Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:00, курсовая работа
Целью данного реферата является изучение стимулирующего значения прибыли. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «прибыль», как категорию в экономической теории;
- проанализировать факторы роста, механизм формирования и распределения прибыли;
- определить стимулирующее значение прибыли в экономике.
Введение 3
1. Категория прибыли в экономической теории 4
2. Прибыль предприятия: виды, факторы роста, механизм
формирования и распределения 14
3. Стимулирующая функция прибыли 22
Заключение 26
Список литературы 27
Спорно, например, разграничивать понятия риска и неопределенности по признаку их измеряемости, и считать источником прибыли не поддающийся измерению риск. При таком подходе фирма рассматривается как пассивный фактор, а между тем она может активно реагировать на неопределенность и выделить ресурсы для ее уменьшения путем изменения своей организации, сбора информации, проведения исследований и т.д. Эти меры сокращают область неопределенности, а поэтому становятся возможными вероятностные расчета. Слабым местом в концепции Найта является и то, что она ограничивает себя условиями идеальной конкуренции и не учитывает при этом такого фундаментального факта, как существование монополий.
Теоретическое обоснование прибыли в условиях монополистической конкуренции в значительной части принадлежит Э. Чемберлину. Он считал, что при определении экономического равновесия в условиях монополии, конкуренции или в условиях любого сочетания этих двух начал следует непременно исходить из предположения, что каждый индивидуум стремится достичь максимальной экономической выгоды. Вместе с этим Чемберлин отмечает, что условия формирования максимальной прибыли при монополии и при чистой конкуренции совершенно различны. Связано это с тем, что в условиях монополии осуществляется контроль над предложением и, следовательно, ценой, а в условиях чистой конкуренции такого контроля нет. В этих условиях возникают цены равновесия и цены, уравнивающие спрос и предложение, которые совпадают лишь при чистой конкуренции. Но и та и другая цены обеспечивают производителю максимальную прибыль, так как при этом возникает равенство предельного дохода предельным издержкам. Чтобы добиться этого равенства, монополист удерживает иену на уровне, более высоком, чем предельные издержки. С этой целью он ограничивает производство до соответствующего уровня, который позволяет ему продавать товары по более высоким ценам. Все это указывает на то, что источником монопольной прибыли является разница между монопольной ценой и ценой, уравнивающей спрос и предложение.
Взгляды многих экономистов Запада на природу стоимости, цены и прибыли основываются на маржиналистской теории, в соответствии с которой оценка экономических процессов и явлений производится на основе использования крайних величин - предельной полезности, предельной производительности, предельных издержек и т.д. Согласно этой теории каждый фактор производства - труд, капитал и земля - участвует в создании стоимости. Мера этого участия определяется предельной производительностью, которая оценивается по законам рынка. Что касается ценности производимого блага, то она выводится из его общественной полезности, т.е. из полезности последней единицы, удовлетворяющей наименее важную потребность субъекта. А основой обмена является не меновая стоимость, определяемая затратами общественно необходимого труда на производство данного товара, а его потребительная стоимость, что противоречит теории трудовой стоимости. Однако маржинализм, исследуя общественную потребность и полезность, вместе с этим исследует и труд как целесообразную деятельность, создающую вещественное богатство. На основе маржинализма впервые была исследована особого рода ограниченность воспроизводимых средств производства, которая явилась одной из важнейших предпосылок теории оптимальных расчетов в экономике.
В начале 1985 г. была издана работа французского экономиста А. Бабо «Прибыль», в которой, по существу, повторяются старые взгляды на содержание этой категории. В ней отмечается, что «все авторы сходятся на том, что прибыль представляет собой разницу, отклонение, остаток»[1]. Исследователи единодушно рассматривают прибыль как «нечто», содержащееся в выручке от продажи. Разногласия, причем весьма существенные, возникают при попытке установить, из каких же компонентов состоит это «нечто». Замечание А. Бабо о «разногласиях» весьма примечательно, оно показывает, что вопрос об источниках прибыли все еще остается открытым.
В большом экономическом словаре прибыль определяется как «превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении»[2].
Подводя итог, следует отметить, что на сегодняшний день, в экономической теории, прибыль является развивающейся категорией, опирающейся на труды У.Петти, Дж.Локка, А.Смита, Д.Рикардо, Д.С.Милля, К.Маркса, И.Шумпетера, Ф.Найта, Э.Чемберлина, А.Бабо. Наиболее полное определение прибыли дано в финансово-кредитном энциклопедическом словаре: «Прибыль – это разница между доходами, полученными от реализации продукции, основных средств и иного имущества, выполненных работ, оказанных услуг, внереализационной деятельности, и начисленной суммой затрат на производство, реализацию продукции и осуществления других видов деятельности»[6].
2. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ВИДЫ, ФАКТОРЫ РОСТА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Хозяйственная деятельность - любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае, когда непосредственное участие такого лица в организации деятельности является регулярным, постоянным и существенным.
Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее продажи потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для хозяйствующего субъекта она представляет собой часть затрат по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли.
Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продукции. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При валовых расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:
- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта.
- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру.
- третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
На предприятии различают несколько видов прибыли:
1. Реализационная (валовая) прибыль (Преал) в производственном секторе экономики – это прибыль, получаемая в результате производства и реализации продукции, работ промышленного характера, она представляет собой разницу между реализованной продукцией (РП) и ее себестоимости (S).
Преал = РП – S = ∑ (Ц – С) *Q,
где Ц – цена единицы продукции (услуги, работы); С – себестоимость единицы продукции; Q – количество продукции (услуг, работ); S – себестоимость всей реализуемой продукции, работ и услуг.
2. Маржинальная (валовая) прибыль в торговле (Пвал) - это разность между выручкой (нетто) и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг.
Пвал = ВР – С,
где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
3. Прибыль от прочей реализации (операционная) (Ппр) образуется в результате продажи предприятием ненужных основных фондов, сверхнормативных материальных ценностей, а также прочих операций. Она также определяется по разности выручки и затрат, связанных с этими операциями.
4. Внереализационная прибыль (Пв) – это прибыль, образуемая в результате операций с ценными бумагами, валютой и другими видами деятельности, не связанными непосредственно с производством и реализацией продукции и услуг, а именно прибыль (убытки) от эксплуатации жилых зданий, клубов; полученные (уплаченные) штрафы, пени; прибыль, по операциям прошлых лет; поступления от ранее списанных безнадежных долгов и другие.
5. Балансовая прибыль (Пб) – это общая сумма дохода, образуемого на предприятии за вычетом управленческих и коммерческих расходов. Из него производятся обязательные выплаты в виде налогов и отчислений.
Пб = Преал + Ппр + Пв
6. Налогооблагаемая прибыль (Пн) определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:
- отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);
- рентных платежей в бюджет;
- доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;
- доходов от казино, видеосалонов и пр.;
- прибыли от страховой деятельности;
- прибыли от отдельных банковских операций и сделок;
- курсовой разницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;
- прибыли от производства и реализации производственной сельскохозяйственной продукции.
7. Оставшаяся в распоряжении предприятия прибыль составляет чистую прибыль (Пч)
Пч = Пб – Н,
где Н – налоги и отчисления.
Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.
8. Нераспределенная прибыль - это чистая прибыль за минусом ее использованной суммы на накопление и потребление.
9. Неотъемлемым признаком рыночной экономики является появление консолидированной прибыли. Консолидированная прибыль - это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий. Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более хозяйствующих субъектов, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предпринимателям выгодно вместо одной крупной фирмы создавать несколько более мелких предприятий, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных, т.к. в этом случае может быть получена экономия на налоговых платежах. Кроме того, в связи с дроблением и ограничением юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм вложения капитала и рынков сбыта.
10. Также можно выделить еще одну разновидность прибыли – сверхприбыль. Так, предприятия, работающие в лучших условиях и имеющие самую низкую себестоимость, получают сверхприбыль, которая равна разнице между общей рыночной ценой и наименьшей себестоимостью изделия. Именно здесь предприниматели получают максимальную норму прибыли, превышающую среднюю для отрасли. Но, как правило, они обладают такой прибылью не постоянно.
11. В рамках сверхприбыли, необходимо выделить монопольную сверхприбыль. Так монополии имеют возможность сами устанавливать на рынке выгодные им цены. Крупный капитал использует это в собственных интересах, чтобы получать монопольную сверхприбыль – избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех бизнесменов прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным приращением авансированной суммы образует монопольно высокую прибыль.
Механизм формирования прибыли происходит путем сложения поступлений доходов поступивших на предприятие, и вычета из них соответствующих расходов и отчислений.
Расчет прибыли и отчислений из прибыли производится следующим способом:
1. Выручка от продажи товаров продукции, работ услуг 2. НДС 3. Акцизы 4. Иные обязательные платежи из выручки 5. Выручка нетто от продажи 6. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 7. Валовая прибыль 8. Коммерческие расходы 9. Управленческие расходы 10. Прибыль от продаж 11. Сальдо операционных доходов-расходов 12. Сальдо внереализационных доходов-расходов 13. Убытки прошлых лет 14. Прибыль (убыток) до налогообложения – балансовая прибыль 15. Отложенные налоговые активы 16. Отложенные налоговые обязательства 17. Текущий налог на прибыль 18. Чистая прибыль
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности. На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования[4]. Таблица 2.1 Факторы, влияющие на прибыль предприятия
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем проданной продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема проданной продукции и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу. Важнейшими факторами роста прибыли являются: -рост объема производства и продажи продукции, -внедрение научно-технических разработок, -повышение производительности труда, улучшение качества продукции. Предприятия свободны в распределении прибыли за исключением обязательных отчислений в резервный фонд, формирование которого в соответствии с законом обязательно для некоторых видов юридических лиц (АО), а также сумм санкций вносимых в бюджет за счет чистой прибыли. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Основные направления распределения чистой прибыли: 1. Суммы, вносимые в бюджет в виде санкций в соответствии с действующим законодательством 2. Отчисления в резервный фонд 3. Средства, направляемые в фонд накопления (на пополнение ОС и на капитальные вложения) 4. Средства, направляемые в фонд потребления – на выплату работникам премий, материальной помощи и т.п. 5. Средства, направляемые в фонд социальной сферы – строительство жилья, больниц и т.п. 6. Суммы, направляемые на выплату дивидендов. Таким образом, обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры, и поощрять результаты труда работников предприятия. |