Прибыль и ее эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является выявление резервов увеличения прибыли на основе анализа финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «Минский автомобильный завод», основным видом деятельности которого является производство и реализация продукции автомобилестроения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия, а именно, изложить задачи, последовательность и методику анализа;
Изложенную методику рассмотреть на примере деятельности ОАО «МАЗ». Проанализировать формирование, динамику прибыли, вскрыть существующие резервы увеличения прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………..
Понятие прибыли, основы ее формирования. Виды прибыли…..
Резервы роста прибыли и возможные пути их реализации………
АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………
Общая характеристика предприятия………………………………..
Анализ прибыли предприятия………………………………………
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЗЕРВОВ РОСТА ПРИБЫЛИ…..
3.1 Направления по повышению эффективности использования резервов увеличения прибыли на предприятии……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа состоит из  1 файл

kursovaya прибыль.docx

— 69.76 Кб (Скачать документ)

Таблица 1.2 – Резервы повышения  прибыли

Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли  предприятия. Ее величина формируется  под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую  продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в  структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости  очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости  продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в  масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.

На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые постатейно анализируют  себестоимость и изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией  и ростом цен на исходное сырье  и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен  и недостатка собственных оборотных  средств предприятий возможность  прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении  при прочих равных условиях ведет  к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с  помощью капитальных вложений, что  требует направления прибыли  на покупку  более производительного  оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь для  многих предприятий затруднен или  почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности  срочного кредита. Предприятия, располагающие  средствами и возможностями для  проведения капитальных вложений, реально  увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

Не требует капитальных  затрат ускорение оборачиваемости  оборотных средств, которое также  ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные  средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая  их часть, неплатежи покупателей  и требуемая предоплата отвлекают  значительную часть средств из оборота. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и  неустойчивое финансовое положение  предприятий, но и низкая финансово-расчетная  дисциплина, недостатки в работе банковской системы.

Прибыль предприятий Республики Беларусь растет высокими темпами, главным  образом за счет роста цен. Среднемесячные темпы прироста, превышая темпы роста  цен, свидетельствуют об инфляционном характере формирования полученной прибыли. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет  значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.

При стабильных экономических  условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции  состоит в снижении себестоимости  в части материальных затрат.

На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало анализируемого периода. Значительная величина остатков приводит к неполному  поступлению выручки и недополучению  ожидаемой прибыли.

Остатки нереализованной  продукции образуются по следующим  причинам:

  • Часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной величины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине.
  • Остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут образовываться при применении определенных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная предоплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов имеет свои недостатки; часть товаров отгруженных не оплачена в срок покупателем.

Не поступление выручки  в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предприятию все же следует работать в направлении получения доходов — прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить коммерческий кредит;

  • Продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки.

Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов иного  имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния  на финансовые результаты, то теперь, когда  предприятия вправе распоряжаться  своим имуществом имеет смысл  освободиться от излишнего и неустановленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее — продать его или сдать в аренду. Другие операции, например, безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной для накопления.

Финансовый результат  от реализации иного имущества предприятия  может быть и положительным, и  отрицательным. Это зависит от состава  и продажной цены реализуемых  активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько  из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые  из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции  и по другим причинам оказываются  ненужными или по величине превышают  уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции. Эта работа является одним из направлений финансового  менеджмента, т.е. управления финансами  предприятия, и должна производиться  на основании анализа структуры  материальных активов. Безусловно, лучше  продать их по цене, превышающей  расчетную стоимость, но и в ином случае предприятие получит денежные средства, которые можно вовлечь  в оборот.

Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная  цена определяется способностью приносить  доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или  покупкой нематериальных активов с  учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.

Ценные бумаги приобретаются  предприятием с разными целями. Поскольку  они относятся к ликвидным  средствам, предприятие, быстро обратив  их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложение средств можно считать не активами, а убытками. Реализуя ценные бумаги, предприятие получает результат, который можно сравнить с номинальной стоимостью этих ценных бумаг. В составе внереализационных операций наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной деятельности предприятия. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги. В настоящее время практически никакие доходы по финансовым активам не перекрывают уровня инфляции, поэтому для получения реальных доходов от финансовых вложений следует подходить к таким инвестициям очень взвешенно.

Существуют так же иные резервы роста прибыли: экономия затрат живого труда достигается  за счет более экономного и рационального  использования средств на оплату труда рабочих и служащих. Основными  резервами снижения затрат средств  на оплату труда являются:

  • внедрение мероприятий научно-технического прогресса и организационных мероприятий, в результате которых достигается рост производительности труда и снижение трудоемкости;
  • сокращение излишней численности работников;
  • устранение и предупреждение непроизводительных выплат за сверхурочное время, целодневные и внутрисменные простои и др.

Сокращение численности  работников может быть обусловлено  проведением следующих мероприятий: объединения отделов, бюро, укрупнения цехов, участков, внедрения отраслевых нормативов численности работников, других мероприятий по совершенствованию  системы управления производством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Общая  характеристика предприятия

         Минский автомобильный завод (МАЗ) является государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь

         Завод является самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, входит в качестве головного предприятия в состав ПО «БелавтоМАЗ».

         В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей.

         Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.

         Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы "Неоплан".

         На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество.

Фактические данные о выпуске  продукции МАЗом за последние  годы приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Выпуск продукции Минским  автозаводом.

 

Наименование

Единица

Фактический выпуск

продукции

измерения

по годам

 

 

2007

2008

2009

2010

1. Автомобили

шт.

11904

13085

13500

14220

2. Прицепная

шт.

2954

3450

4000

4225

техника, всего

 

 

     

в т.ч. прицепы

шт.

1004

781

825

1000

полуприцепы

шт.

1950

2669

3175

3500

3. Автобусы

шт.

380

500

550

650


 

 

Научно-исследовательский  сектор завода объединяет 4 конструкторско-технологических подразделения, экспериментальный цех, ряд центральных заводских лабораторий. Свыше 500 специалистов завода, среди которых 2 доктора и 9 кандидатов наук, непосредственно участвуют в проведении исследований, самостоятельно решают ряд научно-технических проблем.

Завод тесно сотрудничает и с большой наукой. Специалисты  завода поддерживают связи с 50 научными организациями РБ и стран СНГ. Наибольший объем научных исследований на хоздоговорной основе выполняется с институтами Академии наук Беларуси и Политехнической академией.

Минский автомобильный завод  имеет у себя все виды действующих  производств, свойственные современным  крупным машиностроительным заводам. Среди них литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное и собственное станкостроительное производства. Больше всех снизило  объем литейное производство из-за снижения поставок литья.

Информация о работе Прибыль и ее эффективность