Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:25, курсовая работа
На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какому-либо из видов: полиполия (совершенная конкуренция), олигополия, монополия или монопсония.
Введение…………………………………………………………………………………………3-4
Фирма как экономический субъект……………………………………………….5
Сущность и теоретические основы рынка совершенной конкуренции…..………………………………………………………………………………6-13
Условия возникновения совершенной конкуренции………...………..14-17
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции…………18-28
Модели рыночной структуры………………………………………………18-19
Поведение фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие……………………………………………………………………………20-23
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде…………………….24-25
Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы………………………………………………………………………………..…26-27
Конкуренция со стороны фирмы………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………………30
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом . На рис.3. кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.
В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
Чистая конкуренция
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Модели рыночной структуры.
В первом приближении целью всякой
фирмы можно считать
Прибыль (p) – это разница между совокупным доходом (TR) и совокупными издержками (TC) за период продаж:
p = TR – TC.
Учитывая то, что совокупный доход равен произведению количества реализованных товаров на их цену, эту формулу можно представить иначе:
p = PQ – TC.
Легко заметить, что из трех переменных, находящихся в правой части равенства, главным рычагом управления объемом прибыли для фирмы является объем производства (Q). Действительно, цена (P) представляет собой в условиях совершенной конкуренции константу, т.е. не меняется. Это внешнее условие деятельности фирмы, с которым надо считаться, а не фактор, которым можно управлять. Что касается издержек (TC), то они сами во многом зависят от объема производства.
Другими словами, в условиях совершенной конкуренции важнейшие решения менеджера по управлению фирмой связаны, прежде всего, с установлением объема производства, который позволяет достичь максимальной прибыли.
Рыночная структура, или специфическая
конкурентная ситуация, оказывает доминирующее
влияние на поведение фирмы и
выбор ею рыночной стратегии и
тактики. Поведение фирмы, в свою
очередь, напрямую связано с основополагающими
показателями результатов ее деятельности:
ценой, прибылью, эффективностью. Поведение
и результативность фирмы не могут
не сказаться на функционировании и
преуспевании всей отрасли, а состояние
последней влияет на национальную экономику
в целом. Таким образом, в силу
высокой степени
Данный тезис можно изобразить в виде условной логической схемы:
структура рынка поведение фирмы преуспевание фирмы преуспевание отрасли преуспевание национальной экономики
Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. В современной экономической теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистической конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.
Поведение фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие.
Спрос фирмы.
Если фирма
является ценополучателем, она может
продать по рыночной цене любое количество
продукции. В любом случае ее поставки
на рынок не изменят принципиально
общий объем отраслевого
Интересно отметить, что эта же прямая будет одновременно и графиком среднего и предельного доходов фирмы. С каждой новой единицей проданного продукта доход фирмы будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Т.е., D = MR = AR (рис.5.)
Что касается совокупного дохода фирмы, то его легко можно подсчитать по формуле: P*Q. Графически величину совокупного дохода можно изобразить как особую кривую (рис. 6). В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат.
Предложение фирмы.
В краткосрочном периоде кривая предложения фирмы определяется ее кривой предельных издержек. Поскольку в силу убывания предельной производительности предельные издержки растут по мере увеличения объема производства, нужна более высокая цена на продукт, чтобы побудить производителя наращивать производство. Поэтому кривая предложения будет иметь восходящий вид (рис.7).
Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
Пересечение кривых спроса и предложения покажет равновесие фирмы. Остановимся на сравнении графиков равновесия отрасли и равновесия фирмы. Нетрудно заметить, что, помимо различий в масштабах производства, эти графики отличаются наклоном кривой спроса (рис. 8 – равновесие отрасли и рис. 9 – равновесие фирмы).
При анализе поведения фирмы
используется важное теоретическое
допущение, что производитель ведет
себя рационально. Принцип рациональности
поведения производителя
Следовательно, МР = МС является условием максимизации прибыли, а точка пересечения кривых МР и МС является точкой равновесия фирмы. Поскольку при совершенной конкуренции Р = МR, можно записать, что фирма максимизирует прибыль при Р = МС, это обеспечивает аллокативную эффективность (ресурсы распределяются соответственно общественным потребностям).
Равновесие фирмы
Экономические потери и операционная прибыль.
Было бы ошибочным полагать, что
фирма всегда получает экономическую
прибыль. Более того, далеко не всегда
фирма может получить нормальную
прибыль. Ситуация на рынке может
оказаться не благоприятной, а рыночная
цена может опуститься настолько
низко, что общие средние издержки
не будут целиком
Как бы ни была неприятна ситуация с экономическими убытками, это не означает, что предприятию следует немедленно прекращать производство, что фирма должна уходить с рынка. В некоторых условиях целесообразно продолжать производство, несмотря на убытки. Рассмотрим подробнее подобную ситуацию. Если фирма закрывает производство, это не означает, что она освобождается от потерь. Существуют постоянные издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции. Это платежи, которые нужно осуществлять, даже если фирма вообще ничего в данный момент не производит. Поэтому при закрытии фирма несет убытки (в краткосрочном периоде), равные постоянным издержкам (площадь прямоугольника ВСFА).
Однако помимо постоянных издержек
существуют еще и переменные издержки.
Если цена достаточно высока, чтобы
покрыть этот вид издержек, то рациональным
для фирмы будет решение
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
Если типичная фирма в отрасли
получает экономическую прибыль, то
в долгосрочном периоде это привлечет
в отрасль новые капиталы, откроются
новые фирмы, а существующие в
отрасли предприятия будут
Если в краткосрочном периоде фирма терпит убытки, но получает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным решением было бы сокращение объема производства и последующий уход из отрасли. Естественно, таким же будет долгосрочное решение и при убытках, равных величине фиксированных издержек, т.е. когда нет операционной прибыли в краткосрочном периоде. В таком случае и краткосрочное и долгосрочное решение будет однозначным: закрыть производство.
Информация о работе Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции