Проблемы и перспективы развития кредитной системы в российской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание

В развитии любого государства значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостояния его населения. Вместе с этим само государство должно оказывать влияние на развитие кредитной системы, на ее формирование, деятельность и соответственно размещению на территории государств. Эффективность кредитной системы во многом зависит не только от ее структуры, функций, но и размещения банков по территории государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность и типизация кредитной системы…………………….………..…...5
Тенденция развития кредитной системы в российской экономике…….....12
Проблемы и перспективы развития кредитной системы в российской экономике……………………………………………………………………...…21
Заключение…………………………..……………………………………...……28
Список используемой литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Тилькуновой.docx

— 529.72 Кб (Скачать документ)

До сих пор большинство  банков в качестве основного способа  борьбы с подобными проблемами используют процедуру анализа предоставленных  заемщиком документов. Этот процесс  требует от банков значительных временных  и финансовых затрат. Кроме того, он не поддается стандартизации. Высокие  издержки по обработке кредитной  заявки резко снижают стимулы  к расширению сферы потребительского кредитования.

Еще одно серьезное препятствие  для развития потребительского кредитования — недоступность достоверной  информации о реальных доходах заемщика, в частности из-за существования  «серых» зарплатных схем.

Однако существуют проблемы, непосредственно не связанные с  отсутствием рыночных сигналов со стороны  заемщиков или с недостатками действующего гражданского законодательства. Большинство крупных банков, имеющих  достаточные финансовые ресурсы  для экспансии на рынок потребительского кредитования, до сих пор считают  его низкоприбыльным и предпочитают расширять традиционные виды операций. Мелкие и средние банки, не имея возможности обслуживать крупных клиентов, в принципе готовы начать кредитование потребителей. Однако для этого им не хватает собственных средств, отработанных технологий и развитой филиальной сети. Но основная причина — это болезненная для всей российской банковской системы проблема низкой капитализации. Кроме того, большинство мелких и средних банков не могут предложить заемщику разнообразные кредитные продукты из-за большой доли краткосрочных обязательств в своих пассивах.

В  ближайшие годы  российской  экономике  необходимо     преодолеть последствия  мирового  финансово-экономического  кризиса  и  выйти на траекторию   устойчивого   роста.   В   этой   связи  главной целью денежно-кредитной  политики  в  предстоящий  трехлетний  период   является удержание инфляции в границах  5-7%  в  годовом  выражении.   Обеспечение контроля над инфляцией и  поддержание  ее  на  стабильном  уровне   будет способствовать  формированию  низких  инфляционных  ожиданий,   оживлению деловой активности.

В целях повышения  эффективности  денежно-кредитной  политики   Банк России продолжит движение в  сторону свободного    курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля,  формирующейся на   основе фундаментальных макроэкономических  факторов.  При этом  Банк    России сохранит  свое  присутствие на  внутреннем  валютном  рынке    с   целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.

Сокращение интервенций  на  внутреннем  валютном  рынке,   повышение гибкости обменного курса  рубля и постепенное сворачивание   антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка  России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.

Процентная  политика  предполагает  постепенное  сужение  коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения   волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования.

Преодоление острой фазы кризиса  и восстановление  роста экономики определяют постепенное сокращение применения специальных   антикризисных мер.  Основную  роль  в  денежно-кредитном  регулировании  будут играть стандартные инструменты.

Финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал,   насколько сильное влияние проблемы в финансовом  секторе  оказывают  на   состояние практически всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления Банк России  намерен  содействовать  укреплению   финансовой стабильности, в частности повышая требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных  организаций,  способствуя   дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе. Усиление   конкуренции потребует изменения модели развития кредитных организаций в направлении большей диверсификации банковской деятельности,  снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать  развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.

С целью повышения эффективности  своих  действий  Банк  России  при проведении денежно-кредитной  политики  будет  учитывать     ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные  ростом  денежных   агрегатов, кредитов и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных   показателей, чтобы своевременные действия  в  области  денежно-кредитной    политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать   предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе  экономики,  и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности  и  общего   макроэкономического равновесия.

В целях обеспечения доверия  к проводимой денежно-кредитной  политике Банк России будет расширять  практику разъяснения широкой   общественности причин и ожидаемых  последствий принимаемых решений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики.

Минимальные сроки, которые  потребуются для возрождения  ипотеки в России, составят 1 - 2 года с момента выхода страны из глобального  финансового и экономического кризиса, полагают эксперты. В то же время  согласно реалистичному сценарию возрождение  института ипотечного кредитования представляется возможным через 2 - 3 года после стабилизации на финансовых рынках, при этом государственное  участие обязательно.

Важным принципом реформирования системы ипотечного кредитования необходимо назвать принцип адекватного  правового обеспечения. Деятельность всех элементов системы нуждается  в подробной правовой регламентации. Решающее значение имеет полнота  законодательной базы, ее адекватность реальным экономическим процессам, взаимосвязанность, внутренняя непротиворечивость и своевременность разработки.

Ипотечное жилищное кредитование в идеале должно строиться на следующих  положениях:

  • системе ипотечного жилищного кредитования в России нужно учитывать имеющийся международный опыт. Она должна быть адаптирована к российским макроэкономическим условиям и законодательной базе, учитывать психологические аспекты населения в России, пока еще с настороженностью воспринимающего ситуацию длительной зависимости от банка-кредитора при ипотечном кредитовании;
  • необходимость обеспечения доступности ипотечных кредитов для групп населения не только с высокими, но и средними доходами. При этом система ипотечного кредитования должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть полностью прозрачной и ясной для понимания всеми участниками процесса ипотечного кредитования;
  • система ипотечного кредитования должна носить развивающийся характер, опираться на эффективное использование привлеченных финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков-кредиторов, инвесторов;
  • система ипотечного жилищного кредитования должна быть воспроизводима в любом регионе страны. Темпы и масштабы развития ипотеки в тех или иных регионах должны определяться не только субъективными факторами наличия или отсутствия политической воли у руководства региона для развития ипотеки, а объективной экономической ситуацией в регионе, наличием платежеспособного спроса на жилье и его предложением.

Сегодня необходимо выстроить  российскую систему рефинансирования ипотечных кредитов. При этом необходимо начинать с изменения законодательства, касающегося оборота закладных, порядка выпуска ипотечных ценных бумаг и т.д.

При этом необходима как  корректировка действующих нормативных  актов, так и разработка совершенно новых законов. И только при дальнейшей поддержке государства, которая  будет заключаться не только в  финансировании, но и в эффективном  регулировании на законодательном  уровне, система ипотечного кредитования получит новое возрождение. Также  для возрождения ипотеки необходимо преодолеть кризис доверия, который  серьезно подрывает ипотечный рынок.

Помимо этого, на законодательном  уровне необходимо принятие поправок в существующее законодательство, согласно которым стало бы возможно вовлекать  пенсионные деньги в ипотечный оборот. Считается, что так называемые длинные деньги берутся от тех структур, которые оперируют большими финансовыми оборотами и которые реализуют крайне консервативную политику использования этих средств, поскольку стремятся сохранить финансовые ресурсы. Основная такая структура в современных российских экономических реалиях - это пенсионный фонд.

Отметим, что до сих  пор пенсионные средства не были вовлечены  в ипотечный рынок, у нас не было развитого рынка ценных ипотечных  бумаг, не было создано механизмов, которые позволили бы эти деньги привлекать внутри страны. Чтобы восстановить ипотечный рынок, нужно разработать  свои механизмы по привлечению "длинных" денег внутри страны. Одним из таких  механизмов и может стать привлечение  в ипотечный оборот пенсионных средств. В поддержку данного механизма  Совет Федерации РФ предлагает разрешить  инвестировать пенсионные накопления в ипотечные ценные бумаги.

По оценке бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга А. Вахмистрова, в настоящий момент ситуация на финансовых рынках более всего напоминает сценарий Великой депрессии в США. Не так давно чиновник напомнил, что выходом из кризиса для Америки стало именно развитие ипотеки. Для России в сложившейся ситуации важна сама возможность получения кредитов на покупку жилья, вне зависимости от размера процентных ставок.4

В то же время, на наш взгляд, государство должно направить средства на поддержание, как различных отраслей промышленности, так и банков, оговорив с финансовыми учреждениями возможность выдачи кредитов населению под процентные ставки не выше 15 - 16%. Если ставки будут выше, строительные компании могут столкнуться с ростом числа дефолтов по ипотеке.

Потребности граждан России в улучшении жилищных условий  колоссальны, однако именно отсутствие доверия потребителей к участникам строительного рынка мешает сейчас многим из них продолжать финансировать  долевое строительство из собственных  накоплений. В нашей стране до сих  пор не созданы механизмы защиты прав участников, финансирующих строительство  жилья за счет собственных средств. А если бы государство выступило  гарантом по сохранению вносимых гражданами денег, частные инвестиции в строительный сектор могли бы удовлетворить потребности  застройщиков в финансах.

Также панацеей от кризиса, охватившего сферу ипотечного кредитования, может стать введение института  строительно-сберегательных касс. При  использовании строительно-сберегательных касс граждане России смогут получать заемные средства фактически в 2,5 раза дешевле, чем при кредитовании по ипотеке.

В мире существует две  основные модели ипотечного кредитования: классическая американская и немецкая, основанная на строительно-сберегательных кассах. В первом случае ипотечный  кредит выдается под залог уже  построенного дома, во втором - система  стройсберкассы финансирует строительство дома.

Таким образом, реализация намеченных мер позволит восстановить кредитный  рынок на докризисный уровень  и будет способствовать ее дальнейшему  развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С точки зрения институциональной  структуры кредитная система  – это совокупность кредитно-финансовых организаций, связанных друг с другом посредством денежных и информационных потоков. Целью данной системы является обеспечение нормативного функционирования всех субъектов экономики через  эффективную организацию денежного  обращения.

Формы кредитования являются функциональными элементами кредитной  системы. В их составе выделяют государственный (муниципальный) кредит и кредит, предоставляемый  финансово-кредитными организациями, для каждой из которых применяется  особая технология предоставления кредитов.

Кредитная система имеет  свою структуру, основными составными частями которого могут выступать  следующие элементы: 1) население; 2) предприятия; 3) государство. Эти же группы субъектов являются потребителями кредитных ресурсов.

С точки зрения иерархического построения в кредитной системе  выделяют два уровня: 1) уровень, представленный центральным банком государства; 2) уровень, представленный коммерческими  финансово-кредитными институтами.

В кредитной системе помимо традиционных элементов действуют  специализированные кредитные организации, которые отличаются как способом формирования финансовых ресурсов, так  и способами их использования (размещения). К ним относятся следующие финансовые институты: 1) сберегательные учреждения; 2) страховые компании; 3) пенсионные фонды предприятий; 4) инвестиционные компании, фонды и банки.

Данные Банка России за 1-й квартал 2012 года свидетельствуют о том, что  напряжённость на мировых финансовых рынках начала более ощутимо влиять на ипотечный рынок России – ставки выросли (+0,5 п.п.), темпы роста рынка также продолжили замедляться. Так, за 1-й квартал 2012-го было выдано 127 тыс. кредитов на сумму 181 млрд. руб., что хоть и превышает в 1,7 раза уровень 1-го квартала 2011-го (как в денежном, так и количественном выражении), но значительно ниже темпов роста 1-го квартала 2011-го.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития кредитной системы в российской