Проблемы формирования человеческого капитала в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:51, курсовая работа

Описание

В современном обществе, когда экономика России трансформируется в постиндустриальную, необходимо формирование новой модели развития и использования человеческих ресурсов. Отрицательные социально-экономические эффекты негативно сказываются на качестве и количестве человеческого капитала. Поэтому необходимо обратить внимание на его условия формирования и развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА. 4
1.1 ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА. 4
1.2. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА. 9
1.3 РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ. 18
2 ГЛАВА. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ. 22
2.1 ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ И ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 22
2.2 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА ЗДОРОВЬЯ. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

Копия основа курсовой.doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

     Основной проблемой, с которой приходится сталкиваться современным предприятиям - это оценка эффективности вложений в человеческий капитал.  

     Сложности, возникающие при этом, в определенной мере объясняются тем, что инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

   1. Отдача от  инвестиций в человеческий капитал  непосредственно зависит от срока  жизни его носителя (от продолжительности  трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.

   2. Человеческий  капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во-вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Накопление человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.

   3. По мере накопления  человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.

   4. При формировании  человеческого капитала имеет  место «обоюдный множительный эффект». Его суть заключается в том, что в процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго.

   5. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

   6. Характер и  виды вложений в человека обусловлены  историческими, национальными, культурными  особенностями и традициями. Так,  уровень образования и выбор  профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования их  родителей.

   7. По сравнению  с инвестициями в иные различные  формы капитала инвестиции в  человеческий капитал являются  наиболее выгодными как с точки  зрения отдельного человека, так  и с точки зрения всего общества.

     Выделяют  три вида инвестиций в человеческий  капитал:

- расходы на образование,  включая общее и специальное,  формальное и неформальное, подготовку  по месту работы;

- расходы на здравоохранение,  складывающиеся из расходов на  профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

- расходы на мобильность,  благодаря которым работники  мигрируют из мест с относительно  низкой производительностью в  места с относительно высокой  производительностью. 10

     Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций:

- образование, подготовка на производстве;

- здравоохранение;

- мотивация;

- поиск информации и миграция;

- фундаментальные научные разработки;

- экология и здоровый образ жизни;

- культура и досуг.

     Благодаря  инвестициям в той или иной  сфере, можно поддержать, ускорить  или начать развитие человеческого  капитала в данной сфере.

     Многообразие определений человеческого капитала выводит на несколько базовых подходов к его измерению и оценке.

     Для оценки человеческого капитала применяют следующие методы:

- оценка произведенных  человеческим капиталом (индивидуумом) доходов (экономическая оценка);

- количественная оценка  приобретённых человеком запаса  знаний, навыков, способностей;

- специальные навыки (специальный человеческий капитал) - количественная оценка;

- по способу инвестирования  в человеческий капитал - капитал  здоровья, капитал образования, капитал  культуры (экономическая оценка);

- оценка человеческого  капитала на микро- и макро-уровнях;

- интегральная оценка  человеческого капитала, включающая  как натуральные, так и стоимостные показатели оценки человеческого капитала;

- матрица социальных счетов - макроэкономическая  оценка человеческого капитала;

- ценовая оценка человеческого  капитала по объёму инвестиций  и отражение суммовой стоимости  в валюте баланса фирмы (предприятия) - экономическая оценка.11

     Признание человеческого капитала частью искусственно создаваемого, воспроизводимого богатства лежит в основе его подсчета с помощью суммирования осуществленных в прошлом усилий, направленных на его формирование. Эти усилия могут измеряться на основе либо натуральных показателей, либо стоимостной оценки инвестиций в человека. Как будет подробно рассмотрено ниже, такой метод ограничен, с одной стороны, трудностью учета неявных и непрямых затрат, с другой – неочевидной во многих случаях зависимостью между затратами и результатом.

     От этих недостатков свободен подход, ориентированный на измерение результата прошлых накоплений, – оценка через отдачу, которую приносит человеческий капитал.

     Общепризнано, что человеческий капитал приносит как денежные, так и неденежные выгоды. Последние, к тому же не обязательно бывают опосредованы рыночными отношениями. Однако на практике этот метод оценки (в большинстве его вариантов) лимитирован учетом только денежной отдачи, а потому скорее преуменьшает реальный запас человеческого капитала.

     Практикуется также прямая оценка параметров населения, которые могут быть отнесены к человеческому капиталу. Однако ее развернутое применение лимитировано техническими и методологическими трудностями, связанными с обоснованием круга подлежащих учету параметров, разработкой технологии их оценки и приведением разноплановых индикаторов к единой основе. 

     Не только между оценками человеческого капитала, полученными с помощью разных подходов, но и в рамках каждого из них в зависимости от

конкретных применяемых методик имеются огромные расхождения. Существует точка зрения, что они связаны с несовершенством

технологий измерения, информационных баз, методов расчета. В

идеале же оценки, полученные путем: а) измерения совокупных инвестиций, б) прямой оценки навыков свойств и компетенций, которыми обладает население, и в) капитализации отдачи, – должны были бы совпасть.

Однако нам кажется, что истоки несовпадения результатов лежат на уровне теоретической концепции: описанные три подхода изначально нацелены на измерение несовпадающих подсистем человеческих способностей и свойств.

     Конкретные методики подсчета человеческого капитала различаются также в зависимости от того, в каких единицах производится измерение. Так как капитал – рыночная категория, наиболее естественными представляются денежные, стоимостные оценки. 12

     Наиболее современный, позже других оформившийся подход, – измерение человеческого капитала с помощью индексов. Индекс человеческого развития — это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». Индекс человеческого развития измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:

- Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

- Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.

- Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

     Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя. В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИЧР, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому индексу человеческого развития, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).13

     До известной степени он позволяет комбинировать достоинства, преодолевать ограничения и искажения натуральных и стоимостных оценок. Этот подход лучше всего подходит для межстрановых и межкатегориальных сопоставлений, например для ранжирования запасов человеческого капитала

различных территорий, стран, социальных групп.

     По индексу  человеческого развития, в итоговом  рейтинге страны ранжируются  и классифицируются четырьмя  категориями:

1. Страны с очень высоким уровнем ИЧР.

2. Страны с высоким  уровнем ИЧР.

3. Страны со средним  уровнем ИЧР.

4. Страны с низким  уровнем ИЧР.

     Согласно новому Индексу человеческого развития (ИЧР) за 2013 год, Норвегия признана самой благополучной страной в мире. В пятерку наиболее благополучных стран вошли также Австралия, Соединенные Штаты, Нидерланды и Германия. Россия занимает 55 место в этом рейтинге, поднявшись при этом за последние 2 года на 11 позиций. (Об этом сообщается в «Докладе о человеческом развитии 2013» (Human Development Report 2013), подготовленном Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)).14

     Существует также способ измерения человеческого капитала на основе специально-сконструированного индикатора. Для начала примем определение человеческого капитала за совокупность следующих характеристик индивида (и групп индивидов):

- уровень образования; 

- предпринимательские  и организаторские способности,  лидерство;

- общепрофессиональные  навыки, умения, в том числе владение  иностранными языками, компьютерной грамотой и пр;

- семейное положение  (количество детей, социально-экономический  статус родителей);

- состояние здоровья;

- профессиональный опыт (стаж работы).

(врожденные способности  и талант не были включены, т. к. в основном эти особенности в конечном итоге определяют его образование и навыки)

     Но ученые, проведя ряд исследований (например, анализ влияния профессионального  опыта на уровень среднемесячного  дохода с помощью регрессивного  анализа) выяснили, что коэффициенты полученных моделей близки к нулю. Поэтому в расчете индикатора человеческого капитала мы не будем использовать характеристику профессиональный опыт.15

     В каждой  из категорий можно выделить  несколько показателей, на основе  которых она складывается в рассматриваемой ситуации среди отдельно взятой группы индивидов. Например,  в различные характеристики семьи можно включить: уровень образования отца (отчима), уровень образования матери (мачехи), семейное положение, уровень образования супруга (супруги), количество детей. Тогда индекс характеристики семьи будет равен сумме этих компонентов, деленных на 5 (среднему арифметическому). Сумма всех указанных индексов, полученных из характеристик человеческого капитала, дает индикатор человеческого капитала.

         Теория человеческого капитала находится в начальной стадии своего развития, и прилагаемые методы расчета необходимо сравнить и проверить практически и выявить наиболее приемлемую методику оценки человеческого капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль человеческого  капитала в современной экономике.

 

     Человеческий капитал неоспоримо является движущей силой современной

экономики, однако, его  наличие является условием обязательным, но недостаточны для ее модернизации. Чтобы человеческий капитал выступил в роли организационной и производительной силы требуется создание соответствующих условий, государственная и общественная поддержка, четко обозначенные цели, задачи, перспективы, системы контроля, отчетности и ответственности.16

      Экономическая  категория «человеческий капитал» формировалась постепенно. И на первом этапе состав человеческого капитала включал небольшое число составляющих - воспитание, образование, знания, здоровье.     В самом общем смысле человеческий капитал — это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе. Причем длительное время человеческий капитал считался только социальным фактором развития, т. е. затратным фактором, с точки зрения теории роста экономики. Считалось, что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными. Во второй половине ХХ столетия отношение к человеческому капиталу и образованию постепенно кардинально изменилось.

Информация о работе Проблемы формирования человеческого капитала в современной России