Приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание

Вопросы собственности волнуют человечество на протяжении всей его истории. Собственность рассматривается как предпосылки к осуществлению предпринимательской деятельности и к процветанию. Имея определённые ресурсы можно оперировать ими и получать доходы в зависимости от конъюнктуры рынка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Необходимость, сущность и цели приватизации 5
Глава 2. Модели приватизации 9
Глава 3. Этапы и способы приватизации в России 12
Глава 4. Результаты и проблемы приватизации государственных и муниципальных предприятий в России 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Приложения 24

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая работа.docx

— 63.49 Кб (Скачать документ)

Приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), организовывали комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления, местной администрации (далее по тексту - комитеты по управлению 
имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований).

Продавцами приватизируемых  государственных предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации, а также принадлежащих Российской Федерации долей (паев, акций) в капитале предприятий были признаны только Российский фонд федерального имущества и назначенные им 
представители. Продавцами государственных и муниципальных предприятий, а также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), являлись соответствующие фонды имущества и назначенные ими представители.

Для создания первичного рынка  ценных бумаг и снижения риска покупателей акций были созданы инвестиционные фонды. Инвестиционный фонд был вправе владеть не более чем 10 процентами голосующих акций одного акционерного общества и помещать в его ценные бумаги не более 5 процентов своих активов.

Для приобретения государственных  и муниципальных предприятий предполагалось использовать личные сбережения граждан, именные приватизационные вклады (чеки), личные лицевые приватизационные счета, собственные средства юридических лиц, а также заемные средства. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий могла исходить от Госкомимущества России, его территориальных агентств, комитетов по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, цеха, производства, иного подразделения предприятия, а также от иных лиц, в том числе от предприятий-смежников, банков, кредиторов, органов власти и управления.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий должна была осуществляться путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично. Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществлялась после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества.

В случаях, когда от покупателей требовалось выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом, государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных (в том числе находящихся в стадии ликвидации) предприятий продавались по конкурсу. С аукциона продавались государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требовалось выполнения каких-либо условий. При этом право собственности предоставлялось покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, являлось Госкомимущество России, его территориальное агентство или комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально или административно-территориального образования. После регистрации акционерного общества комитет по управлению имуществом передавал права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества, который затем продавал акции. Члены трудового коллектива приватизируемого предприятия должны были приобретать акции у соответствующего фонда имущества на льготных условиях в течение месяца после учреждения общества. Часть акций могла быть внесена в фонд акционирования работников предприятия, а также обменена на акции инвестиционных фондов. Нереализованные акции оставались в распоряжении Российского фонда федерального имущества или фондов имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований. В приватизации государственных и муниципальных предприятий России выделяют так называемый ваучерный этап. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 года № 490 «О порядке введения в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» была введена соответствующая система. При этом преследовалась цель безвозмездной передачи всем гражданам Российской Федерации части государственного имущества, подлежащего приватизации, обеспечения платежеспособного спроса на объекты приватизации, ускорения акционирования государственных и муниципальных предприятий, а также исполнение Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.

Приватизационные чеки (ваучеры) являлись государственными ценными бумагами и подлежали целевому использованию при приобретении имущества предприятий, находящихся в федеральной и государственной собственности. Чеки не могли быть использованы при приобретении (приватизации) земельных участков, жилого фонда и объектов недвижимости. Чеки выдавались гражданам Российской Федерации, в том числе детям, являющимся по действующему законодательству гражданами Российской Федерации, лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, членам их семей и призванным с территории России военнослужащим срочной службы и военным строителям, а также беженцам, вынужденным переселенцам и членам их семей при наличии у них удостоверения беженца или вынужденного переселенца. Выдача чеков производилась с 1 октября до 31 декабря 1992 г.

Российский ваучер был неименным, и на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов:

1) работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы);

2) крупные институциональные  инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники);

3) мелкие инвесторы (граждане  и их объединения). [13,71]

Трудовые коллективы на ваучерном этапе приватизации получили большие льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних—увеличилась почти вдвое. Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили.

Результаты ваучерного этапа оказались более низкими, чем ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн. акционеров), причем не менее 10% их акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995 г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.

Ваучерную приватизацию должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за реальные деньги, а не за ваучеры. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995 г. и имел две основные цели:

1) пополнение государственного бюджета;

2) инвестиционная поддержка приватизированных компаний.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний.

Во-вторых, у потенциальных  инвесторов именно в это время  появилась серьезная альтернатива для денежных вложений рынок государственных ценных бумаг.

В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.

 

 

 

 

Глава 4. Результаты и проблемы приватизации государственных  и муниципальных предприятий в России

На первоначальном этапе  приватизации предполагалось, что она может быть проведена в сравнительно короткие сроки, быстро создаст критическую массу частных собственников и основу стабильного повышения эффективности экономики. Но ожидания не оправдались в первую очередь потому, что основная масса государственных предприятий бывшего СССР не были приспособлены к функционированию в новых условиях, а старые механизмы были практически разрушены. Именно поэтому приватизация не могла привести сразу к положительным результатам, то есть, к подъёму экономики, так как предприятия требовали технического и технологического переоснащения. Но тем не менее, нельзя утверждать, что приватизация является ошибочным курсом в реформировании российской экономики. Мировая экономическая история ещё не знала примера, когда на огромном геополитическом пространстве практически 
одновременно и в столь короткие сроки были бы приведены в движение фактически все государственные активы. Естественно, что этот процесс не мог пройти без ошибок и отклонений. Получается, что на практике процесс приватизации осуществлялся по собственным правилам, но тем не менее, был достигнут главный ожидаемый результат – большинство государственных и муниципальных предприятий было передано в частную собственность.

Проблемы приватизации в  России были вызваны следующими основными факторами:

1) Несовершенство, неразвитость институтов собственности в переходной экономике;

2) Существующая до этого номенклатурная система была на столько сильной, что государство в лице чиновников фактически сохраняло полностью или частично контроль над приватизированными предприятиями. Права новых собственников были плохо защищены. Юридическая смена собственности на государственные активы не обеспечивало новому собственнику полной уверенности в правах, что вело к отсутствию стимула рационального экономического развития и к выводу активов предприятий и их финансовых ресурсов за рубеж в более благоприятные экономические системы.

3) Отсутствие гарантий, что вслед за юридическим изменением формы собственности на государственные активы изменятся сами собой экономические отношения в распределении ресурсов. На самом деле регулирование ресурсной базы, как правило, сохранялось в руках государства безотносительно к форме собственности на активы. И были необходимы большие дополнительные усилия, чтобы действительно разделить собственность и власть после смены юридического статуса.

4) Переход прав собственности  не ведет автоматически к изменению системы управления и контроля. Опыт всех стран свидетельствует о неизбежности конфликтов по вопросам профессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом, внешними и внутренними инвесторами приватизированных компаний даже независимо от их размеров. Кроме этого, в 1995—1996 гг. не была достигнута главная, фискальная, цель приватизации. Недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным. Переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых залоговых аукционов (осень—зима 1995 г.). В соответствии с этой схемой правительство (госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных пакетов 
акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенным в залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки, предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По истечении этого времени (намеченный срок—1 сентября 1996 г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и погасить за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации — практически все залогодержатели предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл.

Информация о работе Приватизация