Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание

На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какому-либо из видов: полиполия (совершенная конкуренция), олигополия, монополия или монопсония.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3-4
Фирма как экономический субъект……………………………………………….5
Сущность и теоретические основы рынка совершенной конкуренции…..………………………………………………………………………………6-13
Условия возникновения совершенной конкуренции………...………..14-17
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции…………18-28
Модели рыночной структуры………………………………………………18-19
Поведение фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие……………………………………………………………………………20-23
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде…………………….24-25
Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы………………………………………………………………………………..…26-27
Конкуренция со стороны фирмы………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.docx

— 82.41 Кб (Скачать документ)

В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы  для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя  на апельсин другого производителя  не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом . На рис.3. кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.




 

 

 

 


 

В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными  такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.

  1. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:
    • наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);
    • относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);
    • значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);
    • прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);
    • ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

Свободный вход в отрасль и выход  из нее гарантируют, что между  действующими в отрасли производителями  не возникает соглашение о повышении  цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может  привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

  1. Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.
  2. Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.
  3. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
  4. Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).
  5. Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).
  6. Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.

Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой  применимы понятия «доход» и  «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования  и определения объема производства. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики.

 

 

Поведение фирмы в условиях совершенной  конкуренции.

Модели  рыночной структуры.

В первом приближении целью всякой фирмы можно считать максимизацию прибыли.

Прибыль (p) – это разница между совокупным доходом (TR) и совокупными издержками (TC) за период продаж:

p = TR – TC.

Учитывая то, что совокупный доход  равен произведению количества реализованных  товаров на их цену, эту формулу  можно представить иначе:

p = PQ – TC.

Легко заметить, что из трех переменных, находящихся в правой части равенства, главным рычагом управления объемом  прибыли для фирмы является объем  производства (Q). Действительно, цена (P) представляет собой в условиях совершенной конкуренции константу, т.е. не меняется. Это внешнее условие деятельности фирмы, с которым надо считаться, а не фактор, которым можно управлять. Что касается издержек (TC), то они сами во многом зависят от объема производства.

Другими словами, в условиях совершенной  конкуренции важнейшие решения  менеджера по управлению фирмой связаны, прежде всего, с установлением объема производства, который позволяет  достичь максимальной прибыли.

Рыночная структура, или специфическая  конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и  выбор ею рыночной стратегии и  тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими  показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение  и результативность фирмы не могут  не сказаться на функционировании и  преуспевании всей отрасли, а состояние  последней влияет на национальную экономику  в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности  контрагентов в рыночной экономике  организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макроэкономики.

Данный тезис можно изобразить в виде условной логической схемы:


структура рынка         поведение фирмы         преуспевание фирмы         преуспевание отрасли          преуспевание национальной экономики


Структура рынка в той или  иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем  в ней присутствуют характерные  принципиальные черты, позволяющие  провести классификацию. В современной  экономической теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную  конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистической конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.

 

Поведение фирмы в краткосрочном периоде  и ее равновесие.

Спрос фирмы.

Если фирма  является ценополучателем, она может  продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок не изменят принципиально  общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене. Продавать дороже фирма  не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля, ведь потребители с легкостью  могут купить такие же товары у  других производителей по рыночной цене. Таким образом, рынок примет продукцию  фирмы только по рыночной цене. В  связи с этим кривая спроса на продукцию  фирмы будет представлять собой  горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту равную рыночной цене продукта (Рис.4.)




 

 



Интересно отметить, что эта же прямая будет одновременно и графиком среднего и предельного доходов  фирмы. С каждой новой единицей проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу  продукта, также будет равен его  цене. Т.е., D = MR = AR (рис.5.)


 

 

 

 

 


 

Что касается совокупного дохода фирмы, то его легко можно подсчитать по формуле: P*Q. Графически величину совокупного дохода можно изобразить как особую кривую (рис. 6). В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат.


 

 

 

 

 

Предложение фирмы.

В краткосрочном  периоде кривая предложения фирмы  определяется ее кривой предельных издержек. Поскольку в силу убывания предельной производительности предельные издержки растут по мере увеличения объема производства, нужна более высокая цена на продукт, чтобы побудить производителя наращивать производство. Поэтому кривая предложения  будет иметь восходящий вид (рис.7).



 

 

 

 

 

Равновесие фирмы  в краткосрочном периоде.

Пересечение кривых спроса и предложения покажет  равновесие фирмы. Остановимся на сравнении  графиков равновесия отрасли и равновесия фирмы. Нетрудно заметить, что, помимо различий в масштабах производства, эти графики отличаются наклоном кривой спроса (рис. 8 – равновесие отрасли и рис. 9 – равновесие фирмы).



 

 

 

При анализе поведения фирмы  используется важное теоретическое  допущение, что производитель ведет  себя рационально. Принцип рациональности поведения производителя аналогичен принципу, используемому потребителем. Полезный результат (в данном случае это прибыль производителя) достигается, когда предельный выигрыш от производства еще одной единицы продукта превышает  предельные затраты на производство этой дополнительной единицы. Положительная  разница между предельным доходом  и предельными издержками составит предельную прибыль фирмы. Другими словами, производитель будет наращивать объем производства до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. В случае, когда MR = MC, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производство далее, то предельный доход окажется меньше придельных издержек, а прибыль начнет падать.

Следовательно, МР = МС является условием максимизации прибыли, а точка пересечения кривых МР и МС является точкой равновесия фирмы. Поскольку при совершенной конкуренции Р = МR, можно записать, что фирма максимизирует прибыль при Р = МС, это обеспечивает аллокативную эффективность (ресурсы распределяются соответственно общественным потребностям).

Равновесие фирмы характеризуется  равновесной ценой РЕ и равновесным  объемом производства QE, при которых  прибыль фирмы достигает максимума.

Экономические потери и операционная прибыль.

Было бы ошибочным полагать, что  фирма всегда получает экономическую  прибыль. Более того, далеко не всегда фирма может получить нормальную прибыль. Ситуация на рынке может  оказаться не благоприятной, а рыночная цена может опуститься настолько  низко, что общие средние издержки не будут целиком компенсироваться, следовательно, не будет и нормальной прибыли. Данная ситуация отображена графически на рис. 10. Рыночная цена Р и соответствующая ей кривая спроса на продукцию фирмы расположена ниже всей кривой средних издержек. Поэтому в точке равновесия, равно как и при другом любом объеме производства, фирма будет нести экономические убытки. Величина убытков на единицу продукта составляет разность между средними издержками и рыночной ценой продукта. На рис. 10. это соответствует интервалу СЕ. Общая величина убытков равна площади прямоугольника ВСЕ, или произведению средних убытков на объем выпуска продукта.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Как бы ни была неприятна ситуация с экономическими убытками, это не означает, что предприятию следует  немедленно прекращать производство, что фирма должна уходить с  рынка. В некоторых условиях целесообразно  продолжать производство, несмотря на убытки. Рассмотрим подробнее подобную ситуацию. Если фирма закрывает производство, это не означает, что она освобождается  от потерь. Существуют постоянные издержки, которые не зависят от объема выпускаемой  продукции. Это платежи, которые  нужно осуществлять, даже если фирма  вообще ничего в данный момент не производит. Поэтому при закрытии фирма несет  убытки (в краткосрочном периоде), равные постоянным издержкам (площадь  прямоугольника ВСFА).

Однако помимо постоянных издержек существуют еще и переменные издержки. Если цена достаточно высока, чтобы  покрыть этот вид издержек, то рациональным для фирмы будет решение продолжать производство, чтобы получить операционную прибыль и минимализировать убытки. На рис. 10 показано, что линия спроса проходит ниже кривой средних издержек, но в точке равновесия – выше кривой средних переменных издержек. В силу этого данная цена позволяет фирме получить операционную прибыль (избыток цены над средними переменными издержками, умноженный на объем выпуска продукции), равную площади прямоугольника . Эта прибыль позволяет уменьшить экономически потери фирмы до величины, равной площади прямоугольника BCE. Реальные убытки составят в этом случае величину, равную разности постоянных издержек и операционной прибыли. Таким образом, при цене, которая ниже средних, но выше средних переменных издержек, фирма не может получать прибыль в точке равновесия, но она может минимизировать экономические потери. В краткосрочном периоде рациональным  будет решение продолжать производство. Если же рыночная цена спускается настолько низко, что она не может покрыть не только средние издержки в целом, но даже и средние переменные издержки, производство становится нецелесообразным даже в краткосрочном периоде. При этом точкой закрытия фирмы будет самая нижняя точка кривой средних переменных издержек.

Равновесие фирмы в  долгосрочном периоде.

Если типичная фирма в отрасли  получает экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это привлечет  в отрасль новые капиталы, откроются  новые фирмы, а существующие в  отрасли предприятия будут расширять  производство.

Если в краткосрочном периоде  фирма терпит убытки, но получает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным решением было бы  сокращение объема производства и последующий уход из отрасли. Естественно, таким же будет  долгосрочное решение и при убытках, равных величине фиксированных издержек, т.е. когда нет операционной прибыли  в краткосрочном периоде. В таком  случае и краткосрочное и долгосрочное решение будет однозначным: закрыть  производство.

Информация о работе Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции