Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 20:18, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе форм и методов кредитно-денежного регулирования на современном этапе.
Реализация поставленной цели исследования потребовала решения следующих задач:
• Изучить теоретико-методологические аспекты кредитно-денежной политики государства.
• Проанализировать кредитно-денежную политику на примере Сбербанка России.
• Изучить основные проблемы кредитно-денежной политики на современном этапе.
Объектом курсовой работы выступает система кредитно-денежного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретико-методологические аспекты кредитно-денежной системы 5
1.1. Основные понятия и типы кредитно-денежной системы 5
1.2. Инструменты кредитно-денежной политики 10
1.3. Типы кредитно-денежной политики 14
2. Анализ кредитно-денежной политики на примере Сбербанка России 16
2.1. Кредитная политика Сбербанка России 16
2.2. Анализ кредитного портфеля Сбербанка России за 2008–начало 2010 18
3. Проблемы кредитно-денежной политики на современном этапе 25
3.1. Проблемы кредитно-денежной политики Сбербанка и России в целом 25
3.2. Предложения и рекомендации по устранению проблем
кредитно-денежной политики Сбербанка 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Приложение 1 37
Темпы роста кредитного портфеля составили 31% в 2008 году. За период с 1 января 2008 года более быстрыми темпами рос портфель кредитов физическим лицам. В портфеле физическим лицам более быстрыми темпами росли жилищные кредиты, а в портфеле юридическим лицам – специализированные кредиты. Специализированное кредитование представляет собой финансирование инвестиционных и строительных проектов, контрактное кредитование.
Структура кредитного портфеля по отраслям экономики по состоянию на 31 марта 2010 года и 31 декабря 2009 года представлена в Приложении 1.
По
состоянию на 31 марта 2010 года у Группы
было 20 крупнейших заемщиков с объемом
кредитов на каждого заемщика более
28 000 миллионов рублей (31 декабря 2009 года:
20 крупнейших заемщиков с объемом кредитов
на каждого заемщика более 23 000 миллионов
рублей). Общий объем этих кредитов составил
1 166 434 миллиона рублей или 21,7% от кредитного
портфеля Группы до вычета резерва под
обесценение (31 декабря 2009 года: миллиона
рублей или 22,8%).
Основной целью обязательств кредитного характера является обеспечение предоставления средств клиентам по мере необходимости. Гарантии и резервные аккредитивы, представляющие собой безотзывные обязательства Группы по осуществлению платежей в случае неисполнения клиентом его обязательств перед третьими сторонами, обладают таким же уровнем кредитного риска, что и кредиты. Документарные и коммерческие аккредитивы, являющиеся письменными обязательствами Группы по осуществлению от имени клиентов выплат в пределах оговоренной суммы при выполнении определенных условий, обеспечены соответствующими поставками товаров или денежными депозитами и соответственно, обладают меньшим уровнем риска, чем прямое кредитование. Обязательства по предоставлению кредитов включают неиспользованную часть сумм для предоставления кредитов. В отношении обязательств по предоставлению кредитов Группа потенциально подвержена риску понесения убытков в сумме, равной общей сумме неиспользованных обязательств. Тем не менее, вероятная сумма убытков меньше общей суммы неиспользованных обязательств, так как большая часть обязательств по предоставлению кредитов зависит от соблюдения клиентами определенных требований по кредитоспособности. Группа контролирует срок, оставшийся до погашения обязательств кредитного характера, так как обычно более долгосрочные обязательства имеют более высокий уровень кредитного риска, чем краткосрочные обязательства.
Таблица 6
Обязательства кредитного характера
(в миллионах российских рублей) | 31 марта 2010 года | 31 декабря 2009 года |
Обязательства по предоставлению кредитов | 334 147 | 328 013 |
Экспортные аккредитивы | 218 895 | 264 196 |
Импортные аккредитивы и аккредитивы по внутренним расчетам | 110 615 | 118 463 |
Неиспользованные кредитные линии | 95 355 | 108 448 |
Гарантии выданные | 91 057 | 137 522 |
Итого обязательств кредитного характера | 850 069 | 956 642 |
3.
Проблемы кредитно-денежной политики
на современном этапе
3.1.
Проблемы кредитно-денежной политики
Сбербанка и России в целом
Сбербанк России как самый крупный банк России, работающий для 70 миллионов вкладчиков и 240 тысяч акционеров, в полной мере осознает свою роль в экономике и понимает необходимость соблюдения баланса между интересами акционеров и клиентов, с одной стороны, и интересами страны в целом, с другой стороны.
Сбербанк
России, несмотря на сложные условия
и существенно возросшую
Сложные экономические условия вызывают необходимость изменения кредитной политики Банка. Эти условия характеризуются следующими факторами:
По оценкам экспертов Сбербанка России, этот период будет длиться до полутора-двух лет.
Исходя из этого, Сбербанк особо рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию и долгосрочным планам развития бизнеса. Банк также призывает клиентов, испытывающих или предвидящих финансовые трудности, обсудить их с ним как можно раньше – вместе будет гораздо легче найти их решение, не доводя ситуацию до критической. Если же критическая ситуация все же возникнет, Сбербанк России сделает все для того, чтобы и клиент, и Банк вышли из нее с наименьшими потерями.
Важной перспективой для банков является также налаживание долгосрочных отношений с потребителем. Огромная популярность одноразовых экспресс-кредитов – атрибут начального становления рынка. Можно предположить, что со временем будет развиваться рынок кредитных карт и овердрафтовых кредитов. Это также в интересах заёмщиков, так как при наличии долгосрочных отношений с банком ставка по кредиту будет ниже той, которую банк установит для заемщика, с которым познакомился час назад.
Кроме того, учитывая особую популярность экспресс-кредитов, со временм может проявить себя в полном объеме и проблема неплатежей по потребительским кредитам.
Рынок бурно растет, в ближайшее время ожидается дальнейшее расширения участия иностранцев, банки-новички стремятся как можно быстрее выйти на рынок и занять свою нишу, а первопроходцы упрочить свою позицию. В такой лихорадочной обстановке недавно вошедшие на рынок отечественные банки в силу отсутствия опыта могут выдать значительное количество недостаточно обоснованных кредитов. Иностранные банки, незнакомые с местными условиями тоже могут быть причиной появления большого числа кредитов, выплаты по которым не будут осуществляться.
Отдельно стоит сказать об участии на рынке иностранного капитала. Чувствуя большой потенциал российского рынка и в то же время испытывая некоторый застой на западном рынке потребительского кредита, крупные иностранные игроки стремятся войти на рынок, покупая доли в российских компаниях и создавая свои дочерние банки. Такие крупные западные банки как Societe Generale, GE Consumer Finance и Cetelem объявили о своих планах занять существенную долю российского рынка. С точки зрения потребителя это позитивные события, так как разнообразие кредитных продуктов будет расти, а ставки по кредиту падать. Но смогут ли выжить в таких условиях российские банки, с их относительно скромными ресурсами остается под вопросом.
Именно
проблема низкой капитализации остается
основным препятствием на пути развития
отечественного потребительского кредитования
(впрочем, это общая проблема для
банков России). Большое количество
средних и мелких банков рады были
бы выйти на рынок, но им не хватает
средств. Рынок развивается, в основном,
за счет крупных игроков, которые раньше
считали потребительское кредитование
неперспективным для себя видом услуг.
3.2. Предложения
и рекомендации по устранению проблем
кредитно-денежной политики Сбербанка
В данных проблемных условиях для устранения проблем кредитования Сбербанк России будет придерживаться некоторых приоритетов в кредитовании юридических лиц. Во-первых это поддержка следующих отраслей и секторов экономики:
Во-вторых это поддержка существующих клиентов Сбербанка России и выполнение Банком уже взятых на себя юридических обязательств по кредитованию в рамках заключенных договоров, поддержка заемщиков Банка, непрерывность деятельности которых является критичной для других заемщиков Сбербанка России
И в-третьих - кредитование оборотных средств и текущих потребностей бизнеса клиентов.
Осознавая
особую ответственность перед
3. Повышение уровня и качества контроля со стороны Сбербанка России за ответственным поведением собственников и менеджмента путем введения дополнительных условий и ограничений на деятельность заемщика, в том числе:
Для этого Сбербанк России усиливает внимание:
В отношении физических лиц Сбербанк России будет следовать следующим приоритетам:
Принципиально важным направлением развития Банка станут максимальная ориентация на клиента и в этом смысле превращение Сбербанка в «сервисную» компанию. Это значит, что Банк будет стремиться удовлетворить максимальный объем потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизировать свои доходы от каждого набора клиентских отношений. Это означает, что качество и глубина взаимоотношений с клиентом, а также навыки и возможности Банка в области продаж и обслуживания, которые обеспечат поддержание и развитие этих отношений, станут важной основой конкурентного преимущества Банка. С практической точки зрения, для того чтобы ориентация на клиента не осталась лозунгом, Банк существенным образом изменит очень многие элементы своей работы, начиная от логики продуктового предложения и создания внутри банка выделенной вертикали продаж и обслуживания в рознице и заканчивая новой моделью клиентской работы в корпоративном блоке и изменением процессов и процедур в бэк- и мидл-офисе.
Информация о работе Проблемы кредитно-денежной политики на современном этапе