Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:44, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является выявление резервов увеличения прибыли на основе анализа финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «Минский автомобильный завод», основным видом деятельности которого является производство и реализация продукции автомобилестроения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть теоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия, а именно, изложить задачи, последовательность и методику анализа;
Изложенную методику рассмотреть на примере деятельности ОАО «МАЗ». Проанализировать формирование, динамику прибыли, вскрыть существующие резервы увеличения прибыли.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………..
Понятие прибыли, основы ее формирования. Виды прибыли…..
Резервы роста прибыли и возможные пути их реализации………
АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………
Общая характеристика предприятия………………………………..
Анализ прибыли предприятия………………………………………
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЗЕРВОВ РОСТА ПРИБЫЛИ…..
3.1 Направления по повышению эффективности использования резервов увеличения прибыли на предприятии……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
Уровень механизации и автоматизации рабочих мест составляет около 84 %. Вместе с тем следует отметить большой удельный вес оборудования со сроком службы свыше 10 лет. Он составляет более 38 % от общего состава установленного оборудования.
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, вызванную общими для всей республики проблемами, завод продолжает уделять серьезное внимание социальному развитию коллектива. Продолжается строительство жилья, снята с повестки дня проблема бытовых помещений на заводе. Решены вопросы общественного питания, изыскиваются средства для улучшения медицинского обслуживания, отдыха и оздоровления работников завода.
Номенклатура выпускаемой продукции.
Основные направления
производственно-хозяйственной
• выпуск автомобилей и
тягачей для газовой и
• изготовление шасси под монтаж кранового оборудования, под монтаж водовоза, цементовоза, топливозаправщика, самосвалов для перевозки сыпучих грузов по дорогам всех категорий, прицепной техники различного назначения, а также изготовление шасси для нужд обороны;
• выпуск запасных частей для своей основной продукции;
• впуск автобусов.
Продукция МАЗа является уникальной, ее создание требует наличия определенной научно-технической базы, специального оборудования и квалифицированного персонала.
МАЗ производит автотранспортные
средства высокой проходимости и
особо высокой
- дорожные (с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х4, 8х8);
- недорожные (с колесными формулами 8х4, 8х8, 12х12).
По грузоподъемности транспортные средства делятся на:
- тяжелые (грузоподъемностью от 20 до 40 тонн);
- сверхтяжелые (грузоподъемностью от 46 до 75 тонн).
В зависимости от вида автотранспортных средств и их функционального назначения продукцию МАЗ можно разделить на:
- бортовые магистральные автопоезда;
- самосвалы;
- седельные тягачи;
- шасси под комплектующие;
- специальные шасси под
монтаж грузоподъемного
- прицепы грузоподъемностью от 17 до 65 тонн;
Объектом экспресс-анализа служат следующие показатели хозяйственной деятельности:
Задача – обнаружить "болевые" точки деятельности предприятия и определить направления для углубленного анализа.
Анализ проводится методом сравнения: больше-меньше. В таблице 2.2 представлены данные, на основании которых производился анализ.
Таблица 2
Анализ общих показателей хозяйственной деятельности завода
Показатели |
2009 г. |
20010г. |
Изменение | |
Абсолютное |
Относительное | |||
ТП , млн. руб.
|
13025,3
|
36891,3 |
3865,9 |
183,23% |
Объем производства в действующих ценах, млн. руб. |
24792 |
41473 |
16681 |
67,28% |
Объем производства в сопоставимых ценах, млн. руб. |
37267 |
35755 |
-1512 |
-4,06% |
Выпуск автобусов, шт. |
500 |
436 |
-64 |
-12,8% |
Выручка от реализации, млн. руб. |
13270 |
36797 |
23527 |
177,3% |
Среднесписочная численность, всего: в том числе
|
1234
660 250 112 2147 |
1504
758 347 134 255 9 1 |
270
98 97 22 41 2 1 |
21,88%
14,85% 38,8% 19,64% 19,16% 28,57% 100% |
Производительность труда одного рабочего, млн. руб. |
30,2 |
23,8 |
-6,4 |
-21,19% |
Средняя стоимость, млн. руб.: – основных производственных фондов – оборотных средств |
7140,0 8876,3 |
10043,2 29955,8 |
2903,1 21079,5 |
40,66% 237,48% |
Фондоотдача |
5,2 |
3,6 |
-1,6 |
-30,77% |
Затраты на производство, млн.руб из них
|
19441,04
16361,9291604,9 603,899 300,145 1753,603 |
38686,618
31795,391 3547,176 1290,303 97,576 772,650 |
19245,58
15433,46 1942,276 686,404 -202,6 -980,9 |
98,99%
98,99% 121,02% 113,66% -67,49% -55,94% |
Затраты на 1 000 руб. ТП |
1495 |
1048 |
-447 |
-29,89% |
Балансовая прибыль, тыс. |
3024044 |
6315979 |
329193 |
108,86% |
Прибыль от реализации, тыс. |
2861000 |
5928000 |
3067000 |
107,20% |
Рентабельность реализованной продукции, % |
27,5 |
19,2 |
-8,3 |
-30,18% |
Объем производства увеличился на 67,27 %, в то время как объем производства в сопоставимых ценах уменьшился на 4,06 %. Это говорит о том, что предприятие снизило выпуск автобусов на 12,8%.
Рост выручки от реализации в большей степени, чем рост объемов производства (+23527 млн. руб. против + 16681 тыс. руб.) говорит о запасах готовой продукции на складах.
Анализ трудовых факторов
За отчетный период произошло увеличение численности работников завода на 270 человек или 21,88%. Причем увеличение численности работников произошло по всем категориям работающих.
Снижение объема производства и увеличение численности штатного персонала привели к снижению производительности труда на одного работающего на 21,19%.
Анализ основных и оборотных средств
Стоимость основных производственных фондов предприятия увеличилась за отчетный период на 2903,1 млн. руб. или 40,66 %. Можно сказать, что вся сумма начисленной амортизации пошла на приобретение новых фондов. В связи со снижением объема производства фондоотдача уменьшилась с 5,2 руб./руб. до 3,6 руб./руб. или на 20,77 %. Из таблицы видно, что основные фонды, кроме зданий и сооружений, значительно изношены. А значит были давно приобретены и не соответствуют современному техническому уровню.
Стоимость оборотных средств выросла на 237,48 % или значительно больше, чем стоимость основных фондов. Это произошло из-за роста запасов материалов, объемов незавершенного производства и дебиторской задолженности.
Анализ затрат на 1 000 руб. ТП
За отчетный период затраты на 1 000 руб. ТП уменьшились на 29,89 %. Это могло быть вызвано экономией на постоянных расходах, а также превышением роста выработки одного работника над ростом его заработной платы, т.е. экономией на оплате труда, а также внедрению организационно – технических мероприятий .
Рентабельность продаж снизилась с 27,5 % до 19,2 %. Это могло быть связано с реализацией продукции по заниженным ценам.
В таблице 3 представлен анализ износа основных фондов.
Таблица 3
Износ основных фондов, млн. руб.
Наименование показателя |
Начало года |
На конец года |
Основные средства – всего, в том числе: |
5024,1 |
7748,5 |
зданий и сооружений |
1103,0 |
1520,3 |
машин, оборудования, транспортных средств |
3209,0 |
5373,8 |
других |
712,1 |
854,3 |
Важное значение имеет анализ изучения движения и технического состояния ОПФ, для этого рассчитываются следующие показатели:
-коэффициент обновления;
-коэффициент выбытия;
-коэффициент прироста;
-коэффициент износа;
-коэффициент годности.
Следующий этап анализа –
изучение обеспеченности предприятия
основными производственными
Для обобщающей характеристики
эффективности использования
По итогам анализа можно сделать вывод, что предприятие находится в плохом состоянии. Об этом говорят затоваривание, значительный износ фондов, отрицательная рентабельность продаж.
Предлагается для освобождения оборотных средств реализовать лишние складские запасы любым способом; улучшить структуру персонала (уволить часть служащих); за счет освободившихся средств повысить заработную плату работникам для уменьшения их увольнения; уделить внимание эффективным способам управления; для уменьшения вероятности затоваривания серьезно отнестись к маркетинговой политике на предприятии; по возможности обновлять основные фонды. А также направить усилия на завоевание внешних рынков путем увеличения конкурентоспособности продукции.
3.1 Направления
по повышению эффективности
На основе анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности предприятия, проведенного в предыдущей главе данной курсовой работы, можно сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли:
Также представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов ОАО «МАЗ», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:
а) выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;
б) внедрение на предприятии
системы управленческого учета
затрат в разрезе центров