Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание

На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какому-либо из видов: полиполия (совершенная конкуренция), олигополия, монополия или монопсония.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3-4
Фирма как экономический субъект……………………………………………….5
Сущность и теоретические основы рынка совершенной конкуренции…..………………………………………………………………………………6-13
Условия возникновения совершенной конкуренции………...………..14-17
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции…………18-28
Модели рыночной структуры………………………………………………18-19
Поведение фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие……………………………………………………………………………20-23
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде…………………….24-25
Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы………………………………………………………………………………..…26-27
Конкуренция со стороны фирмы………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.docx

— 82.41 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина: микроэкономика

Тема: «Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………………………………3-4
  2. Фирма как экономический субъект……………………………………………….5
  3. Сущность и теоретические основы рынка совершенной конкуренции…..………………………………………………………………………………6-13
  4. Условия возникновения совершенной конкуренции………...………..14-17
  5. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции…………18-28
    1. Модели рыночной структуры………………………………………………18-19
    2. Поведение фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие……………………………………………………………………………20-23
    3. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде…………………….24-25
    4. Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы………………………………………………………………………………..…26-27
    5. Конкуренция со стороны фирмы………………………………………….28
  6. Заключение……………………………………………………………………………………..29
  7. Список использованной литературы………………………………………………30

 

 

 

 

Введение.

На любом рынке любой его  субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они  в свою очередь зависят от таких  факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности  каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какому-либо из видов: полиполия (совершенная конкуренция), олигополия, монополия или монопсония.

Конкуренция (лат. concurentia, от concurrere - сталкиваться) – это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят:

1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли

2) степень дифференциации продукта

3) степень лёгкости (трудности)  вхождения новых производителей в отрасль

4) степень влияния отдельного  продавца (покупателя) на рыночную цену

Различают два основных вида конкуренции  – совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция укрупненно представляет собой рынок, на котором  работает большое количество фирм, производящих приблизительно схожие товары, и продающие их по приблизительно одинаковой цене. В свою очередь  рынок несовершенной конкуренции  включает несколько вариантов, при  которых конкуренция ограничена теми или иными факторами: при  монополии существует лишь один крупный  производитель, продающий свои товары по сравнительно высоким ценам, причём вход на рынок и выход из него практически не возможен; при олигополии существует несколько сравнительно крупных производителей, которые часто пребывают в сговоре, из-за чего барьеры входа достаточно высоки и т.п.

Совершенная конкуренция (не в идеале, конечно) преобладает на большинстве  рынков, и является наиболее желательной  для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной  конкуренции, в особенности для  монополии.

Всё это обуславливает необходимость  изучения рынка совершенной конкуренции  и поведения фирм на нём. Таким  образом, цель данной курсовой работы: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Из этой цели следуют такие основные задачи исследования:

  • определение сущности совершенной конкуренции;
  • изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
  • при этом необходимо рассмотреть спрос и предложение на таком рынке;
  • поведение фирмы в краткосрочный период, её потери и прибыль;
  • способы максимизации прибыли и минимизации издержек фирмы в условиях совершенной конкуренции;
  • особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии с видом конкурентного рынка.

 

Фирма как экономический  субъект.

 

     В хозяйственной практике  термин «фирма» используют для  обозначения образований, ведущих  коммерческую деятельность. Рассматривая  фирму в таком аспекте, ее  можно определить как хозяйственную  единицу, обладающую обособленным  имуществом и оформленными правилами,  позволяющими ей осуществлять  хозяйственную деятельность под  свою имущественную ответственность.  Фирма – сложное экономическое  явление. Поэтому в экономической теории сложилось несколько концепций фирмы:

  • Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу.
  • Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности.
  • Бихевиористская теория фирмы исходит из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрирует внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений.

 

Типология фирм может основываться на разных критериях  – размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного  поведения. Определим типы фирм в  зависимости от их рыночного поведения:

  • Предпринимательская фирма. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли.
  • Капиталистическая фирма – это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру.
  • Самоуправляющаяся фирма представляет собою образование, принадлежащее коллективу работников.
  • Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству.
  • Директорская фирма. Такие фирмы характеризуются размытостью прав собственности и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых менеджерами.

 

Сущность и теоретические основы рынка совершенной конкуренции.

     По самому общему  определению конкуренция – это  соперничество между участниками  рынка. В то же время по  поводу существа конкуренции  существуют различные трактовки  в зависимости от позиций, занимаемых  теоретиками. 

     По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за  экономические ресурсы, за утверждение  устойчивой ниши на рынке. Й.  Шумпетер считал, что главное  в конкурентной борьбе – внедрение  нововведений, «созидающее разрушение»  отжившего; сама же конкуренция  вовсе не идеал, технологический  прогресс нередко обеспечивает  монополия. Рассматривая процесс  конкуренции, один из столпов  неолиберального направления Ф.  Хайек делает упор на роль  информации, которая осуществляется  через движение цен, связывает  производителей и потребителей. Достоинство конкуренции в том,  что она ставит распределение  ограниченных ресурсов в зависимость  от экономических аргументов. Победить  в конкурентной борьбе обычно  можно, предлагая блага (экономические  ресурсы и продукцию) более  высокого качества либо по  меньшей цене.

Поэтому роль конкуренции заключается  в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся  по равновесной цене благ.

В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.

Совершенно конкурентный рынок  экономически эффективен, т.к. действующие  на нём рыночные силы принуждают фирмы  к производству с минимальными долгосрочными  средними издержками, обеспечивая тем  самым наилучшее использование  ресурсов, и реализации продукции  по ценам, равным предельным издержкам  производства, чем обеспечивается рациональное распределение ресурсов.

Модель совершенной конкуренции  основана на ряде допущений относительно организации рынка.

  1. Однородность продукции. Однородность продукции означает, что все ее единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей и у них нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица. Таким образом, продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы, и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой.

Совокупность всех предприятий, производящих какой-то однородный продукт, образует отрасль. Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном  фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается  та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором  обращаются акции множества корпораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные  товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные  виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и др.)

Не является однородной продукция, хотя и одинаковая, производители (или  поставщики) которой могут быть легко  распознаны покупателями по производственной или торговой марке (аспирин, ацетилсалициловая кислота), фирменному знаку или другим характеристичным особенностям, если покупатели придают им, конечно, существенное значение. Таким образом, анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции  разных предприятий означает, что  перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары предприятий-производителей близка к бесконечности

где i, j - предприятия, выпускающие однородную продукцию. Это значит, что малое повышение цены одним предприятием сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению спроса на данную продукцию на другие предприятия.

 

  1. Малость и множественность. Малость субъектов рынка означает, что объемы спроса и предложения даже наиболее крупных покупателей и продавцов ничтожно малы относительно масштабов рынка. Здесь «ничтожно малы» означает, что изменения объемов спроса и предложения отдельных субъектов в рамках короткого периода (т. е. при неизменной мощности предприятий и неизменных вкусах и предпочтениях покупателей) не влияют на рыночную цену продукции. Последняя определяется лишь совокупностью всех продавцов и покупателей, т. е. является коллективным результатом рыночных отношений. Понятно, что малость субъектов рынка предполагает и их множественность, т. е. наличие на рынке большого числа мелких продавцов и покупателей.

Пусть, например, выпуском определенной однородной продукции занято 10 000 предприятий, на долю каждого из которых приходится 0,01% отраслевого производства. Допустим, что эластичность рыночного спроса по цене е = -0,5. Тогда, если одно из предприятий решит удвоить свой объем производства, выпуск всей отрасли увеличится на 0,01%. Используя формулу расчета прямой эластичности спроса получим: ,

откуда  = -0,02. Таким образом, удвоение выпуска одним из предприятий отрасли приведет к снижению рыночной цены на две сотых процента.

Заметим, что приведенные в предыдущем пункте примеры рынков однородных товаров  не удовлетворяют допущению малости  и множественности. Ведь предлагаемые кем-то на рынке пакеты акций или  партии биржевых товаров могут быть столь велики относительно масштабов  рынка, что они существенно повлияют на их рыночную цену. Поэтому эти  рынки однородных товаров не являются удачными примерами рынков совершенной  конкуренции.

Допущения об однородности продукции, множественности предприятий, их малости  и независимости являются основанием для следующего важного предположения. В условиях совершенной конкуренции  каждый отдельный продавец является ценополучателем: кривая спроса на его  продукцию бесконечно эластична  и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска; предприятие может  продать любой объем продукции  по существующей рыночной цене. Поскольку в таком случае общая выручка предприятия, TR, растет (падает) пропорционально увеличению (снижению) выпуска продукции, средняя и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с ценой (P AR = MR). Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и предельной выручки (рис.1).

        P


 

                                                         

Информация о работе Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции