Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание

На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какому-либо из видов: полиполия (совершенная конкуренция), олигополия, монополия или монопсония.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3-4
Фирма как экономический субъект……………………………………………….5
Сущность и теоретические основы рынка совершенной конкуренции…..………………………………………………………………………………6-13
Условия возникновения совершенной конкуренции………...………..14-17
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции…………18-28
Модели рыночной структуры………………………………………………18-19
Поведение фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие……………………………………………………………………………20-23
Равновесие фирмы в долгосрочном периоде…………………….24-25
Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы………………………………………………………………………………..…26-27
Конкуренция со стороны фирмы………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.docx

— 82.41 Кб (Скачать документ)

 

 

         

        0


                                                               

Рис. 1. Линия спроса совершенно конкурентного предприятия.

 

  1. Свобода входа и выхода. Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка). Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. Точно так же покупатели вольны покупать товар в любом количестве, увеличить, сократить или вовсе прекратить его закупки. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль. Нет, например, патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию. Вход в отрасль (и выход из нее) не требует сколь-либо существенных первоначальных (соответственно ликвидационных) затрат. Реализованная уже укоренившимися в отрасли предприятиями экономия от масштаба не столь велика, чтобы ограничивать вход в отрасль предприятиям-новичкам.

С другой стороны, никто не обязан оставаться в отрасли, если это не соответствует его желаниям. Отсутствует  государственное вмешательство  в организацию рынка (селективные  субсидии и налоговые льготы, квоты  и другие формы рационирования спроса и предложения).

Свобода входа и выхода предполагает также совершенную мобильность  покупателей и продавцов внутри рынка, отсутствие каких-либо форм прикрепления покупателей к продавцам. Если каждый из миллиона покупателей будет поставлен  один на один с одним из миллиона продавцов, то, несмотря на их множественность  и вероятную малость, мы получим  не рынок совершенной конкуренции, а миллион ситуаций двухсторонней  монополии. Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, свободой их перетока из одной отрасли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше. Это, в частности, значит, что работники могут свободно мигрировать как между отраслями, так и между профессиями, их обустройство на новом месте жительства или переобучение не требует больших затрат. Предложение сырья, других ресурсов производства не монополизировано.

 

  1. Совершенная информированность (совершенное знание). Субъекты рынка (покупатели, продавцы, владельцы факторов производства) обладают совершенным знанием всех параметров рынка. Информация распространяется среди них мгновенно (англ., timeless) и ничего им не стоит (англ., costless). На этом допущении и основан так называемый закон единой цены, согласно которому на совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по единой рыночной цене. Это, пожалуй, наименее реалистичное и наиболее героическое допущение в экономической теории.

 Чуть выше (в пункте 1) было показано, что перекрестная эластичность спроса по цене (в пределах однородной продукции) близка к бесконечности для любой пары продавцов. И потому тот из них, кто попытается повысить цену выше обычного рыночного уровня, сразу же лишится покупателей, которые обратятся к другим продавцам. Вопрос в том: откуда узнают покупатели о наличии более дешевых источников снабжения (продавцов) и их местоположении. Суть допущения о совершенной информированности и состоит в том, что субъекты рынка заведомо обладают знанием о распределении цен среди продавцов и переход от одного продавца к другому им ничего не стоит.

К сожалению, такого априорного знания не существует. Информация дефицитна, ее получение, переработка и использование  стоят времени, сил и денег. Поэтому  некоторые экономисты модели совершенной  конкуренции предпочитают модель чистой конкуренции, признавая, что получение  и использование информации требуют  некоторого времени и усилий. Другие, напротив, считают, что без решения  проблем неопределенности и риска в условиях несовершенной информации модель чистой конкуренции не имеет никаких преимуществ перед моделью совершенной конкуренции. Допущение о совершенной информированности сродни, полагают они, допущению об отсутствии трения или сопротивления среды в физике. Наблюдающееся в действительности несовершенство информированности, безусловно, оказывает влияние на рынок и рыночную цену. Поэтому при исследовании реальных рыночных ситуаций ограничения, накладываемые допущением о совершенной информированности экономических агентов, должны быть приняты во внимание.


 

 




 

 





 

 

 

Рис.2. Условия совершенной  конкуренции.

Свобода доступа на рынок предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли  хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и  иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную  связь между производителями  и потребителями. Совершенная конкуренция  является также условием формирования рыночного механизма, образования  цен и самонастройки экономической  системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические  побуждения отдельных индивидов  к получению собственной экономической  выгоды обращаются на благо всего  общества.

Для фирмы невозможность влиять на цену означает, что каждая дополнительная единица продукции, произведённая  ею, реализуется по неизменной цене. Но совершенная конкуренция принуждает фирмы минимизировать средние издержки и продавать свою продукцию по цене, соответствующей таким издержкам, поскольку фирма увеличивает выпуск до тех пор, пока цена превышает предельные издержки.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет  большой информацией о рынке, чем остальные продавцы, придя  на рынок, застает уже сложившийся  уровень цен, изменить который вне  его власти, – ведь рынок сам  диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым  продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с  уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает  возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного»  перемещения создает условия  для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок. Поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Совершенная конкуренция характеризует  идеальный, нормативный тип рыночной структуры и поведения экономических  агентов. В современной экономической  теории сделана попытка конкретизировать характеристики конкуренции, определить, каковы те допустимые отклонения от параметров совершенной конкуренции, которые  позволяют обеспечить приемлемый уровень  эффективности рынка. С этой целью  введено понятие "работающая конкуренция" (перевод с англ. workable competition; впервые  использовано американским экономистом Дж.М.Кларком) и сформулированы её структурные, поведенческие и функциональные критерии. Так, в качестве основных структурных критериев чаще всего выделяют: наличие достаточно большого числа продавцов (во всяком случае, настолько, насколько это позволяет эффект масштаба); отсутствие искусственных барьеров входа на рынок; отсутствие значительных различий в качестве предлагаемых на данном рынке продуктов и их соответствующее отражение в ценах. В качестве критериев поведения выделяют достижение конкурентных преимуществ при отсутствии сговора с другими фирмами, отсутствие принудительных, несправедливых методов конкурентной борьбы, в качестве функциональных критериев – эффективную производственную и маркетинговую деятельность, минимизирующую затраты, избежание чрезмерных затрат на продвижение товара, использование всех возможностей для внедрения новых технологий и продуктов.

Необходимо отметить, что ни один реальный рынок не удовлетворяет  всем перечисленным условиям. Реальные рынки, как правило, несовершенны. Обычно выделяют два основных типа рынков несовершенной конкуренции: монополистическую  конкуренцию и олигополию. Поэтому  схема совершенной конкуренции  имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

Но все-таки в экономической  практике имеются рынки некоторых  товаров, больше всего подходящие под  критерии данной рыночной структуры. Например, рынок ценных бумаг или рынок  сельскохозяйственной продукции. Здесь  количество продавцов и покупателей  настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением  ни один человек или группа не в  состоянии контролировать рынок  по отдельным видам ценных бумаг  или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны  и последние владеют полной информацией  об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для  такого рынка особой - «биржевой» - формы  организации.

При наличии конкуренции на рынке  производители с целью получения  максимальной прибыли стремятся  снизить издержки производства на единицу  продукции, В результате этого создается  возможность снижения цены, что увеличивает  объем продаж у производителя  и его доход. Самым эффективным  способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору большой доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг  для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции  происходит как за счет дифференцирования  отдельного продукта. Производители  осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне  изучает потребительский спрос  и создает новые формы и  методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает  прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет  все желания и потребности  покупателя. В итоге выигрывает и  потребитель, и общество в целом.

«Совершенным конкурентом» является тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или  понижения. В свою очередь «полностью конкурентной отраслью» является такая  отрасль, которая состоит исключительно  из многочисленных совершенных конкурентов.

Модель совершенной конкуренции, которую использовали неоклассическая  школа, опиралась, как известно, на ряд  весьма условных теоретических предпосылок. Предполагалось, в частности, что  экономика является абсолютно гибкой и мобильной: имеется подвижность  ресурсов, отсутствуют малейшие препятствия  для перелива капитала и труда, не существует какого-либо центра экономической  власти, способного ограничивать свободу  хозяйственных субъектов. Многие представители  западной экономической теории понимали всю условность указанных предпосылок, поэтому уже в XIX в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияние монополий на структуру рынка. Наиболее известными работами в этом направлении являются “Теория монополистической конкуренции” Чемберлена и “Экономическая теория несовершенной конкуренции” Робинсон.

 

Условия возникновения совершенной конкуренции.

Из определения совершенной  конкуренции следуют условия  возникновения такой конкурентной среды. При этом следует учитывать, что рынок совершенной конкуренции  может быть устойчив лишь в том  случае, если в основе его существования  присутствуют все необходимые условия.

  1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малый размер субъектов рынка. Малый размер субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения  любого производителя неминуемо  приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что  вызовет изменение равновесной  цены. Однако в реальной жизни небольшие  фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок  иностранных валют.

Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут  воздействовать на цену, они выступают  как принимающие цену (ценополучатели).

  1. Однородность продукции разных предприятий, то есть, нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.

Информация о работе Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции