Прибыль: сущность, концепции, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание

Тема курсовой работы – «Прибыль: сущность, концепции, виды». Данная тема была выбрана исходя из ее актуальности, т.к. получение прибыли непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты прибыли: сущность, концепции, виды……………………………………………………….5
Сущность и функции прибыли……………………………………..5
Виды прибыли……………………………………………………...12
Концепции прибыли…………………………………………….…18
Глава 2. Экономический анализ прибыли Группы ОАО «Акрон»
Организационно-экономическая характеристика деятельности Группы…………………………………………………………………………...24
Экономический анализ прибыли Группы ОАО «Акрон»…26
Глава 3. Мероприятия для максимизации прибыли………………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………35
Библиографический список…………………………………………....38

Работа состоит из  1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 117.94 Кб (Скачать документ)

Кларк создает вариант  теории, где эксплуатация труда капиталом  ставится под сомнение.

В теории Кларка каждый фактор производства характеризуется специфической  производительностью и создает  доход, причем каждый собственник получает свою долю доходов, которую создает  принадлежащий ему фактор.

Исходя из закона убывающей  предельной производительности Кларк  делает вывод, что при неизменном размере капитала каждый дополнительный работник производит меньше продукции, чем ранее принятый. Производительность труда последнего работника называется предельной производительностью труда. По мнению Кларка, только тот продукт, который создается предельным рабочим, можно вменить труду и считать продуктом труда, остальная же часть продукции, то есть разница между «продуктом промышленности» и «продуктом труда» представляет собой продукт капитала.

Основополагающим в теории Кларка является утверждение, что предельный продукт в денежной форме определяет справедливый, естественный уровень  дохода, выплачиваемый каждому фактору  производства. Естественный, справедливый уровень заработной платы рабочих в нашем примере будет совпадать с ценой предельного продукта, произведенного последним рабочим, то есть с ценой восьми единиц продукции. Если принять предложение Кларка, что заработная плата определяется предельной производительностью труда, то есть предельной производительностью последнего рабочего, то легко объяснить крайне низкую заработную плату в развивающихся странах, поскольку в условиях избыточного предложения труда по отношению к суммарному капиталу общества, предельный продукт последней единицы общественного труда будет стремиться к минимуму. Впрочем, утверждение о вознаграждении фактора в соответствии с величиной его предельного продукта Кларк распространяет и на другие факторы производства. В частности, в его теории величина процента как продукта капитала определяется единицей капитала, дающей наименьший рост продукции. При прочих равных в условиях убывающей предельной производительности, чем больше величина суммарного капитала общества, тем ниже процентная ставка. Таким образом, и капиталист, и рабочий являются жертвами «естественных законов», именно закона убывающей предельной производительности. По утверждению Кларка, если нет препятствий для конкуренции, заработная плата, процент и рента будут представлять собой цены факторов производства, совпадающие по величине с их предельным продуктом, или с их предельной производительностью. Интересно отметить, что в модели ценообразования на факторы производства Кларка впервые после классиков политической экономии процесс производства и распределения имеют единую основу – предельный продукт факторов.

Со временем опубликованная теория Кларка подвергается критике, которая  идет по нескольким направлениям. Во-первых, подвергается сомнению постулат о справедливом распределении доходов на основе предельной производительности факторов производства. Напомню, что сам Кларк рассматривал теорию предельной производительности как механизм, обеспечивающий каждому производственному фактору доход, который от вечает требованию не только «эффективность», но и «справедливости». Конечно, надо иметь ввиду, что Кларк развил эту теорию применительно к условиям совершенной конкуренции, совершенного предвидения и абсолютной мобильности факторов производства. Но даже в этих условиях результаты действия рыночных механизмов вряд ли можно считать справедливыми. Если какой-либо фактор относительно дефицитен, это приведёт к установлению высокой цены на него и нет оснований полагать, что эта, продиктованная соображениями эффективности вряд ли можно назвать теорией распределения, поскольку настоящая теория ценообразования должна нам рассказать  о распространениях доходов в обществе. Теория предельной производительности это скорее теория ценообразования на факторы производства. Но даже здесь она не является теорией ценообразования в полном смысле слова, так как совершенно не затрагивает  предложения на соответствующих рынках. Чтобы выйти из этого затруднения, надо принять предположение о совершенной неэластичности, заданности объём производства.

В связи с вышесказанным, надо сделать вывод, что теория предельной производительности – это не более  чем теория формирования цен спроса на производственные факторы. Именно таков  современный статус теории предельной производительности и именно в таком  виде она вошла в теорию поведения  фирмы.

Что касается приложимости теории предельной производительности на макроэкономическом уровне, то надо сказать, что на базе этой теории были созданы впоследствии модели производственных функций. Наиболее известной является Кобба - Дугласа, названная по имени американского экономиста Дугласа и математика Кобба, разработанная ими в 1928 году на основе соотношения динамики физического объёма валового продукта, размеров капитала и количества отработанных рабочими и служащими обрабатывающей промышленности США человеко-часов.

В рыночной экономике можно  выделить экономическую, рисковую и  функциональную теорию прибыли. В основе первой лежит принцип теории предельной производительности, согласно которой  капитал участвует в процессе производства и оказывает такую  же «производительную» услугу, как  и труд, и получает соответствующую  долю общественного продукта, равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом, - прибыли. В рисковой теории прибыль трактуется как порождение деятельности предпринимателей в условиях несовершенной конкуренции для которой характерны риск, неопределенность и вызываемые ими потери, банкротство, безработица. В данной теории прибыль рассматривается как компенсация и как вознаграждение за преодоление неопределенности. Сторонники функциональной теории рассматривают прибыль как вознаграждение за осуществление функций нововведений, внедрение достижений научно-технического прогресса и за экономические услуги обществу. Прибыль носит временный характер, постоянно то появляется, то исчезает.

Марксистская теория прибыли  и др. Марксистская теория рассматривает  прибыль как превращенную форму  прибавочной стоимости, неоплаченный труд работников сферы материального  производства. Превращенной формой прибыль  является потому, что она представляется порождением не только наемного капитала, но и всего затраченного капитала. Теория прибыли и ее норма(общая и средняя) использовалась К. Марксом для объяснения как экономических процессов образования средней прибыли в ходе конкуренции, цены производства, ренты и процента, так и классовых взаимоотношений наемного труда и капитала. Прибыль в капиталистическом обществе – и цель производства, и движущий мотив технического процесса, экономического роста.

А. Смит и Д. Рикардо увидели источник прибыли не в обращении, а в производстве. Исходя из трудовой теории стоимости, прибыль понималась как доход, который служит вознаграждением капиталиста за услуги капитала.9

Весьма интересную и достойную  внимания концепцию происхождения  прибыли предлагает Л. М. Пронский. Он доказывает, что прибыль одного предпринимателя – это всегда убытки другого. Чтобы никто не разорялся, никто не должен получать прибыль. В этом случае все товары должны продаваться по «стоимости», т.е. по той цене, в которую обходится их производство. А если кто-то продает выше стоимости, значит, кто-то другой лишается возможности окупить свои расходы.

Прибыль одного возможна только за счет другого. Под этим другим Пронский понимает другого капиталиста(микроэкономический источник прибыли), «печатный станок», т.е. эмиссию (макроэкономический источник), иностранца (мегаэкономический источник).

Теорию трудовой стоимости  обобщил К.Маркс и дал понятие прибавочной стоимости как неоплаченной стоимости товара, созданной трудом наемных рабочих и присваиваемой капиталистом, т.е. собственником. Многие современные экономисты придерживаются теории К.Маркса в вопросах происхождения прибыли.

В общем смысле все авторы сходятся в том, что прибыль представляет собой разницу, отклонение, остаток. Исследователи единодушно рассматривают прибыль как «нечто», содержащееся в выручке от продажи. Разногласия, причем весьма существенные, возникают при попытке установить из каких же компонентов состоит это «нечто».

Теоретические взгляды меркантилистов, например, основывались на исследовании внешней торговли. Они утверждали, что возникновение прибыли связано  с внешней торговлей в результате того, что товары за границей продаются  по более высоким ценам, чем их купили внутри страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономический анализ прибыли  группы ОАО «Акрон»

 

2.1 Характеристика Группы ОАО «Акрон»

 

Группа «Акрон» входит в число крупнейших мировых производителей минеральных удобрений. Высокая степень вертикальной интеграции – разработка калийных и фосфатных месторождений, три крупных производственных предприятия, собственная транспортная инфраструктура и международная сбытовая сеть – создает платформу для динамичного развития компании.

Группа «Акрон» – это:

  • первый в России и один из крупнейших в мире производителей сложных удобрений NPK;
  • один из крупнейших в России производителей аммиака и широкой линейки азотных удобрений;
  • компания, занимающая устойчивые позиции на наиболее перспективных мировых рынках удобрений – в Китае, России, Таиланде, Бразилии и США;
  • портфель амбициозных инвестиционных проектов по созданию собственной сырьевой базы и расширению производственных мощностей;
  • бизнес, ориентированный на решение глобальных задач человечества – обеспечение потребности в пище растущего населения Земли и повышение урожайности в условиях сокращения количества пахотных земель;
  • ответственный работодатель для 14 160 человек.

Группа «Акрон» — динамично развивающаяся компания. Основными активами являются два производственных предприятия — ОАО «Акрон» и ОАО «Дорогобуж» — составлявшие основу советской отрасли по производству минеральных удобрений. После распада Советского Союза оба предприятия были приватизированы, проведена крупномасштабная реорганизация производств. В начале 2000-х годов компания взяла курс на построение вертикально интегрированного холдинга. Сегодня в состав Группы входят логистические и сбытовые компании, а также проекты по добыче сырья. Для укрепления своих позиций на крупнейшем мировом рынке минеральных удобрений — в Китае — Группа приобрела предприятие по производству комплексных удобрений «Хунжи-Акрон» и создала широкую сбытовую сеть.

В 2011 году три предприятия  Группы «Акрон» произвели 5 844 тыс. т  товарной продукции, что стало абсолютным рекордом за всю историю компании.

Ведущее предприятие Группы «Акрон». Производственные мощности ОАО  «Акрон» введены в строй в 1960-1980-е  годы и впоследствии модернизированы  в 1990-2000-е годы. Несколько современных  производств было построено в 2006-2009 годах.

Самые крупные мощности по выпуску аммиака и NPK. Единственное предприятие Группы, производящее широкую  линейку азотных удобрений и  продукцию органической химии.

Благодаря выгодному географическому  положению вблизи портов Балтийского  моря предприятие в основном ориентировано  на экспорт удобрений.

Производство минеральных  удобрений и промышленной продукции  – основное направление деятельности Группы «Акрон». Поддержание высокого уровня производительности, увеличение объемов выпуска и продаж продукции, повышение ее качества и снижение себестоимости – это основа устойчивого  развития Группы «Акрон».

В 2011 году Совет директоров утвердил Положение об информационной политике ОАО «Акрон». Сформирован  Комитет по раскрытию информации, который отвечает за проведение единой информационной политики, соответствующей  требованиям законодательства и  коммерческим интересам компании.

В компании действуют подразделения  для оперативного взаимодействия с  акционерами (управление обращения  ценных бумаг) и с инвесторами  и аналитиками (управление по связям с инвесторами). Руководство компании регулярно участвует в инвестиционных форумах, конференциях и встречах с  инвесторами, а также в международных  мероприятиях по вопросам корпоративного управления. Компания также организовывает визиты аналитиков и инвесторов на производственные площадки.10

 

 

2.2 Экономический анализ деятельности Группы ОАО «Акрон»

 

Данный анализ финансовых результатов основан на аудированной консолидированной финансовой отчетности Группы «Акрон» (далее – Группа), составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и рассматривается совместно с ней. В этом обзоре финансовых результатов сравниваются показатели финансового года, закончившегося 31 декабря 2011 года, с показателями финансового года, закончившегося 31 декабря 2010 года.

В течение 2011 года мировые  цены на сельскохозяйственные товары были достаточно стабильны и находились на высоких уровнях, что стимулировало  фермеров приобретать больше удобрений. На этом фоне, а также из-за экспортных ограничений на поставки азотных  и фосфатных удобрений из Китая  цены на все виды удобрений уверенно росли на протяжении первых трех кварталов 2011 года. В четвертом квартале на рынке азотных продуктов произошла  резкая коррекция, по итогам которой  цены упали на 20-30% и фактически вернулись  на уровень начала года. 

Объем продаж продукции в  физическом выражении в 2011 году увеличился на 7% по сравнению с 2010 годом. Рост объемов  продаж азотных и сложных удобрений  связан как с увеличением выпуска  продукции (в частности, в ОАО  «Дорогобуж» не проводился длительный капитальный ремонт агрегата аммиака), так и с увеличением объемов  переработки аммиака. В связи  с этим продажи товарного аммиака снизились (таблица 2).

Информация о работе Прибыль: сущность, концепции, виды