Проблема монополизма в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема актуальна так как в России существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОПОЛИИ
1.1. Возникновение, развитие и сущность монополии
1.2. Формы и виды монополий
1.3. Анализ поведение фирмы – монополиста на рынке. Монопольная цена.
Глава 2. МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Проблема правового регулирования конкурентных отношений в России
2.2. Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России
2.3. Особенности антимонопольной политики развитых стран
Глава 3. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЯ АНАТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.
3.1. Особенности антимонопольной политики России
3.2. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
3.3. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 112.11 Кб (Скачать документ)

Ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка  сбыта в условиях монополии. Производя  продукции меньше и по более высокой  цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части  потребительского спроса. Эта часть  потенциальных покупателей была готова приобрести товар, если бы его  цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в  некоторых случаях фирма может  устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп  покупателей. Если одни покупатели приобретают  продукцию по более низкой цене, чем остальные,  имеет место практика ценовой дискриминации. 

Ценовая дискриминация может  проводиться при следующих условиях:

Покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;

Существует возможность  разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень  эластичности. 

“Действительно, если фирма, производящая любую продукцию, которая  может быть перепродана, например телевизоры, холодильники и т.п., решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она  столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для  пенсионеров и сохранение ее на первоначальном уровне для всех остальных критерий населения приведет к тому, что, покупая  эти товары, пенсионеры тут же будут  их продавать. К тому же такая ценовая  политика может вызвать недовольство покупателей.”[7] 

Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные  виды услуг. В этом случае для групп  потребителей, спрос со  стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная. 

Предположим, что какая-то авиакомпания Х продавала 100 тыс. авиабилетов  по цене 500 тыс. руб. за билет. Такая цена была установлена исходя из равенства  предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный Валовый доход  компании составлял 50 млрд. руб. однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам была повышена заработная плата), издержки компании выросли, и цена билета была повышена вдвое. Вместе с тем количество проданных билетов сократилась  в два раза, и составило 50 тыс. шт. несмотря на то, что общий Валовый  доход сохранился на уровне 50 млрд. руб., существуют возможности получить дополнительный доход, привлекая пассажиров, отказавшихся от полетов из-за высокой  цены, через предоставления скидок.  

Монополия и эффективность.

Современные монополии снижают  экономическую эффективность по крайней мере по трем причинам.

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во – вторых, являясь  единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула  использовать наиболее прогрессивную  технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо  заинтересован в научно-исследовательских  разработках и использовании  новых достижений. 

В - третьих, барьеры для  вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и  средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной  рыночной власти, оказывают сдерживающие воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.  

Но несмотря на негативные стороны монополии (например, более  высокие цены на продукцию), можно  выделить и ее преимущества с точки  зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят  в следующем: 

1. совершенная конкуренция  требует от каждого производителя  использовать наиболее эффективную  технику технологию из уже  существующих. Однако разработка  новых прогрессивных технических  решений не под силу отдельной  конкурентной фирме. Необходимы  значительные средства для финансирования, которых не может быть у  мелкой фирмы, не получающей  стабильную экономическую прибыль.  В то время как монополии  или олигополии, имеющие высокую  экономическую прибыль, располагают  достаточными финансовыми ресурсами  для инвестиций в научно-технический  прогресс.

2. высокие барьеры, которые  существуют для входа новых  фирм в отрасль, дают олигополиям  и монополиям уверенность в  том, что экономическая прибыль,  которая является результатом  использования в производстве  научно-технических достижений, сохранится  долгое время и инвестиции  дадут долговременную отдачу.

3. получение монопольной  прибыли за счет более высоких  цен является стимулом инновационной  деятельности. Если бы вслед за  каждым нововведением, снижающим  издержки, следовало понижение цен,  то причин для развития инновационных  процессов не существовало бы.

4.монополия стимулирует  конкуренцию, так как монопольно  высокие прибыли являются крайне  привлекательными для других  фирм и поддерживают стремление  последних войти в отрасль.

5. в отдельных случаях  монополия способствует снижению  издержек и реализации эффекта  масштаба (естественная монополия). Конкуренция в таких отраслях  привела бы к росту средних  затрат и снижению эффективности.  Во всех странах с рыночной  экономической действуют антимонопольные  законодательства, контролирующие  и ограничивающие монопольную  власть. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Глава 2. МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 

 

2.1. Проблемы правового  регулирования конкурентных отношений  в России 

 

Пожалуй, важнейшей проблемой  антимонопольного регулирования является высокая степень административного  монополизма, в первую очередь, монополизма  центральных государственных органов  управления.

Одним из специфических обстоятельств, характерных для  современного периода развития России, является то, что решение задачи преодоления элементов чрезмерного государственного административного монополизма предполагает в ближайшей перспективе определённое оживление самого же этого монополизма. Так получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм - большое зло, но становление эффективных рыночных структур, ускоренный выход страны из состояния глубокого кризиса не могут быть осуществлены без усиления прямого вмешательства государства в экономику.

В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий  – монополистов и их продукция  составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическимпримером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги – тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо они находятся в его собственности. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями.

Антимонопольная политика должна представлять собой защиту и усиление конкуренции путём создания препятствий  для возникновения, использования  или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования  необходимо для:

обеспечения баланса интересов  потребителей (доступные цены) и  предприятий (финансовые результаты привлекательные  для кредиторов и новых инвесторов);

определения структуры тарифов  на основе принципов справедливого  и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов  потребителей;

стимулирования предприятий  к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

создания условий для  развития конкуренции, например, обеспечения  открытого равного доступа конкурентов  к информационным сетям.

Для демонополизации экономики  и развития конкуренции следует: 

наладить антимонопольный  контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе  при размещении заказов на поставки продукции для государственных  и муниципальных нужд;

ввести жёсткие меры противодействия  региональным властям, препятствующих свободе перемещения товаров  и капитала;

совершенствовать правовое регулирование использования  государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

согласовать антимонопольное  законодательство страны, адаптировать конкурентную политику к международным  принципам и правилам. 

 

 

  

 

 

   

 

2.2. Деятельность Федеральной  Антимонопольной Службы России 

 

Правовое регулирование  конкуренции - новое явление для  России. Отношения, связанные с процессами конкуренции - одна из наиболее сложных  сфер правового регулирования. Во всех странах с рыночной экономикой существуют не только законодательство, но и система  органов государства, задачами которых  являются отслеживание и пресечение монополистической деятельности, защита конкуренции, применение мер ответственности  за антиконкурентное поведение. Задачи государства, его антимонопольных  органов - ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь проявление монополизма, исключить недобросовестные методы конкурентной борьбы, определить сферы, где необходимо государственное  антимонопольное регулирование. Правовое регулирование конкурентных отношений  должно осуществляться на основе Конституции  РФ, Гражданского Кодекса РФ.

В современной России первый антимонопольный закон "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" принят в 1991г. Закон "О естественных монополиях", описывающий ценовое регулирование  деятельности субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке - в 1995г. В отличие  от американских актов, юридические  механизмы российского законодательства разработаны недостаточно полно. Они  содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный  характер, и поэтому каждый пункт  имеет множество исключений, практически  дающих возможность антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.

Термин рыночной конкуренции  считался неприменимым к советской  экономике, не имеющего практического  применения в деятельности предприятий. Для складывающейся в России системы  конкурентный характер взаимоотношений  предприятий ещё долгое время  будет определяться сложившимся  в советскую эпоху потенциалом: все уровни организации экономики  пронизаны монополизмом. Идеологизация  и политизация сформировали тип  хозяйства на базе абсолютной монополии  государственной власти.

Формирование конкурентных рыночных отношений в России в  период реформ не относилось к числу  приоритетных задач. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, защищающие свое доминирующее положение. Хотя целенаправленная работа по разработке законодательства рыночных отношений в России началась в конце 80-х, только в 1990г. созданный ГКАП России (государственный комитет по антимонопольной политике) начал практическую работу. С 1999г. - МАП России (министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), ныне Федеральная Антимонопольная Служба России ничем общественно значимым себя не проявил. Были приняты Федеральные Законы "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", "О рекламе", и Закон "О защите прав потребителей" от 23 июня 1999 г., но в связи с изменением рыночной среды в России законы о конкуренции неоднократно подвергались изменениям и плодотворного практического влияния не имеют.

Таким образом, анализируя деятельность исполнительных Федеральных антимонопольных  органов России, специалистам приходится отмечать её “невнятность”, практическое отсутствие.

2.3 Особенности антимонопольной  политики развитых стран. 

 

Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий  в развитых странах обычно сочетает оба подхода.   

Информация о работе Проблема монополизма в экономике