Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:56, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основе комплексного анализа показателей прибыли и рентабельности определить основные направления их повышения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить экономическую сущность прибыли предприятия, раскрыть виды и факторы, влияющие на ее величину;
- определить систему показателей рентабельности;
- проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия;
- рассчитать показатели рентабельности предприятия и проанализировать их;
- спланировать основные мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности предприятия.
Введение 5
1. Прибыль и рентабельность как экономические категории
1.1 Сущность прибыли и ее роль в рыночной экономике 7
1.2 Основные виды и факторы, влияющие на величину бухгалтерской прибыли 9
1.3 Система показателей рентабельности 15
2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО АНК «Башнефть»
2.1 Краткая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ показателей прибыли ОАО АНК «Башнефть» 22
2.3 Расчет и анализ показателей рентабельности ОАО АНК «Башнефть» 28
3. Мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности
ОАО АНК «Башнефть» 31
Заключение 35
Список используемых источников 38
Приложение А. Бухгалтерский баланс 40
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках 42
Приложение В. Структура выручки за 2009 год 43
Приложение Г. Структура выручки за 2010 год 44
Таким образом, в целях совершенствования механизмов формирования и распределения прибыли и повышения рентабельности рекомендуются разработать мероприятия способные обеспечить:
- повышение эффективности использования ресурсов предприятия; совершенствование системы управления оборотными средствами;
- уменьшение ресурсозатрат, ведущее к снижению себестоимости;
- уменьшение остатков нереализованной продукции; ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- снижение затрат на рубль товарной продукции;
- рост прибыли за счет эффекта масштаба, а не повышения цен на продукцию;
- совершенствование системы управления производством.
Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом.
Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции):
3. увеличение объемов реализации продукции; снижение ее себестоимости; повышение качества товарной продукции;
4. реализация ее на боле выгодных рынках и т.д.
Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно - стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации. Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
К показателям снижения себестоимости относятся следующие показатели:
5. показатели, связанные с повышением технического уровня производства;
6. показатели, связанные с улучшением организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда) [19].
Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:
7. установление динамики важнейших показателей себестоимости;
8. определение затрат на рубль товарной продукции;
9. выявление резервов снижения себестоимости.
Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции. Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства. Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен. Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями (за исключениями предприятий-монополистов, уровень цен на продукцию которых регулируется государством). Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от продажи и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи и зависят от организации и управления деятельностью предприятия. Поэтому важен контроль за изменениями внутренних факторов: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов и т. д.
Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции - увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости.
Основными резервами роста рентабельности ОАО АНК «Башнефть» являются снижение себестоимости реализованной продукции, увеличение объема ее реализации, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках и т.д.
Также важным резервом повышения рентабельности на предприятии является уточнение применяемой в финансовом менеджменте методики управления оборотными средствами.
При пересмотре подходов к организации управления оборотными средствами во главу угла на предприятии должно быть поставлено ускорение их оборачиваемости, в том числе за счет предоставления права реализовывать продукцию при минимальной рентабельности, совершенствования нормирования потребляемых, повышение материальной заинтересованности.
Этот раздел финансового менеджмента должен включать управление обеспеченностью важнейших групп активов, ликвидностью, а также поступлением и расходованием денежных средств.
Основным резервом роста прибыли ОАО АНК «Башнефть» в 2011 году является снижение себестоимости производимой продукции, повышения ее качества, а также увеличение объемов реализации (поиск новых рынков сбыта).
Себестоимость нефти и нефтепродуктов можно понизить за счет внедрения в процесс добычи и переработки современных технологий, правильного и эффективного использования трудовых ресурсов, уменьшение транспортных расходов за счет применения новых видов транспортировки и использования новых маршрутов движения транспорта.
Объемы реализаций можно увеличить за счет приобретения новых рынков сбыта (заключение договоров на поставку нефти и нефтепродуктов со странами Зарубежья) и путем увеличения собственной розничной сети продаж продукции предприятия.
В результате проведенного анализа показателей прибыльности и рентабельности деятельности предприятия ОАО АНК «Башнефть» можно сказать о том, что управление производственной и финансовой деятельностью организации осуществляется эффективно и основной целью руководства является сохранение темпов роста 2009-2010 годов.
Таким образом, основные направления повышение рентабельности на ОАО АНК «Башнефть» заключаются в применении новых подходов к управлению финансовыми отношениями, а в частности опора на инициативу самого руководства предприятия, учет при оценке работы предприятия реальных условий. Все это создаст условия для реального роста прибыли и рентабельности, повышения конкурентоспособности и эффективности производства.
Заключение
Постоянное улучшение технологического процесса производства, повышение качества оказываемых услуг, нормальное налоговое законодательство, расширение производства, снижение себестоимости продукции или услуги, грамотное и эффективное управление это самые главные, но далеко не все, слагаемые максимизации прибыли предприятия в стране с рыночной экономикой. Прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности. Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет определенные функции. Во-первых, она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного показателя рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятия. Чем больше уделяется внимание рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.
Объектом анализа являлась прибыль и рентабельность предприятия ОАО АНК «Башнефть». ОАО АНК «Башнефть» — вертикально-интегрированная нефтяная компания, формирующаяся на базе крупнейших предприятий ТЭК Республики Башкортостан. Компания входит в топ-10 предприятий России по объему добычи нефти и в топ-5 — по нефтепереработке. Были рассмотрены четыре вида анализа горизонтальный, вертикальный факторный и анализ коэффициентов (рентабельности).
Основные изменения показателей прибыли: Выручка от реализации продукции увеличилась на 6556 млн. долл. в 2010 году по сравнению с 2009. Прибыль до налогообложения в 2009 году составила 643 млн. долл., а в 2010 году 2014 млн. долл., увеличение составило 1371 млн. долл. Рентабельность с 10,1% увеличилась до 21,2%. В конечном итоге чистая прибыль на конец 2010 года составила 1546 млн. долл. что на 1073 млн. долл. больше чем 2009 году.
После проведение факторного анализа было выявлено что, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости продукции, также уменьшение коммерческих и управленческих расходов.
Иностранные валюты, в особенности, доллар США и евро, играют значительную роль в определении экономических параметров многих хозяйственных операций в России. В нефтегазовом секторе значительная доля экспортных контрактов, инвестиционной и финансовой деятельности осуществляется в конвертируемой валюте, как правило, в долларах США.
Поэтому все данные о компании представлены в долларах США.
Факторы роста компании ОАО АНК «Башнефть»:
1) Компания старается быть максимально «прозрачной», что дает основания для того, чтобы с доверием относится к НК, однако конкретику все же получить сложно.
2) Компания демонстрирует положительные темпы роста добычи.
3) Переключение на более прибыльный сегмент переработки.
4) Выручка компании за 2010 год возросла на 96,9%, чистая прибыль – почти на 226,2%.
Одним из способов повышения прибыльности ОАО АНК «Башнефть», на мой взгляд, является точное и своевременное выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. Для совершенствования процесса производства, по моему мнению, необходимо внедрить комплексный подход к рациональному производству и потреблению материалов. Он должен включать следующие направления:
- совершенствование структуры использования ресурсов путем непрерывного наращивания доли новых видов в общем, объеме материалов с высокими техническими параметрами;
- улучшение эксплуатационных свойств и структуры традиционных материалов;
- совершенствование традиционных форм и методов экономии материалов, включая снижение материалоемкости в процессе конструирования изделий, а также совершенствование нормативов технологий обработки материалов;
После проделанной работы можно подвести следующие итоги для совершенствования экономического механизма управления прибылью:
1. Строгое соблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Особо важно заинтересовать предприятие в производстве престижных и наиболее нужных для рынка изделий.
2. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.
3. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.
4. Снижение непроизводительных расходов и потерь.
5. Внедрение в практику оперативного учета затрат на производство продукции.
6. Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для решения задач анализа прибыли и рентабельности.
7. Совершить перенос акцентов в управлении прибылью на управление доходом предприятия.
8. Погашение долга компании.
Список используемых источников
1. Бурмистрова Л.М Финансы предприятий: Учеб. Пособие – М.: ИНФРА-М 2009, 240 с.
2. Волкова О.И. Экономика предприятия: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. О.И. Волкова; Рос. Экон. Акад. Им. Г.В. Плеханова, 2000. – 518с.
3. Ильин, А.В. Новый взгляд на прибыль и налог / Ильин, А.В. // ЭКО. - 2007.-№12.
4. Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Г.Лапусты.- Инфра – М, 2000.-264с.
5. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 414 с.
6. Ендовицкий Д.А Формирование и анализ показателей прибыли организации / Ендовицкий, Д.А // Экономический анализ. - 2007. - № 11.
7. Грузинов, В.П. Экономика предприятий (предпринимательская): / Грузинов, В.П. Учебник для вузов - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. — 208 с.
Информация о работе Прибыль предприятия : формирование, распределение