Проблемы формирования человеческого капитала в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание

В современном обществе, когда экономика России трансформируется в постиндустриальную, необходимо формирование новой модели развития и использования человеческих ресурсов. Отрицательные социально-экономические эффекты негативно сказываются на качестве и количестве человеческого капитала. Поэтому необходимо обратить внимание на его условия формирования и развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА. 4
1.1 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА. 4
1.2. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА. 9
1.3 РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. 18
2 ГЛАВА. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ. 22
2.1 ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ И ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 22
2.2 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА ЗДОРОВЬЯ. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

Копия основа курсовой.doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования

«Нижегородский государственный  университет им. Н.И. Лобачевского»

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономической  теории

 

Курсовая работа

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему:

Проблемы формирования человеческого капитала в современной  России

 

 

Выполнила студентка

Группы 714

Барцевич Екатерина  Дмитриевна

 

Научный руководитель:

кандидат экономических  наук,

доцент кафедры

 «экономическая теория»

Калинкина Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2013год

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В современном обществе, когда экономика России трансформируется в постиндустриальную, необходимо формирование новой модели развития и использования человеческих ресурсов. Отрицательные социально-экономические эффекты негативно сказываются на качестве и количестве человеческого капитала. Поэтому необходимо обратить внимание на его условия формирования и развитие.

     Актуальность темы заключается в том, что человеческий капитал играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Все развитые страны инвестируют огромные средства в человеческий капитал. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

     Цель работы состоит в исследовании проблем формирования, и использования человеческого капитала. Для реализации поставленной цели исследования можно выделить следующие задачи:

- изучить понятие  человеческого капитала, и из чего он состоит;

- проанализировать влияние  образования и капитала здоровья  на формирование  человеческого  капитала.

- обозначить проблемы формирования человеческого капитала, проблемы его реализации и выявить возможные пути решения;

     Теория человеческого капитала берет свое начало еще в XVII веке, в работах Уильяма Пети и Адама Смита. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера. Но она сохраняет свою актуальность до нашего времени.     Главное условие для достижения устойчивого развития экономики в целом - накопление, сохранение и использование человеческого капитала.

1 глава. Теоретические основы анализа человеческого капитала.

     1.1 История формирования теории человеческого капитала.

 

     Человеческий капитал (По Беккеру) - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

     Человеческим его  назвали потому, что эта форма  становится частью человека, а  капиталом является вследствие  того, что представляет собой  источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе.

     Ещё А.  Смит писал, что « человека, изучившего с затратой боль-

шого труда и времени какую-либо из профессий,… можно сравнить

… с дорогой машиной». Этот труд «возместит ему … все расходы на

обучение, с обычной, по меньшей  мере, прибылью на капитал…».1

 К. Маркс подчёркивал, что развитие физических, умственных и творческих созидательных сил человека – есть «действительное  богатство», «главная производительная сила общества».2

    В условиях научно-технической революции образовался дефицит

высококвалифицированных кадров. В 50-е  годы XX века центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Именно во второй половине XX века во всех развитых странах существенно вырос образовательный ценз. Имел место заметный прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил, формирование внушительного невечного богатства и динамичное развитие инновационно-информационной сферы.

     Изучением  человеческого  капитала и условиями его формирования  занимались и русские экономисты: Л. И. Абалкин, Б. М. Генкин, С. А. Дятлов, Т. Г. Мясоедова  и др. Многие из них современники  Т. Шульца и Г. Беккера.

     Можно сопоставить подходы русских ученых к определению человеческого капитала:

     С точки зрения С.А. Дятлова, человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов) данного человека.3

     Т.Г. Мясоедова представляет человеческий капитал как совокупность природных способностей, здоровья, приобретенных знаний, профессиональных навыков, мотиваций к труду и постоянному развитию, общей культуры, которая включает нравственные ценности, знание и соблюдение норм, правил, законов человеческого общения.4

     Согласно  Л.И. Абалкина, человеческий капитал - это сумма врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход.5

     С  точки зрения Б.М. Генкина человеческий капитал – это совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами являются здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.6

     Несомненно, главным во всех определениях является то, что человеческий капитал – это совокупность человеческих качеств и способностей. А также почти все отмечают, что человеческий капитал призван приносить доход и повышать производительность.

     Основные положения современной теории человеческого капитала были обоснованы в работах известных американских экономистов

Т. Шульца и Г. Беккера.

     В 1960 году в Journal of Political Economy была опубликована статья         Т. Шульца «Образование как источник формирования капитала», а в 1961 году - «Инвестиции в человеческий капитал».

     Г. Беккер в 1962 году опубликовал статью «Инвестиции в человеческий капитал», а два года спустя, был издан его фундаментальный труд «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». Сформулированные подходы послужили теоретической базой для всех последующих исследований в этой области. В теории доказано, что система образования есть такая сфера деятельности , где финансовый капитал превращается в человеческий, то есть финансовые затраты на образование превращаются в такие последствия развития интеллекта, культуры человека, которые являются определенным, вознаграждением, прибылью как для самого человека, так и всего общества. Более того, финансирование образования является самым выгодным вложением капитала.

     Важной предпосылкой возникновения теории человеческого капитала       в её современной форме стало общее признание расширения традиционно узкого понятия капитала. Исходным явилось положение о том, что все элементы общественного богатства, которые накапливаются, используются в производстве и приносят доход, рассматриваются как капитал. Это, в свою очередь, по мнению Т. Шульца, «позволяет приступить к последовательному делению целого на две части, а именно: на человеческий капитал и нечеловеческий капитал». Как человеческий капитал был обозначен дополнительный источник доходов, зависящий от знаний, навыков и   способностей человека.

     Т. Шульц определял человеческий капитал как всё то, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, или того и другого вместе; любой актив - материальный или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов.

     Виды человеческого капитала Т. Шульц выделял по видам осуществляемых в данный капитал инвестиций. Он указывал, что способности человека «...развиваются посредством определённых видов деятельности, которые имеют атрибуты инвестиций». К таким видам инвестиционной деятельности он относил школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление и охрану здоровья, растущий запас информации относительно экономики. Посредством этих видов деятельности формируются определённые группы человеческих способностей, которые могут получать капитальную оценку и применяться как человеческий капитал. Затраты на его формирование представляют собой инвестиции, поскольку они обладают всеми необходимыми признаками: инвестор жертвует частью дохода сегодня ради получения более высокого дохода завтра. 7

     Однако, наибольший вклад в разработку теории человеческого капитала  и расширение сферы её использования для объяснения различных социальных явлений сделал Г. Беккер, коллега Т. Шульца по Чикагскому университету. Хотя, по мнению многих исследователей, основной вклад        в популяризацию идеи человеческого капитала был внесён Т. Шульцем, разработка микроэкономических оснований этой теории была дана в беккеровском фундаментальном труде «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». Объектом изучения в работе выбран рациональный максимизирующий свою деятельность индивид, который, вкладывая средства в своё образование и профессиональную подготовку, взвешивает, подобно обычному предпринимателю, соответствующие выгоды и издержки. Он сопоставляет ожидаемую предельную норму отдачи от

таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций.

     Операциональной теорию, по мнению экономистов, делают три

наиболее принципиальных момента: переход от текущих показателей

к показателям, охватывающим весь жизненный цикл; выделение капитальных аспектов в поведении агентов на рынке труда ; признание

человеческого времени  в качестве ключевого экономического ресурса.          В рамках теории человеческого капитала получили объяснение

структура распределения  личных доходов, возрастная динамика заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и многое другое. Благодаря ей изменилось отношение политиков к затратам на

образование. Образовательные  инвестиции стали рассматриваться  как

источник экономического роста, не менее важный, чем инвестиции в

физический капитал. Впоследствии Г. Беккер теоретически разрабатывал наиболее фундаментальные проблемы человеческого поведения и человеческого общества, которые представители других социальных дисциплин зачастую считали в принципе неподдающимися рациональному объяснению, и наибольшее число его работ было посвящено экономике

семьи. «Трактат о семье» ,опубликованный 1981 году , стал третьим

монументальным трудом Г. Беккера, многократно переиздававшимся

наряду с «Экономикой  дискриминации» и «Человеческим капиталом».

     Человеческий капитал - отдельный от физического вид капитала, обладающий аналогичными свойствами: он представляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту и содержанию; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ. 8

1.2. Проблемы и методы  оценки человеческого капитала.

 

     Современные экономисты к понятию человеческий капитал относятся по-разному. Но они сходятся во мнении, что человеческий капитал является главной движущей силой общества, и что государство, а не только сам индивидуум, должно на формирование человеческого капитала обращать особое внимание. Применение понятия «человеческий капитал» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.

     Отличительная черта человеческого капитала – неотделимость от личности своего носителя. Эта его особенность имеет множество важных теоретических и практических следствий. Так, для «обычного» капитала на рынке имеются два ряда наблюдаемых цен – во-первых, на его активы и,    во-вторых, на потоки доставляемых им услуг (станок или здание можно купить, а можно взять в аренду). В отличие от этого человеческий капитал можно только «арендовать» (наняв работника), поскольку в современных (нерабовладельческих) обществах сам человек не может быть предметом купли-продажи. В результате имеется только один ряд наблюдаемых цен – платежи за «аренду» человеческого капитала, что серьезно затрудняет стоимостную оценку его накопленных запасов. В остальном человеческий капитал подобен физическому: он представляет собой благо длительного пользования, но с ограниченным сроком службы; как и любой другой исчерпаемый ресурс, он требует расходов по «ремонту» и содержанию; он может морально устаревать еще до того, как произойдет его физический износ; его ценность может расти и падать в зависимости от изменений в предложении комплементарных (взаимодополняющих) производственных факторов и в спросе на их совместные продукты. В то же время со статистической точки зрения человеческий капитал обладает важным преимуществом: для него существуют «натуральные» измерители,      которые – при всей их условности – значительно расширяют возможности анализа (для «обычного» капитала такие натуральные измерители недоступны в принципе). Это, во-первых, число накопленных лет обучения и, во-вторых, доли работников, имеющих образование определенного уровня.9

Информация о работе Проблемы формирования человеческого капитала в современной России