Прибыль представляет собой  конечный финансовый результат, характеризующий  производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное  воспроизводство. За счет нее выполняется  часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия. Прибылью (рентабельностью) оценивается  эффективность хозяйствования, прибыль  — главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием  выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений. В системе целей, которые ставятся перед фирмой, прибыль и рентабельность занимают одно из ведущих мест. Понятием «прибыль» оперируют постоянно, причем, часто не задумываясь о смысловом его содержании; более того, нередко прибыль олицетворяется с денежными средствами.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеются три основных источника  получения прибыли:2

- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или(и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

- третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.3

Различают прибыль бухгалтерскую  и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической  прибылью – понимается разность между  общей выручкой и внешними и внутренними  издержками. В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль  предпринимателя. (Нормальная прибыль  предпринимателя – минимальная  плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)4

Прибыль, определяемая на основании  данных бухгалтерского учета (форма  № 2 «Отчет о прибылях и убытках»), представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

Многочисленные исследования, относящиеся к проблеме соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, ее экономическому содержанию, привели к разграничению таких понятий, как «бухгалтерская прибыль» и «экономическая прибыль».

Под бухгалтерской прибылью обычно понимается прибыль, исчисленная  в соответствии с действующими правилами  бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Понятие бухгалтерской прибыли (раньше она называлась балансовой) введено в России с 1 января 1999 г. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н п. 79. Согласно ему бухгалтерская прибыль – это конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса.

Определение бухгалтерской  прибыли традиционно базируется на двух концепциях: концепции поддержания  благосостояния, или сохранения капитала; концепции эффективности, или наращения  капитала. Согласно первой из них финансовый результат (прибыль) есть прирост в течение отчетного периода собственного капитала (средств, вложенных собственниками) предприятия и является результатом улучшения благосостояния фирмы. Данную концепцию иногда называют концепцией прибыли, основанной на изменениях в активах и пассивах.

Согласно второй концепции  прибыль есть разница между доходами и расходами предприятия и мерило эффективности деятельности предприятия и его руководства. В соответствии с ней прибыль является результатом корректного разнесения выручки и расходов по соответствующим отчетным периодам, а большинство не денежных активов и пассивов являются результатом такого разнесения. Корректное разнесение доходов и расходов подразумевает соотнесение в данном отчетном периоде «усилий» (т. е. расходов) и соответствующих им «достижений» (т. е. доходов). При таком подходе доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, будут признаны в качестве актива или пассива вне зависимости от того, представляет такой актив или пассив реальный будущий приток или отток экономических ресурсов. На таком подходе, по существу, основана концепция двойной записи в бухгалтерском учете, посредством которой выявляется двойной финансовый результат: как наращение собственного капитала и как разница между доходами и расходами.

С экономической точки  зрения капитал предприятия приумножается, когда выгоды, полученные предприятием от использования долгосрочных ресурсов, превышают экономические затраты на их привлечение. Стремление к оценке эффективности использования капитала привело к активному использованию в зарубежной практике показателя экономической прибыли.

Под экономической прибылью обычно понимается прирост экономической стоимости предприятия. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при ее расчете учитывается стоимость использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств (источников), а не только расходов по уплате процентов по заемным средствам, как это имеет место при расчете бухгалтерской прибыли. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат. Между тем именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов. Положительное ее значение означает, что компания заработала больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов.5

Однако количественная оценка прибыли при таком подходе  весьма условна. Это касается как  субъективности идентификации исходной базы для расчета, так и того, какие  изменения собственного капитала можно считать элементами прибыли.

Информация о работе Прибыль: сущность, концепции, виды