Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:56, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основе комплексного анализа показателей прибыли и рентабельности определить основные направления их повышения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить экономическую сущность прибыли предприятия, раскрыть виды и факторы, влияющие на ее величину;
- определить систему показателей рентабельности;
- проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия;
- рассчитать показатели рентабельности предприятия и проанализировать их;
- спланировать основные мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности предприятия.
Введение 5
1. Прибыль и рентабельность как экономические категории
1.1 Сущность прибыли и ее роль в рыночной экономике 7
1.2 Основные виды и факторы, влияющие на величину бухгалтерской прибыли 9
1.3 Система показателей рентабельности 15
2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО АНК «Башнефть»
2.1 Краткая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ показателей прибыли ОАО АНК «Башнефть» 22
2.3 Расчет и анализ показателей рентабельности ОАО АНК «Башнефть» 28
3. Мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности
ОАО АНК «Башнефть» 31
Заключение 35
Список используемых источников 38
Приложение А. Бухгалтерский баланс 40
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках 42
Приложение В. Структура выручки за 2009 год 43
Приложение Г. Структура выручки за 2010 год 44
Практически се показатели 2010 года выше, чем в 2009, это связано с улучшением технологий, подписанием новых соглашений и контрактов и ростом цен на добываемую продукцию. Прослеживается заметное переориентирование на экспорт продукции, что связано с более выгодными условиями продажи нефти и нефтепродуктов за рубеж. Также прослеживается значительное увеличение удельной реализации нефтепродуктов, что свидетельствует о внедрении новых технологий в процесс добычи и переработки продукции.
3. Факторный анализ предприятия ОАО АНК «Башнефть».
Факторный анализ позволяет определить, какое влияние на изучаемый показатель оказало изменение того или иного фактора.
Прибыль от реализации продукции компании определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг.
Факторами, влияющими на величину прибыли являются:
- Изменение объема продаж.
- Изменение ассортимента реализованной продукции.
- Изменение себестоимости продукции.
- Изменение цены реализации продукции.
Задачами факторного анализа прибыли от продаж является оценка резервов повышения эффективности производства, и, следовательно, увеличения прибыли предприятия и подготовка обоснования для принятия управленческих решений.
1.Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.
Основная методическая сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).
Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.
Объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 17326 млн. долл. (13341/0,77). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 256% (17326/6775*100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 156%.
За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от операционной деятельности увеличилась: 618 * (1,55697) = 962,2 млн. долл.
2. Влияние структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и операционными затратами базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.
- выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 17326 млн. долл.;
- фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (5670*2,55697) = 14498 млн. долл.;
- коммерческие и управленческие расходы базисного периода 487 млн. долл.;
- прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (17326 –14498–487) = 2341 млн. долл.
Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 2341 – (505*2,55697) = 1049,73 млн. долл.
Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с большим уровнем доходности.
3. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 10601 – (5670*2,55697) = -3897 млн. долл. Себестоимость реализованной продукции уменьшилась, следовательно, прибыль от продажи продукции увеличилась на ту же сумму
4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. В отчетном периоде указанные расходы были сокращены на 487-470=17 млн. долл.
5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 13341-17326= - 3985 млн. долл.
Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:
- изменение объема продаж 962,2 млн. долл.;
- изменение структуры ассортимента реализованной продукции 1049,73 млн. долл.;
- изменение себестоимости 3897 млн. долл.
- изменение величины коммерческих и управленческих расходов 17 млн. долл.;
- изменение цен реализации - 3985 млн. долл.
- общее влияние факторов 1941 млн. долл.
Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости продукции, также уменьшение коммерческих и управленческих расходов.
2.3 Анализ рентабельности предприятия ОАО «НК «Роснефть».
В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции, работ, услуг покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.
Основным индикатором при анализе рентабельности предприятия является уровень рентабельности производства.
Рпр-ва,2009=10,1%
Рпр-ва,2010=21,2%
Уровень общей рентабельности в 2010 году вырос на 11,1% по сравнению с 2009 годом. Это связано с увеличением прибыли до налогообложения и увеличение выручки предприятия, что благополучно сказывается на финансовой деятельности предприятия ОАО АНК «Башнефть».
Уровень рентабельности производства показывает, какую прибыль предприятие получает с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Для более точного определения развития фирмы, исходя из уровня рентабельности производства, необходимо рассчитать рентабельность активов.
Определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым активам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются активы.
Ра,2009=3,7%
Ра,2010=10,3%
Рентабельность активов в 2009 году составила 3,7%, в 2010 году 10,3%. Это означает, что на каждый рубль активов приходилось 0,04 и 0,1 долл. прибыли. Рентабельность оборота увеличилась в 2010 году в 2,5 раза, что свидетельствует о более эффективном ведении хозяйственной деятельности.
Следует рассматривать не только эффективность использования всех активов, но и эффективность ресурсов, принадлежащих собственникам предприятия, т.е. рентабельность собственного капитала. Коэффициент рентабельности собственного капитала рассчитывается следующим образом:
(7)
Рск, 2009 =5,6%
Рск, 2010 =19,3%
Данный коэффициент показывает, сколько копеек прибыли приходится на каждый рубль собственного капитала. Рентабельность собственного капитала тем выше, чем ниже его доля в общем объеме ресурсов, используемых предприятием, иными словами, чем больше доля заемных ресурсов. Исходя из этого, рассчитанная рентабельности собственного капитала показывает, что в 2010 году доля заемных средств значительно возросла.
Рентабельность продаж - коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждой заработанной денежной единице. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли за определенный период к объёму продаж (выручке) за тот же период.
Рпрод,2009=7%
Рпрод,2010=11,5%
Рентабельность продаж увеличилась на 4,5%, а это свидетельствует о более эффективном ведении хозяйства.
Также этот показатель может служить ориентиром в оценке конкурентоспособности услуг, предоставляемых предприятием, и его повышение говорит о высоком спросе и высокой конкурентоспособности.
Таблица 3 - Показатели рентабельности
Показатели | 2009 год | 2010 год | |
Рентабельность производства, % | 10,1 | 21,2 | |
Рентабельность активов, % | 3,7 | 10,3 | |
Рентабельность собственного капитала, % | 5,6 | 19,3 | |
Рентабельность объема продаж, % | 7 | 11,5 |
Уровень рентабельности производства повысился по сравнению с 2009 годом на11,1%, причиной этого стало улучшение соотношения между расходами и доходами, повышение уровня экономической активности.
На мой взгляд, прибыль является сложным комплексным показателем, величины которого непременно учитывается в процессе обоснования и принятия управленческих решений. Итак, подводя итог о формирование прибыли предприятия и эффективности использования ОАО АНК «Башнефть» своих производственных мощностей можно сделать вывод, что с каждым годом все показатели увеличиваются, что говорит об эффективной деятельности предприятия в 2009году.
3. Мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности ОАО АНК «Башнефть».
В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует производителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся [18]:
- природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др. (внешние факторы);
- изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы);
- повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др. (интенсивные);
- снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др. (внепроизводственные факторы).
Изучение социально-экономической сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, влияния на нее различных производственных и непроизводственных факторов, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности предприятия.
Прибыль от реализации продукции находится под влиянием ряда факторов - изменения в уровне отпускных цен, объеме производимой продукции, себестоимости, структуре производимой продукции. Однако наиболее значительно на прибыль от реализации воздействуют два фактора - изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции.
Информация о работе Прибыль предприятия : формирование, распределение