Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:51, курсовая работа
В современном обществе, когда экономика России трансформируется в постиндустриальную, необходимо формирование новой модели развития и использования человеческих ресурсов. Отрицательные социально-экономические эффекты негативно сказываются на качестве и количестве человеческого капитала. Поэтому необходимо обратить внимание на его условия формирования и развитие.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА. 4
1.1 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА. 4
1.2. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА. 9
1.3 РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. 18
2 ГЛАВА. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ. 22
2.1 ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ И ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 22
2.2 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА ЗДОРОВЬЯ. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
В действительности же именно инвестиции в образование и в науку обеспечили в прошлом опережающее развитие Западной цивилизации - Европы и Северной Америки в сравнение с Китаем, Индией и другими странами. Исследования развития цивилизаций и стран в прошлых веках показывают, что человеческий капитал и тогда был одним из основных факторов развития, предопределивших успехи одних стран и неудачи других. Западная цивилизация на определенном историческом этапе выиграла глобальное историческое соревнование с более древними цивилизациями именно за счет более быстрого роста человеческого капитала, включая образование, в средние века. Показательно влияние человеческого капитала на рост экономики и на примере Японии, в которой всегда был высок уровень человеческого капитала, включая образование и продолжительность жизни.
Человеческий капитал является самостоятельным экономическим ресурсом, собственно, фундаментом роста ВВП в сочетании с НТП в современных условиях. Отличие этого ресурса от природных ресурсов, классического труда и обычного капитала состоит в необходимости постоянных повышенных инвестиций в него и существование значительного временного блага в отдаче от этих инвестиционных вложений. В развитых странах мира в конце 1990-х годов в человеческий капитал вкладывалось около 70% всех средств, а в физический капитал(машины, оборудование, земля) - только около 30%. Причем, основную долю инвестиций в человеческий капитал в передовых странах мира осуществляет государство. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики. 17
Развитие
персонала является важнейшим
условием успешного
Креативный,
инновационный человеческий
Процесс развития экономики знаний состоит в повышении качества человеческого капитала, качества жизни и в производстве знаний, высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.
Большую часть инвестиций развитые страны осуществляют в человеческий капитал. Это дает им решающее преимущество в научном, инновационном и интеллектуальном развитии, а также в опережающем росте качества жизни населения.
Человеческий
капитал является важной
Состояние экономик стран мира показывает их очевидную связь с накопленным человеческим капиталом и эффективностью его использования.
Чем успешнее экономика, тем выше уровень и дольше продолжительность жизни населения страны. Чем больше доход на душу населения, тем выше уровень образования общества, и наоборот, чем выше интеллект человека, тем больше его доход. Аналогичны утверждения по отношению к здоровью человека. По логике, высокая конкурентоспособность, обеспечивая динамичный экономический рост, способствует высокому уровню и качеству жизни населения. С другой стороны, высокому уровню благосостояния соответствуют высокий уровень культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки, хорошее состояние здоровья, являющиеся важнейшими факторами повышения конкурентоспособности, особенно в условиях формирования новой экономики, основанной на максимально полном использовании знаний и способностей людей. В то же время рост благосостояния играет роль двигателя развития экономики и ее конкурентоспособности, создавая и расширяя спрос на товары и услуги лучшего качества.
Человеческий фактор является реальной и действующей живой производительной силой, личностью, которая работает. Сущностный признак «личного фактора», которым раскрывается его функциональное назначение, состоит в том, что он соединяется с вещественным фактором, приводит в движение средства производства.
Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста.
В современном
мире увеличивается значение
образования как важнейшего
Образование делает интересы человека более разносторонними, он становится более мобилен и лучше понимает возможности трудоустройства. Кроме того, более образованный человек способен быстрее и успешнее пройти переподготовку по новой специальности, тем самым обнаруживая тесную взаимосвязь между профессиональной подготовкой и скоростью трудоустройства.
В современном российском обществе нет единого устойчивого представления о роли образования в процессе развития, как отдельной личности, так и страны в целом. Для большинства обучение в высшем учебном заведении – это, в первую очередь, возможность развить собственный интеллект, а также обрести интересную профессию. Но немало и тех, кто увязывает получение высшего образования с возможностью в будущем иметь высокий доход. Часть молодежи оказывается в вузе только с целью избежать службы в армии, часть – получить диплом или просто отсрочить время, когда все-таки надо будет поступать на работу. Поэтому численность студентов в стране не всегда является показателем уровня образованности населения и уменьшения безработицы.
Рассмотрим на примере нескольких стран:
Численность студентов (на 1000 человек)19
Таблица 1.1
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Россия |
69 |
68 |
65 |
61 |
Украина |
61 |
57 |
55 |
51 |
Болгария |
35 |
37 |
39 |
... |
Норвегия |
45 |
46 |
47 |
… |
США |
61 |
63 |
67 |
… |
Общая численность безработных.
(по данным обследований рабочей силы; тысяч человек)
Таблица 1.2 20
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Россия21 |
1522 |
2147 |
1589 |
1286 |
Украина |
1425 |
1959 |
1786 |
1733 |
Болгария |
200 |
238 |
348 |
372 |
Норвегия |
66 |
80 |
91 |
84 |
США |
8924 |
14265 |
14825 |
13747 |
Сравним данные показатели на
основе 2010 года. Наибольшее число
студентов оказалось в США,
но, тем не менее, они оказались
страной с наибольшим числом
безработных. А в Норвегии, наоборот,
оказалось наименьшее число
Серьезным фактором, влияющим на формирование молодого человека как личности, является проблема профориентации и трудоустройства. Увеличение негосударственного сектора в системе профессионального образования особенно обостряет эту проблему. Также можно выделить и такой фактор, как деформация системы ценностей, в частности, ее неравновесное смещение в сторону материальных признаков жизненного успеха.
От уровня и качества образования, полученного человеком, зависит его положение на рынке труда и в сфере занятости. Работодатель, подбирая персонал на хорошую и высокооплачиваемую работу, ориентируется на уровень образования как на критерий отбора претендентов, как на показатель, удостоверяющий возможность человека справиться с работой. Поскольку образование, по сути, есть критерий отбора претендентов на рабочие места, то этот факт сам по себе становится специальным стимулом для потенциальных работников в повышении уровня образования, а вернее, получения дипломов, формально подтверждающих успешное прохождение курсов обучения. Таким образом, диплом о получении образования становится самостоятельной ценностью, а стремление получить диплом о более высоком уровне образования соответствует стремлению работника привлечь внимание работодателей именно к себе и этим увеличить размеры своей зарплаты. Однако высшее образование (даже престижное) не выступает гарантом социальной карьеры и материального благополучия выпускников. 23
Привлечение внимания к образованию и увеличение инвестиций в него способно увеличить такую разновидность человеческого капитала, как интеллектуальный капитал, возможно, наиболее адекватный и эффективный.
Как отмечал известный американский экономист, разработавший институциональную теорию корпораций, Дж. Гэлбрейт: «доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага. Образование становится высокопроизводительной
формой капитальных вложений».
Современные предприятия получают и сохраняют конкурентные
преимущества именно за счет приобретения и использования уникальных знаний, непрерывного обучения персонала, использования интеллектуальной собственности. Грамотное управление интеллектуальным капиталом становится устойчивым конкурентным преимуществом любой фирмы, особенно в сфере высоких технологий, в отраслях социальных и информационных услуг. Учитывая определяющее значение интеллектуальных способностей в труде, многие авторы трактуют содержание интеллектуального капитала расширительно, фактически отождествляя интеллектуальный и человеческий капитал.
Интеллектуальный капитал ( По Б. Б. Леонтьеву) - стоимость
совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами. 24 Ценность субъекта интеллектуального капитала всегда должна рассматриваться в соотношении с реально ожидаемыми результатами его интеллектуальной деятельности и
на этом основании должна выражаться соответствующей стоимостью.
Интеллектуальный капитал является ведущим капиталом и составляет
основу любого предприятия на современном этапе развития рыночной
экономики.
Главная функция интеллектуального капитала – существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые, в свою очередь, обеспечивают его хозяйственную высокоэффективную деятельность. В частности, интеллектуальный капитал предприятия определяет качество его системы управления.
Именно интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке. «Интеллектуальный капитал – по оценке Б.Б. Леонтьева, - это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке».
Система высшего образования готовит кадры ученых, способных создавать тот самый интеллектуальный капитал, что имеет огромное значение для появления нового поколения знаний и инноваций. В конечном счете, это оказывает влияние на рост производительности труда, такая взаимосвязь широко изучена и подтверждается данными многочисленных исследований.
При
осуществлении инвестиций в сферу науки
и образования, профессионально-
Во-первых, инвестиции в образование не только оказывают влияние на развитие творческих способностей, профессионализма, повышение социального статуса каждого индивида, но и воздействуют на воспроизводство интеллектуально-духовного потенциала общества в целом.
Во-вторых, такие затраты осуществляются единовременно, а окупают себя в течение нескольких циклов производственного процесса, до того момента, когда вновь понадобится переподготовка работников в связи с изменившимися требованиями инновационного обновления производства. Таким образом, инвестиции в образование приобретают форму оборота, аналогичную обороту основного капитала. В процессе перенесения части затрат в профессиональную и квалификационную подготовку работника на вновь создаваемую продукцию, за одинаковые промежутки времени более квалифицированная часть работников создает большую стоимость, чем кадры с прежним уровнем подготовки.
Информация о работе Проблемы формирования человеческого капитала в современной России