Проблема монополизма в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОПОЛИИ
1.1. Возникновение, развитие и сущность монополии
1.2. Формы и виды монополий
1.3. Анализ поведение фирмы – монополиста на рынке. Монопольная цена.
Глава 2. МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Проблема правового регулирования конкурентных отношений в России
2.2. Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России
2.3. Особенности антимонопольной политики развитых стран
Глава 3. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЯ АНАТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.
3.1. Особенности антимонопольной политики России
3.2. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
3.3. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 112.11 Кб (Скачать документ)

Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливают  два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части  общества.  

Так, монополистические объединения  стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров  отрасли. Это позволяет устанавливать  монопольно высокую цену, превышающую  общественно необходимые затраты  труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая  выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложения. В данном случае, монопольный доход  представляет собой разницу между  монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за сет повышенных цен – одно из решающих причин инфляции.   

“Монополия стремится  также быть единственным покупателем  определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение  товаров со стороны продавцов  превышало спрос со стороны монополии. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно – необходимых  затрат труда.”[4] В данном случае монопольный доход – это разница между стоимостью товара ( или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом их нормального дохода продавцов.  

Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она  вынуждена учитывать реакцию  покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены,  или увеличивать объем продажи, но уже по сниженным ценам.  

Может показаться, что монополия  и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устраивать свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.  

В современных условиях капиталистические  объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет  соперничество.  

Предельный доход  монополиста.    

Для фирмы в условиях совершенной  конкуренции характерно равенство  среднего и предельного доходов  и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного  спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.    

«Почему кривая предельного  спроса лежит ниже кривой спроса? Поскольку  монополист – единственный производитель  продукции на рынке и представитель  всей отрасли, он, снижая цену продукции  для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых  товаров, а не только на последующую» (рис. 1.)[5] 

Например, монополист может  продавать по цене 800 тыс. руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы  продать две единицы, он должен снизить  цену до 700 тыс. руб. как на первую так  и на вторую единицу продукции. Чтобы  продать три единицы – цена должна стать равной 600 тыс. руб. за каждую из них, четыре единицы – 500 тыс. руб. и т.д. доход фирмы монополиста  соответственно составит, тыс. руб.: 1 ед. – 800; 2 ед. – 1400 (700х2); 3 ед. – 1800 (600х3); 4 ед. – 2000 (500х4).  

 

 

 Соответственно предельный доход (или дополнительный в результате увеличения продаж на одну единицу  продукции) доход составит, тыс. руб.: 1 ед. – 800; 2 ед. – 600 (1400 – 800); 3 ед. – 400 (1800 – 1400); 4 ед. – 200 (2000 – 1800). 

 

 

 

Рис. 1. Цена и предельный доход фирмы- монополиста: D – спрос; MR –предельный доход.

На рисунке показаны кривые спроса и предельного дохода как  две несовпадающие линии, причем придельный доход во всех случаях, кроме  выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку  монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции  будут иными по сравнению с  условиями конкуренции.  

Максимизация  прибыли монополистом.   

Чтобы показать, при какой  цене и каком объеме выпуска продукции  предельный доход монополиста будет  максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль  окажется набольшей, обратимся к  числовому примеру. Представим себе, что фирма Х является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках  и доходах в таб. 1.

Таблица 1.Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии.

Выпуск продукции,

тыс. ед.

Издержки

Цена,

тыс руб.

Доход

Прибыль,

млн руб.

валовые,

тыс. руб.

предельные,

тыс. руб.

валовой,

млн руб.

предельный,

тыс. руб.

0

1000

-1000

1

1470

470

500

500

500

-970

2

1890

420

498

996

496

-894

3

2265

375

496

1488

492

-777

4

2600

335

494

1976

488

-624

5

2920

320

492

2460

484

-460

6

3230

310

490

2940

480

-290

7

3535

305

488

3416

476

-119

8

3850

315

486

3888

472

38

9

4180

330

484

4356

468

176

10

4535

355

482

4820

464

285

11

4900

365

480

5280

460

380

12

5280

380

478

5736

456

456

13

5680

400

476

6188

452

508

14

6105

425

474

6636

448

531

15

6560

455

472

7080

444

520

16

7040

480

470

7520

440

480

17

7550

510

468

7956

436

406

18

8090

540

466

8388

432

298

19

8665

575

464

8816

428

151

20

9275

610

462

9240

424

-35


 

  

Мы предположим, что одну единицу своей продукции монополист может продать по цене 500 тыс. руб. В дальнейшем при расширении сбыта  на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз  снижать ее цену на 2 тыс. руб., поэтому  предельный доход сокращается на 4 тыс. руб. при каждом расширении объема продаж. Фирмы будет максимизировать  прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска  ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем  к доходу, и тем самым уменьшит прибыль. 

На конкурентном рынке, когда  цена и предельный доход фирмы  монополиста совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции. Причем цена этой продукции была бы ниже, чем в  условиях монополии:

 

конкуренция

монополия

Оптимальный объем производстав

15

14

Цена, тыс. руб

472

474


 

   Графический процесс выбора фирмой - монополиста цены и объема производства показан на рис. 2.

   

Рис. 2. Определение цены объема производства фирмой монополистом: D – спрос; MR – предельный доход; MC – предельные издержки.  

Поскольку в нашем примере  производство возможно лишь в целых  единицах, продукции, а точка А  на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15 –я тысяча (а она была бы выпущена в  условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть  из них отказалась от покупки из-за высокой цены, установленной производителем - монополистом. 

Любая фирма, спрос на продукцию  которой является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут  соответственно выше и ниже, чем  в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной  конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая  конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.  

Монополия и эластичность спроса.

Как уже отмечалось, предельный доход в условиях совершенной  конкуренции равен цене единицы  товара и спрос на продукцию фирмы  совершенно эластичен. При существовании  монопольной власти предельный доход  меньше цены, кривая спроса на продукцию  фирмы является наклонной, что позволяет  фирме, обладающей монопольной властью, получать дополнительную прибыль. 

“Эластичность спроса на продукцию (даже в случае. Если на рынке только один продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса Ер, а также данные характеризующие  предельные издержки фирмы MC, руководство фирмы может рассчитать цену продукции P по формуле 1.:”[6]  

P =      (1.)     

Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия  действительности монополиста к  условиям свободной конкуренции, и  наоборот, при неэластичном спросе у монополии создается больше возможностей «взвинчивать» цены и  получать монопольные доходы.  

Влияние налогов  на поведение монополиста.

Поскольку налог увеличивает  предельные издержки, кривая предельных издержек MC сместится влево и вверх в положение MC1, как это показано на рис 3. фирма теперь будет максимизировать свою прибыль  в точке пересечения  Р1 и Q1.

                           

Q1 Q0                     Q  

Рис.3. Влияние налога на цену и объем производства фирмы-монополиста:

D – спрос, MR – предельный доход, MC – предельные издержки без учета налога, MC1 - предельные издержки с учетом налога.  

Монополист сократит производство и повысит цену в результате введения налога. Насколько он повысит цену можно рассчитать, используя формулу (2.). Если эластичность спроса. К примеру, составляет – 1,5 года, тогда

    (2)    

При этом после введения налога цена увеличивается на величину, в три раза превышающую размер налога. Влияние налога на монопольную  цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога.   

Оценка монопольной  власти.         

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную  власть фирмы на рынке. Если мы имеем  дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно потому все отрасли естественной монополии  регулируются государством. Во многих странах предприятия естественной монополии является государственной  собственностью.  

Однако чистая монополия  встречается достаточно редко, как  правило, либо монопольная власть делится  между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество  небольших фирм, каждая из которых  производит отличающуюся от других продукцию.  

Таким образом, на рынках несовершенной  конкуренции каждая фирма в той  или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать  цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль. 

Разница между ценой и  предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более  эластичен спрос, тем меньше возможностей для получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы. 

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы  совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда  рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством  фирм, она зависит от следующих  факторов: 

1. эластичность рыночного  спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество  фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка  сбыта.

Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.

2. количество фирм на  рынке. Однако само по себе  количество фирм еще не дает представления от том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля.

Пример: оценим степень монополизации  рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего  объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими  тремя фирмами, и когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.

Индекс рыночной концентрации составит:

В первом случае Н=802+6,672+6,67:1+6,672=6533;

Во втором случае Н=252*4=2500

В первом случае степень  монополизации рынка выше.

3. Поведение фирм на  рынке. Если фирмы на рынке  будут придерживаться стратегии  жесткой конкуренции, снижать  цены для захвата большей доли  рынка и вытеснение конкурентов,  цены могут снизиться почти  до конкурентного уровня (равенство  цены и придельных издержек). Монопольная  власть и соответственно монопольные  доходы фирм уменьшается. Однако  получение высоких доходов очень  притягательно для любой фирмы,  поэтому вместо агрессивной конкуренции  более предпочтителен явный или  тайный сговор, раздел рынка.      

Структура рынка, степень  его монополизации должны учитываться  фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием  в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и  обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усилие открытости российской экономики для  мирового хозяйства приведет к конкуренции  с зарубежными фирмами и значительно  усложнит положение отечественных  монополистов.  

Информация о работе Проблема монополизма в экономике