Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:04, курсовая работа
Вопросы собственности волнуют человечество на протяжении всей его истории. Собственность рассматривается как предпосылки к осуществлению предпринимательской деятельности и к процветанию. Имея определённые ресурсы можно оперировать ими и получать доходы в зависимости от конъюнктуры рынка.
Введение 3
Глава 1. Необходимость, сущность и цели приватизации 5
Глава 2. Модели приватизации 9
Глава 3. Этапы и способы приватизации в России 12
Глава 4. Результаты и проблемы приватизации государственных и муниципальных предприятий в России 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Приложения 24
Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на их результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрытыми для большинства банков, создавая выгодные условия сделок только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались, по различным оценкам, в 3—5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.
В 1997 г. вступил в силу
новый закон «О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального
имущества Российской Федерации». Закон
сделал основной акцент на приватизацию
не предприятий (большая часть из них уже
была приватизирована), а имущественных
долей государства. Набор методов приватизации
был расширен за счет продажи производных
ценных бумаг. Сокращены и могли использоваться
более гибко (вплоть до полной отмены)
льготы трудовым коллективам. Важно, что
стоимость имущественных комплексов определялось
не только по балансовой
стоимости, а совокупно—на основании
уставного капитала, балансовой оценки
и рыночной стоимости. Было восстановлено
понятие аренды с выкупом (по рыночной
стоимости). Крупнейшими сделками в 1997—1998
гг. стали продажи пакетов акций компаний
«Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных
компаний, выведенных для этого из запретительных
списков.
Но на этом реформирование нормативной базы приватизации не остановилось. Сейчас практически все нормативно-правовые акты, принимаемые на начальном этапе реформ по вопросам разгосударствления государственного имущества, отменены. На сегодняшний день основным нормативным документом в данной сфере является Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в который в феврале 2003 года и в мае 2005 года был внесён ряд изменений. Структура и содержание данного закона коренным образом отличается от аналогичного закона начала 90-х годов XX века.
Проведённые в рамках курсовой работы исследования позволили дать ответы на поставленные в начале вопросы.
Понятие приватизации по-разному
трактуется различными экономистами.
Но фактически под приватизацией понимается
процессы передачи прав собственности
на предприятия от государства к частным
лицам. Вопросы приватизации в той или
иной мере решаются всеми экономиками
государств, не зависимо от того, на какой
стадии они находятся, но решаются они
по-разному. В странах, в которых предстоит
формирование предпринимательства, процесс
приватизации имеет свои характерные
цели, отличающиеся по целому ряду
параметров от приватизации госсобственности
в странах с развитой рыночной системой
и господством частной собственности.
Приватизация является одним из важнейших
преобразований при переходе к рынку от
командно-административной системы экономики
и представляет собой особую систему экономических
отношений, возникающих в связи с изменением
формы собственности на средства производства.
В заключение необходимо отметить, что вопросы приватизации актуальны не только в переходных экономиках. Необходимость передачи государственной собственности в частные руки может быть вызвана различными причинами. Более того, эта необходимость связана с политической, экономической и социальной ситуацией в конкретной стране, и если сегодня приватизация некоторых предприятий рассматривается как не допустимое, то в ближайшем будущем ситуация может измениться в обратном направлении, о чём свидетельствуют многочисленные примеры из истории экономического развития нашей страны.
Приложение № 1
Размеры предприятия и условия приватизации
Категория предприятия |
Условия |
МЕЛКИЕ | |
Менее 200 работников или стоимость основных фондов менее 1 млн.руб. |
Приватизация без корпоратизации |
СРЕДНИЕ | |
От 200 до 1000 работников или стоимость основных фондов от 1 до 50 млн.руб. |
Добровольная корпоратизация |
КРУПНЫЕ | |
Более тысячи работников или стоимость основных фондов более 50 млн.руб. |
Обязательная корпоратизация |
Приложение № 2
Доля госсобственности в акциях приватизированных предприятий (на 1996 г.)
Отрасль |
% |
Целлюлозно-бумажная промышленность |
20 |
Металлургия |
15 |
Телекоммуникации |
38 |
Машиностроение |
55 |
Нефте- и газодобыча |
42 |
Приложение № 3
Основные показатели приватизации в России.
Показатели |
1.0.93 |
1.01.94 |
1.01.95 |
1.01.96 |
Госпредприятия на самостоятельном балансе(ед.) |
04998 |
56635 |
26846 |
0778 |
Подано заявок на приватизацию (ед.) |
02330 |
25492 |
43968 |
47795 |
Реализовано заявок(ед.) |
6815 |
8577 |
12625 |
18797 |
Продажная цена собственности(млрд. руб.) |
7 |
52 |
867 |
510 |
Госпредприятия преобразованные в АО с выпуском акций в продажу (ед.) |
376 |
4073 |
4048 |
7040 |
Предприятия на аренде, в том числе с выкупом (ед.) |
13868 |
14978 |
12806 |
12198 |
Приложение № 4
Предприятия и организации по отраслям экономики. (на 1 января: тыс.)
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Всего |
1245 |
1946 |
2250 |
2505 |
2727 |
2901 |
в том числе: |
||||||
Промышленность |
212 |
289 |
310 |
324 |
339 |
352 |
Сельское хозяйство |
121 |
287 |
335 |
339 |
338 |
332 |
лесное хозяйство |
4.6 |
4.2 |
4.2 |
4.1 |
4.1 |
4.1 |
Строительство |
164 |
235 |
259 |
273 |
287 |
298 |
Транспорт |
36.0 |
47.5 |
53.1 |
62.7 |
60.1 |
67.4 |
Связь |
11.1 |
12.1 | ||||
торговля и общественное питание |
302 |
525 |
640 |
746 |
852 |
935 |
оптовая торговля продукцией производственно технического назначения |
25.4 |
31.8 |
33.9 |
36.9 |
39.4 |
41.1 |
Информационно-вычислительное обслуживание |
7.6 |
9.5 |
10.0 |
10.9 |
11.8 |
12.6 |
операции с недвижимым имуществом |
2.3 |
4.8 |
7.3 |
9.6 |
12.3 |
15.7 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
39.9 |
58.2 |
66.7 |
77.4 |
88.0 |
97.8 |
геология и разведка недр.геодезическая и гидрометеорологическая службы |
2.7 |
3.8 |
4.2 |
4.5 |
4.8 |
5.1 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
13.2 |
23.5 |
34.3 |
38.0 |
40.3 |
44.3 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения здравоохранение. |
12.6 |
17.7 |
18.7 |
19.5 |
20.8 |
22.0 |
Образование |
33.3 |
44.3 |
57.5 |
70.0 |
83.5 |
96.7 |
культура и искусство |
26.8 |
33.5 |
37.3 |
40.2 |
43.9 |
47.8 |
наука и научное обслуживание |
72.2 |
911 |
96.8 |
100.5 |
103.9 |
105.7 |
Финансы кредит страхование пенсионное обеспечение |
21.9 |
36.6 |
43.6 |
47.7 |
50.9 |
52.4 |
Управление |
61.0 |
72.4 |
78.8 |
83.0 |
85.2 |
85.7 |
Общественные объединения |
18.3 |
41.1 |
57.2 |
105.3 |
129.0 |
144.6 |
Приложение № 5
Структура приватизированных предприятий по отдельным отраслям экономики (в %)
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 | |
Приватизированные предприятия (объекты) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе: |
||||||
Промышленности |
28.1 |
26.9 |
20.8 |
17.3 |
13.3 |
10.8 |
из нее |
||||||
Промышленности стротоительных материалов |
2.0 |
2.0 |
1.3 |
1.2 |
0.8 |
0.7 |
Легкой промышленности |
8.2 |
5.2 |
4.7 |
3.8 |
2.6 |
1.9 |
Пищевой промышленности |
5.0 |
4.2 |
2.5 |
2.5 |
2.4 |
1.8 |
Итого хозяйства |
5 |
3.0 |
1.9 |
2.2 |
1.8 |
2.3 |
Строительства |
9.2 |
11.0 |
9.3 |
10.2 |
6.8 |
4.9 |
Автомобильного хозяйства |
3.2 |
3.8 |
1.9 |
2.1 |
0.8 |
0.8 |