Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:04, курсовая работа
Вопросы собственности волнуют человечество на протяжении всей его истории. Собственность рассматривается как предпосылки к осуществлению предпринимательской деятельности и к процветанию. Имея определённые ресурсы можно оперировать ими и получать доходы в зависимости от конъюнктуры рынка.
Введение 3
Глава 1. Необходимость, сущность и цели приватизации 5
Глава 2. Модели приватизации 9
Глава 3. Этапы и способы приватизации в России 12
Глава 4. Результаты и проблемы приватизации государственных и муниципальных предприятий в России 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Приложения 24
Содержание
Введение 3
Глава 1. Необходимость, сущность и цели приватизации 5
Глава 2. Модели приватизации 9
Глава 3. Этапы и способы приватизации в России 12
Глава 4. Результаты и проблемы приватизации государственных и муниципальных предприятий в России 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Приложения 24
Вопросы собственности волнуют человечество на протяжении всей его истории. Собственность рассматривается как предпосылки к осуществлению предпринимательской деятельности и к процветанию. Имея определённые ресурсы можно оперировать ими и получать доходы в зависимости от конъюнктуры рынка.
Но не только экономическая составляющая
данного вопроса актуализировалась в
обществе. Вопросы собственности зачастую
использовались политическими кругами
в завоевании авторитета у той или иной
части общества, обещаниями её передачи
под их контроль, благодаря чему совершались
перевороты и даже революции в тех или
иных странах мира. Подобная участь постигла
и Россию в начале XX века.
В России потребовалось проведения коренных преобразований, одним из направлений которых и была приватизация. Всё это и обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы (Теория и практика приватизации в России).
Целью курсового исследования является изучение теоретических вопросов приватизации и рассмотрение их применение на практике на примере Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить понятие
2) Определить цели и методы приватизации;
3) Рассмотреть основные модели и особенности приватизации, применяемые в зарубежных странах;
4) Исследовать предпосылки приватизации в России;
5) Рассмотреть основные этапы приватизации в нашей стране;
6) Изучить последствия
Объект исследования: является теория и практика приватизации в Российской Федерации.
Предмет исследования: практика приватизации зарубежных стран, основные проблемы приватизации и пути их решения в Российской Федерации.
В качестве основных методов исследования применялись анализ библиографических источников, систематизация материалов, структурирование и другие методы исследования.
Теоретической основой курсового
исследования послужили исследования
специалистов в области экономики, а также
нормативно-правовые акты, регулирующие
вопросы приватизации, как действующей
так и не действующей на
сегодняшний день редакции. Полный перечень
источников приведён в конце работы.
В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.
Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Цели приватизации в России:
. формирование слоя частных
собственников-
. повышение эффективности
. создание конкурентной среды;
. содействие демонополизации
. привлечение иностранных
. социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:
Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
3. монополизированную
Сторонники быстрой
Приватизация с одной стороны,
должна стать элементом экономической
реформы, ядром радикальных
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:
1.Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).
2.Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).
3.Социальная (обеспечение социального мира).
4.Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.
Приватизация в России прошла в два этапа. Рассмотрим их подробнее
1. Ваучерный этап.
Ваучер — это документ, предоставляющий право на получение определенного количества материальных благ или услуг, участка земли установленной площади и т. п.
В нашей стране ваучеры получили применение в форме приватизационных чеков, которые давали право собственнику на приобретение акций либо на своем приватизируемом предприятии, либо на специализированных чековых аукционах.
Концепция Ваучерный программы в России была принята на заседании Правительства РФ 11 июня 1992 г. С 1 октября по 31 января 1993 г. была выдана подавляющая часть чеков (148 млн.) на предъявителя с правом свободной продажи. В оценке изначальной стоимости ваучера правительство исходило из реальной стоимости госпредприятий и другого имущества, которое могло быть продано за ваучеры.
Мгновенно (в первые числа октября 1992 г.) сформировались биржевой и внебиржевой рынки ваучеров.
В течение 1993 г. курс чека возрос от половины до двух номиналов, а к июлю 1994 г. увеличился в среднем до 40 тыс. руб.
Акционирование крупных
Что касается политики продажи акций, то следует отметить; закон предусматривал несколько вариантов льгот для работников предприятия; в нормативных документах была жестко определена на последовательность продажи акций конкретного предприятия; закрытая подписка для работников, продажа акций на чековом аукционе и только после этого продажа на инвестиционном конкурсе, из фонда акционирования работников и другие способы. Помимо закрытой подписки и чековых аукционов возможны следующие способы приватизации: продажа пакетов акций по инвестиционному курсу; денежный аукцион по продаже 10 % акций от числа проданных за приватизационные чеки; продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, на аукционе или коммерческом конкурсе;
продажа имущества действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий и объектов незавершенного строительства на аукционе или конкурсе, продажа предприятий-должников; приватизация имущества, сданного в аренду.
С завершением действия чека связано окончание первого эта- па российской приватизации. Этот этап (количественный) начался в 1992 г. и завершился 30 июня 1994
Во многом благодаря введению ваучера (чека) в России сформировались:
акционерный сектор экономики; рынки ценных бумаг;
система инвестиционных фондов и других финансовых структур;
новый класс — класс собственников.
К 1 июля 1994 г. почти 50 % легкой и пищевой промышленности входят в частный сектор экономики, а также строительство — 35 %, автотранспорт — 42, торговля (оптовая и розничная) — около 50, общественное питание — 55, бытовое обслуживание — 21 %.
Денежный этап приватизации
С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации в России. Главной задачей нового этапа является не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от нее для государственных бюджетов всех уровней, Необходимым следствием такой политики является сокращение предложения имущества на продажу и повышение цен на него. Однако неизбежное сокращение рентабельности приватизационных операций для посредников при этом компенсируется снижением многих рисков для конечных инвесторов,' Возросшая доля частного сектора в российской экономике и инвестиционная направленность новой стратегии российского правительства повышают заинтересованность внешнего инвестора в приобретении активов российских предприятий. В дальнейшем, возможно, выявятся новые плюсы и минусы российской модели приватизации.
Задача быстрого разгосударствления российских предприятий решалась с помощью их массового акционирования и Ваучерной приватизации в 1992—1994 годах. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты, льготы для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.
Законодательной основой приватизации в России стал Закон РФ от 3 июля 1991 года № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». В статье 1 данного закона было дано понятие приватизации государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий. Организация приватизации государственного имущества была возложена на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.