Проблемы формирования и использования Пенсионного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотреть деятельность Пенсионного фонда
Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения
в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию
пенсионных выплат;
В качестве теоретической базы курсовой работы были использованы работы
ведущих специалистов в области пенсионного обеспечения, а также широкий ряд
нормативных актов Российского пенсионного законодательства.
Кроме того, были внимательно изучены и переработаны публикации
периодической печати, в том числе в специализированных изданиях,
посвящённые данной теме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности……………………………………………………………………....7
1.1. История возникновения и развития пенсионного страхования в
России……………………………………………………………………………...7
1.2. Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации…………………..14
Глава 2. Формирование и использование средств бюджета пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………………………..18
2.1. Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2007-2009гг………….18
2.2. Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2007-2009гг……………………………………………………………………………..19
2.3. Проблема Пенсионного законодательства в РФ………………………….23
Заключение……………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы………………………………………… 29

Работа состоит из  1 файл

Проблемы формирования и использования Пенсионного фонда.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Расходы, связанные  с ведением специальной части  индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формированием средств пенсионных накоплений в 2008год в сумме 884,9млн. рублей, или 91,1%, в 2009 год - в сумме 981,3 млн. рублей, или 110,9 % .

Расходы по передаче средств пенсионных накоплений в  негосударственные пенсионные фонды  в 2008год в сумме 17389,0млн. рублей (0,8%), в 2009году - в сумме 22784,3млн. рублей (0,9%).

Рост передаваемых средств обусловлен прогнозом увеличения численности застрахованных лиц, реализующих  право на формирование накопительной  части трудовой пенсии через негосударственные пенсионные фонды.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что  в структуре расходов бюджета  пенсионного фонда России преобладают  расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части. 

2.3. Проблемы  пенсионного законодательства РФ

Российское пенсионное законодательство характеризуется крайней нестабильностью. После принятия в 1990 г. Закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации” в него более 30 раз вносились изменения и дополнения, а в последующие годы принят ряд других крупных законов, регламентирующих особый порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Пенсионное законодательство становится все более громоздким и сложным, особенно в вопросах исчисления трудового стажа и размеров пенсии на основе введенного с 1 февраля 1998 года так называемого индивидуального коэффициента пенсионера, хотя по сути своей должно быть простым и понятным каждому. Многие положения по-прежнему регулируются подзаконными актами, что усложняет ознакомление с ними широкого круга граждан.

Действует одновременно несколько законов, регламентирующих пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Основным законом, регулирующим государственное пенсионное обеспечение, является Закон РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” от 20.11.90 г. № 340-1. С многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными в последующие годы, он действует и поныне. В этом законе определены основания для пенсионного обеспечения, виды пенсий, их размеры, надбавки к пенсии, порядок исчисления трудового стажа и пенсии из заработка, назначения и выплаты пенсий, вопросы ответственности предприятий и граждан, разрешения споров. /17, с. 241/

Федеральным законом  РФ от 21.07.97 г. № 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”  дана новая редакция ст.7 данного  закона, регулирующая исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране, коренным образом изменившая ранее существовавший и безусловно несовершенный порядок исчисления размеров пенсии. Этим законом с 01.02.98 г. введен порядок исчисления государственных пенсий путем применения так называемого индивидуального коэффициента пенсионера вместо ранее зафиксированного в ст.7 положения, согласно которому пенсии не реже одного раза в три месяца подлежали индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни.

К Закону от 20.11.90 г. непосредственно примыкают законы общего плана: Закон Российской Федерации  от 02.07.93 г. № 5318-1 “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”, Закон РСФСР от 19.04.91 г. № 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями) “О занятости населения в Российской Федерации”, предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения работников, высвобождаемых в предпенсионном возрасте, Закон РФ от 14.07.92 г. № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании”, также предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения высвобождаемых работников./18. c.123/

Основные направления  совершенствования пенсионного  законодательства.

В целях повышения  долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы возникла необходимость поэтапного введения накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования. Накопительные элементы должны внедряться постепенно, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы.

Нуждается в  уточнении роль и порядок применения индивидуальных коэффициентов пенсионеров. Увеличение пенсии нынешних пенсионеров  должно быть соотнесено с финансовыми  возможностями государства и прогнозируемыми изменениями доходной базы и не должно вести как к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы, так и к снижению жизненного уровня пенсионеров.

Следует предусмотреть  введение действенных стимулов для  добровольного более позднего выхода работников на пенсию, в том числе с использованием системы условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при которых более длительная работа в сочетании с сокращением ожидаемого срока пребывания на пенсии существенно увеличивает для получателя ее ежемесячный размер в случае более позднего выхода на пенсию.

Целесообразно осуществить централизацию учета  обязательной страховой пенсионной системы, обязательной накопительной  пенсионной системы и профессиональных пенсионных систем в переходный период в рамках Пенсионного фонда России.

Следует предусмотреть  комплекс мер по дальнейшему развитию системы негосударственных пенсионных фондов и дополнительного добровольного  пенсионного страхования в целом. В частности, следует рассмотреть вопрос о стимулировании добровольных пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышении действенности гарантий сохранности накоплений.

Не смотря на меры, по совершенствованию пенсионного  законодательства остается немало нерешенных проблем:

1) Отсутствие закона, регламентирующего выплату пенсии родственникам после смерти пенсионера.

2) Отсутствие  закона, регламентирующего инвестирование  средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской  Федерации.

3) Законодательное  обеспечение государственных социальных гарантий, которые пока слабы и зачастую не реализуются.

4) Приведение  в соответствие различного рода  социальных выплат, которые гораздо  ниже прожиточного минимума соответствующих  категорий населения.

5) Законодательное  обеспечение своевременности и полноты выплаты, определенных законодательством социальных выплат.

6) Законодательное  обеспечение государственной поддержки  социально бедствующих людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Программа   пенсионной   реформы   РФ,   в   долгосрочной  перспективе

предусматривает  переход  от  действующей  распределительной   к  смешанной

системе пенсионного  обеспечения, которая будет в  себя включать:

            - государственное пенсионное страхование,  по  которому  выплата

              пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового)

              стажа, суммы уплаченных  взносов   в  бюджет  государственного

              пенсионного   страхования,   финансируется    государственное

              пенсионное страхование как   за  счет  текущих  поступлений  в

              Пенсионный фонд РФ, так и   за  счет  средств,  полученных  от

              направления части обязательных  взносов на накопления;

            -  государственное   пенсионное   обеспечение   для   отдельных

              категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на

              пенсию по государственному пенсионному  страхования, - за счет

              средств федерального бюджета;

            - дополнительное пенсионное страхование,  осуществляемое за счет

              добровольных взносов работодателей  и работников, а в случаях,

              установленных законодательством  РФ –  обязательных  страховых

              взносов.

    Для  сокращения дефицита  бюджета   Пенсионного  фонда  Правительство   РФ

рассматривает варианты  изменения  структуры  отчислений  денежных  средств

предприятий и  граждан в Пенсионный фонд.

    Сейчас  необходимо пересмотреть систему  взаимоотношений между Пенсионным

фондом, государством и работодателями. Сейчас льготные пенсии составляют 20

процентов бюджета  ПФ РФ. Их финансирование должно лечь на  плечи  отдельных

профессиональных  систем.  Надбавки же к пенсиям  таких  категорий  лиц,  как

участники войны, должно выплачивать государство  из бюджета, а не Пенсионный

фонд.

    Особое  значение имеет законодательное обеспечение  пенсионной  системы.

Должна действовать  четкая система защиты интересов  пенсионеров.  Не  менее

важно сформировать  общественное  мнение,  убедить  людей  в  необходимости

реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.

    Необходимая   составляющая  политики  экономического  роста  –  усиление

социальной ориентации системы государственного регулирования  экономического

развития, сопряжение  социальных  гарантий  и  финансовых  возможностей.  В

политике доходов  предстоит путем усиления государственного  воздействия  на

распределительные   процессы   установить   оптимальное    соотношение    в

распределении вновь созданной стоимости по факторам производства,  повысить

долю оплаты труда в ВВП и издержках  производства.

    В  ряду  преобразований  необходимо  отметить  формирование  современной

структуры   социальной   поддержки   населения,   гармонизацию    интересов

государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых  форм  защиты

доходов россиян. Преобразования необходимо разделить на три пункта:

    а)  требуется  разработать научный  инструментарий для оценки  социальных

рисков  и   обоснования   соответствующих   уровней   социальных   гарантий

пенсионеров и  для упорядочения на этой базе организационных,  финансовых  и

правовых форм социального страхования,  личного  страхования  и  социальной

помощи.

    б)  необходимо предусмотреть  новый   порядок  сбалансированного   участия

основных социальных субъектов в финансовом обеспечении  системы. Речь идет о

том, чтобы в  объеме затрат:

            - повысить долю  государства  (за  счет  покрытия  расходов  по

              не страховым периодам) с 8 до 15-20 процентов;

            - снизить долю работодателей  с 90 до 70-75 процентов

            - поднять с 2 до 10-15 процентов долю работников

    в)  нужно  усилить  взаимозависимость   между  страховыми   взносами   и

пенсиями. Определение  размера последних должно  быть  связано  с  величиной

страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового  периода.

    Необходима целенаправленная  работа  по  созданию  актуарной  службы  в

Пенсионном фонде  России для определения государственных  обязательств  перед

застрахованными лицами. Поскольку производится переход  на полное пенсионное

страхование, то соответственно необходимо четко проводить  эту  политику  и

знать динамику численности работающих, демографическую  ситуацию  и  другие

Информация о работе Проблемы формирования и использования Пенсионного фонда