Прибыль и ее стимулирующее значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание

Целью данного реферата является изучение стимулирующего значения прибыли. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «прибыль», как категорию в экономической теории;
- проанализировать факторы роста, механизм формирования и распределения прибыли;
- определить стимулирующее значение прибыли в экономике.

Содержание

Введение 3
1. Категория прибыли в экономической теории 4
2. Прибыль предприятия: виды, факторы роста, механизм
формирования и распределения 14
3. Стимулирующая функция прибыли 22
Заключение 26
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

содержание.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

3. СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ПРИБЫЛИ

 

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:

1.             Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).

2.             Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).

3.             Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства.  Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью[8].

Роль прибыли можно правильно определить исходя из ее значимости в процессах ценообразования крупных компаний, в которых сочетаются элементы регулирования и конкуренции. В качестве базы цены выбираются прямые издержки на единицу продукции. К ним в виде процентной надбавки добавляются косвенные, или накладные, расходы, отнесенные в соответствии с тем или иным принципом на различные виды продукции, произведенные компанией. Наконец, к полученной сумме прямых и косвенных издержек на единицу продукции добавляется в виде процентной накидки та часть прибыли, которая приходится на единицу продукции. Полученная величина рассматривается в качестве цены, построенной по принципу полных затрат.

Надбавка к издержкам на прибыль устанавливается с учетом нормы прибыли, которую руководство компании считает необходимой для дальнейшего развития компании. В результате цена устанавливается компанией прежде всего с целью получения определенной, заранее запланированной нормы прибыли.

Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль одновременно является и финансовым результатом, и основным элементом финансовых ресурсов организации. Действительно, прибыль является основным внутренним источником формирования ее финансовых ресурсов, обеспечивающих ее развитие. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и тем выше уровень самофинансирования развития предприятия, обеспечения реализации стратегических целей развития. При этом, в отличие от других внутренних источников формирования финансовых ресурсов, прибыль является постоянно воспроизводимым источником, и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости организации. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части прибыли. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной фирмой прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость ее чистых активов, а соответственно, и рыночная стоимость фирмы в целом, определяемая при ее продаже, слиянии, поглощении и в других случаях[11].

Кроме этого, прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим от угрозы банкротства. Хотя угроза банкротства может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности организации, но при прочих равных условиях фирма намного успешнее и быстрее выходит из кризисного состояния при высоком уровне прибыли. За счет капитализации полученной прибыли фирма может быстро увеличить долю высоколиквидных активов, повысить долю собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств, а также сформировать резервные финансовые фонды.

Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Стимулирующая функция прибыли побуждает предпринимателей к наиболее эффективному ведению производства и сбыта продукции. Стремление к максимальной прибыли заставляет предприятия снижать издержки, повышать производительность труда. Все это обеспечивается применением более производительной техники, ресурсосберегающей технологии, квалифицированной рабочей силы, совершенствованием организации и управления производством. Особый стимул создает возможность получения сверхприбыли, или экономической прибыли. Она побуждает удешевлять производство, повышать качество производимых товаров, применять в производстве достижения научно-технического прогресса. Также сверхприбыль заставляет идти на риск, производить совершенно новые товары, применять новейшие технологи, что нередко обеспечивает приоритет страны в какой-то сфере производства.

Однако, анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию. Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда -  дальнейший рост цен, инфляции, а следовательно, эмиссии денег.

Делая вывод из всего вышесказанного, необходимо отметить, что несмотря на негативные стороны стимулирующей функции, для предпринимательских организаций прибыль всё же является стимулом для инвестирования средств в те сферы деятельности, которые приносят прибыль.

Прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. Дальнейшее усиление стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В рыночной экономике экономическая категория «прибыль» занимает центральное место, выражая разносторонние экономические связи и выступая в качестве основной цели предпринимательской деятельности.

Стремление к её получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитии конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования этой сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников.

За счет прибыли удовлетворяются интересы участников (акционеров), кредиторов коммерческих организаций; осуществляются платежи в бюджет, формирующие основную часть финансовых ресурсов государства.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что стремление к увеличению прибыли превращает ее в главную движущую силу и основной источник социального и экономического развития не только отдельных хозяйствующих субъектов, но и государства в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бабо А. Прибыль: Пер. с фр. / Общ. ред. и коммент. В. И. Кузнецова.— М.: Прогресс-Универс, 2007.— 176 с.

2. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-5-е изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 2008. - 1280 с.

3. Гурко С.П. Экономическая теория. Учебное пособие. - М.: Наука, 2010.- 214 с.

4. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Прогресс. Универс , 1. Т. 1-3.

5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2009. – 423 с.

6. Сурин А.И. История экономики и экономических учений: учебно-метод. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 200с.

7. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов; Под общ. ред. А.Г. Грязновой – М.: Финансы и статистика, 2009. – 1168 с.

8. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. – М.: Эксмо, 2008. – 864 с.

9. Юров В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2004.– 144 с.

10. Маркс К. Капитал [электр.ресурс].- Режим доступа: http://talks.net.ru/books/kapital/tom3/index.html

11. Найт Ф.Х. Риск  Неопределённость и прибыль [электр.ресурс].- Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-47/index.html.

27

 



Информация о работе Прибыль и ее стимулирующее значение