Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:04, курсовая работа
Вопросы собственности волнуют человечество на протяжении всей его истории. Собственность рассматривается как предпосылки к осуществлению предпринимательской деятельности и к процветанию. Имея определённые ресурсы можно оперировать ими и получать доходы в зависимости от конъюнктуры рынка.
Введение 3
Глава 1. Необходимость, сущность и цели приватизации 5
Глава 2. Модели приватизации 9
Глава 3. Этапы и способы приватизации в России 12
Глава 4. Результаты и проблемы приватизации государственных и муниципальных предприятий в России 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Приложения 24
Приватизацию имущества,
находящегося в собственности республик
в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных областей, автономных
округов, районов (кроме районов в городах),
городов (кроме городов районного подчинения),
организовывали комитеты по управлению
имуществом, входящие в состав соответствующих
органов государственного управления,
местной администрации (далее по тексту
- комитеты по управлению
имуществом национально-государственных,
национально- и административно-
Продавцами приватизируемых
государственных предприятий, находящихся
в собственности Российской Федерации,
а также принадлежащих Российской Федерации
долей (паев, акций) в капитале предприятий
были признаны только Российский фонд
федерального имущества и назначенные
им
представители. Продавцами государственных
и муниципальных предприятий, а также
долей (паев, акций) в капитале предприятий,
находящихся в собственности республик
в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных областей и автономных
округов, районов (кроме районов в городах),
городов (кроме городов районного подчинения),
являлись соответствующие фонды имущества
и назначенные ими представители.
Для создания первичного рынка ценных бумаг и снижения риска покупателей акций были созданы инвестиционные фонды. Инвестиционный фонд был вправе владеть не более чем 10 процентами голосующих акций одного акционерного общества и помещать в его ценные бумаги не более 5 процентов своих активов.
Для приобретения государственных
и муниципальных предприятий предполагалось
использовать личные сбережения граждан,
именные приватизационные вклады (чеки),
личные лицевые приватизационные счета,
собственные средства юридических лиц,
а также заемные средства. Инициатива
в проведении приватизации государственных
и муниципальных предприятий могла исходить
от Госкомимущества России, его территориальных
агентств, комитетов по управлению имуществом
национально-государственных, национально-
и административно-
Приватизация государственных и муниципальных предприятий должна была осуществляться путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично. Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществлялась после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества.
В случаях, когда от покупателей требовалось выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом, государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных (в том числе находящихся в стадии ликвидации) предприятий продавались по конкурсу. С аукциона продавались государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требовалось выполнения каких-либо условий. При этом право собственности предоставлялось покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
Учредителем открытого акционерного
общества, создаваемого на основе государственного
или муниципального предприятия, являлось
Госкомимущество России, его территориальное
агентство или комитет по управлению имуществом
национально-государственного, национально
или административно-
Приватизационные чеки (ваучеры) являлись государственными ценными бумагами и подлежали целевому использованию при приобретении имущества предприятий, находящихся в федеральной и государственной собственности. Чеки не могли быть использованы при приобретении (приватизации) земельных участков, жилого фонда и объектов недвижимости. Чеки выдавались гражданам Российской Федерации, в том числе детям, являющимся по действующему законодательству гражданами Российской Федерации, лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, членам их семей и призванным с территории России военнослужащим срочной службы и военным строителям, а также беженцам, вынужденным переселенцам и членам их семей при наличии у них удостоверения беженца или вынужденного переселенца. Выдача чеков производилась с 1 октября до 31 декабря 1992 г.
Российский ваучер был неименным, и на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.
В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов:
1) работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы);
2) крупные институциональные
инвесторы (банки,
3) мелкие инвесторы (граждане и их объединения). [13,71]
Трудовые коллективы на ваучерном этапе приватизации получили большие льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних—увеличилась почти вдвое. Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили.
Результаты ваучерного этапа оказались более низкими, чем ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн. акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995 г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.
Ваучерную приватизацию должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за реальные деньги, а не за ваучеры. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995 г. и имел две основные цели:
1) пополнение государственного бюджета;
2) инвестиционная поддержка приватизированных компаний.
На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний.
Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений рынок государственных ценных бумаг.
В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.
На первоначальном этапе
приватизации предполагалось, что она
может быть проведена в сравнительно короткие
сроки, быстро создаст критическую массу
частных собственников и основу стабильного
повышения эффективности экономики. Но
ожидания не оправдались в первую очередь
потому, что основная масса государственных
предприятий бывшего СССР не были приспособлены
к функционированию в новых условиях,
а старые механизмы были практически разрушены.
Именно поэтому приватизация не могла
привести сразу к положительным результатам,
то есть, к подъёму экономики, так как предприятия
требовали технического и технологического
переоснащения. Но тем не менее, нельзя
утверждать, что приватизация является
ошибочным курсом в реформировании российской
экономики. Мировая экономическая история
ещё не знала примера, когда на огромном
геополитическом пространстве практически
одновременно и в столь короткие сроки
были бы приведены в движение фактически
все государственные активы. Естественно,
что этот процесс не мог пройти без ошибок
и отклонений. Получается, что на практике
процесс приватизации осуществлялся по
собственным правилам, но тем не менее,
был достигнут главный ожидаемый результат
– большинство государственных и муниципальных
предприятий было передано в частную собственность.
Проблемы приватизации в России были вызваны следующими основными факторами:
1) Несовершенство, неразвитость институтов собственности в переходной экономике;
2) Существующая до этого номенклатурная система была на столько сильной, что государство в лице чиновников фактически сохраняло полностью или частично контроль над приватизированными предприятиями. Права новых собственников были плохо защищены. Юридическая смена собственности на государственные активы не обеспечивало новому собственнику полной уверенности в правах, что вело к отсутствию стимула рационального экономического развития и к выводу активов предприятий и их финансовых ресурсов за рубеж в более благоприятные экономические системы.
3) Отсутствие гарантий, что вслед за юридическим изменением формы собственности на государственные активы изменятся сами собой экономические отношения в распределении ресурсов. На самом деле регулирование ресурсной базы, как правило, сохранялось в руках государства безотносительно к форме собственности на активы. И были необходимы большие дополнительные усилия, чтобы действительно разделить собственность и власть после смены юридического статуса.
4) Переход прав собственности
не ведет автоматически к изменению
системы управления и контроля. Опыт всех
стран свидетельствует о неизбежности
конфликтов по вопросам профессионального
управления и контроля между новым и старым
менеджментом, внешними и внутренними
инвесторами приватизированных компаний
даже независимо от их размеров. Кроме
этого, в 1995—1996 гг. не была достигнута
главная, фискальная, цель приватизации.
Недовыполнение заданий по поступлениям
в бюджет было огромным. Переломить на
некоторое время негативную тенденцию
удалось с помощью новой для России (и
нетипичной в мировой практике) схемы
так называемых залоговых аукционов (осень—зима
1995 г.). В соответствии с этой схемой правительство
(госбюджет) получает от коммерческих
банков кредит под залог федеральных пакетов
акций наиболее привлекательных компаний.
По акциям, предназначенным в залог, проведены
тендеры, победителями которых были признаны
банки, предложившие более крупные кредиты.
Банки, выигравшие на залоговом аукционе,
получили право управлять залоговыми
пакетами в течение всего времени залога.
По истечении этого времени (намеченный
срок—1 сентября 1996 г.) в случае невозврата
кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом
состоянии госбюджета) залогодержатель
получал право продать залоговые пакеты
и погасить за счет выручки предоставленные
правительству кредиты. С определенными
оговорками залоговые схемы можно назвать
специфическим методом приватизации —
практически все залогодержатели предпочли
не продавать свои пакеты. На залоговые
аукционы были выставлены акции 12 компаний.
Бюджет в общем итоге получил от залоговых
аукционов около 1 млрд. долл.