Проблемы производства и управления знаниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:52, доклад

Описание

Основными признаками экономики, основанной на знаниях, являются, прежде всего, такие факторы как:
• превращение знания в интеллектуальный капитал;
• возможность получения доступа к широким информационным ресурсам в течение короткого времени и передача коммуникаций на далекие расстояния по низким ценам и с улучшенным качеством, а также большими удобствами трансформируют путь взаимодействия людей и компаний;
• глобализация в НИОКР, технологиях, производстве, торговле, финансах, средствах коммуникаций и информации, стимулируемая национальным и международным дерегулированием, коммуникационной революцией, связанной с информационными технологиями (ИТ).

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 96.37 Кб (Скачать документ)

Зауре Чуланова

 

проблемы производства и управления знаниями

 

В течение ХХ века экономика прогрессивных  стран последовательно развивалась  от аграрной ее формы к индустриальной и далее к экономике услуг. На рубеже 90-х годов возникла новая  экономика, названная «экономикой  знаний». На ее развитие оказала влияние  революция знаний, основными признаками которой стали рост интенсивности  знаний в экономической активности людей, растущая глобализация мировой  экономики и международной конкурентности. В конце века мировая экономика  оценивалась как переходная к  «экономике знаний», или «информационному обществу». Из всего объема знаний, измеренных в физических единицах, которым располагает человечество, 90% получено за последние 30 лет, равно как 90% из общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации - наши современники1. Это наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях. В наступившем новом тысячелетии важнейшим фактором экономического развития выступают знания, утверждаясь в качестве основы конкурентоспособности как фирм, так и национальных экономик в целом. Как фактор развития знания кардинально меняют экономическую картину мира. Фактически сегодня большая и все увеличивающаяся доля современного хозяйства основана именно на знаниях (речь идет не только о науке и технологиях, но и о знаниях в таких быстро растущих сферах, как финансовые, банковские и профессиональные услуги), использование которых как экономического ресурса принципиально отличается от использования материальных продуктов. Уже отчетливо сформировалось понимание, что будущее процветание и даже выживание в глобальной экономике определяется центральной ролью нововведений, повышающих производительность труда и/или вложенного капитала.

Как результат в фокусе экономики знаний оказывается уровень нововведений, создающих стоимость для потребителей продукции и услуг. Способность создавать, получать доступ и использовать знание является основным определителем международной конкурентоспособности. Образование и повышение квалификации становятся все более важными для эффективного использования новых знаний и в странах идет тенденция возрастания инвестирования в образование и профессиональные навыки. Возникает постоянная потребность в новых профессиональных навыках для выпускников и рабочей силы. В это же время высокий уровень образования становится необходимым фактором использования, адаптации и создания нового знания 2.

Основными признаками экономики, основанной на знаниях, являются, прежде всего, такие  факторы как:

  • превращение знания в интеллектуальный капитал;
  • возможность получения доступа к широким информационным ресурсам в течение короткого времени и передача коммуникаций на далекие расстояния по низким ценам и с улучшенным качеством, а также большими удобствами трансформируют путь взаимодействия людей и компаний;
  • глобализация в НИОКР, технологиях, производстве, торговле, финансах, средствах коммуникаций и информации, стимулируемая национальным и международным дерегулированием, коммуникационной революцией, связанной с информационными технологиями (ИТ).

Сегодня очевидно, что именно интеллектуальный капитал создает основную стоимость  для акционеров фирмы, а компетентность ее менеджмента определяется качеством  управления этими невидимыми активами3, представляющими собой, как правило, вложения фирм в человеческий капитал и НИОКР, торговая марка, интеллектуальная собственность, квалификация менеджеров и персонала, отношения с потребителями и поставщиками, внутрифирменная культура, включая этику и социальную ответственность и т.п.

 

Рисунок 1. Соотношение материальных и нематериальных активов, используемых в бизнесе

Источник: Kotelnikov V. Ten 3 Business e-Coach.

 

Из рисунка 1 видно, что в последние годы компонент знания в товарах и услугах резко возрос и стал важнейшим фактором потребительской стоимости. Следовательно, экономика знаний относится ко всей возникающей экономической структуре или объединению этого феномена. Предметом экономики знаний являются производство и управление знанием и включает в себя процесс производства: университеты, фундаментальную науку, систему коммуникаций, патентную систему, прикладную науку, исследования и разработки, т.е. весь огромный комплекс производства знания, производящего экономические блага. Принципиально новым подходом сегодня стало то, что в экономику включают не только сами технологии, но и весь механизм производства знаний. Обмен и распространение знаний способствует их умножению, а университеты и вся система образования служат средством для этого.

Понятию «экономика знаний» близки такие понятия как «инновационная экономика», «высокотехнологическая цивилизация», «общество знаний», «информационное  общество». Поскольку знание (идеи, информация) имеет в корне принципиально отличные характеристики от обычных предметов потребления, товаров и услуг и в индустриальной экономике, то экономика знаний развивается по свойственным ей законам:

  • при наличии барьеров и трудностей в применении исключительно на национальной базе знание и информация перетекают туда, где спрос выше и барьеры ниже;
  • знание, производя продукт или услугу, может требовать цену выше по сравнению с аналогичным продуктом с низким содержанием или интенсивностью знания;
  • цена и ценность знания зависят от обстоятельств. Так, та же самая информация или знание могут иметь широко различную ценность для разных людей и в разное время.
  • знание, замкнутое в систему или процесс, имеет более высокую неотъемлемую ценность, чем просто «содержащееся в голове»
  • человеческий капитал – компетенции – является ключевым компонентом ценности в компании, базирующейся на знаниях. К примеру, сегодня некоторые компании включают сведения по уровню компетентности в годовые отчеты.

Перечисленные особенности экономики  знаний обусловливают ее существенные отличия от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностям  и механизмам 4.

Знание принимает множество  форм, о ценности которых свидетельствуют  пять его важнейших признаков:

  1. результатом знания является материальная продукция;
  2. способность знания расти и быстро и легко распространяться по миру;
  3. при включении в продукты или товары знание значительно снижает стоимость базовой инфраструктуры, повышает ее конкурентоспособность;
  4. знание создает новое знание, и таким образом имеет способность расти через использование, тогда как физические активы уменьшаются при использовании;
  5. быстрый рост знания, соединенный с его быстрым распространением, не позволяет ему долго оставаться не доступным для использования в промышленности индустрии. Таким образом, мировая экономика знаний вознаграждает не только создателей нового знания, но и тех, кто может идентифицировать и интегрировать знание эффективно 5.

Экономика знаний, как и обычная  экономика, нуждается в измерениях. Измерение знаний - методологически очень тонкая вещь, поскольку знания - это продукт, с одной стороны, частный, который можно присваивать, а с другой - общественный, принадлежащий всем 6. Для определения готовности страны конкурировать в экономике знаний Всемирный Банк 7 использует 83 структурных и качественных показателя по 4 вариациям. На основе вариаций рассчитываются для каждой страны индекс знания и индекс экономики знаний. Индекс знания измеряет способность страны генерировать, принимать и распространять знание. Он является индикатором общего потенциала развития знания в данной стране. Индекс экономики знаний учитывает соответствие институциональной среды для эффективного использования знания в аспекте экономического развития. Это агрегированный индекс, представляющий общий уровень развития страны или региона по пути экономики знания.

Включенные  в методику различные показатели позволяют рассмотреть весь спектр экономики, иллюстрировать, насколько  эффективно экономикой страны или региона  используются знания для всего экономического и социального развития. Это позволяет  определить различные начальные  установки, показывающие готовность страны к экономике знаний, путем сравнения  с другими странами в течение  некоторого периода по определенным показателям. 

По расчетам Всемирного Банка, наиболее высокий  индекс знания и экономики знаний среди 140 обследованных стран сложился в Дании – 9,37 и 9,23, в следующей  за ней Швеции – 9,49 и 9,22. США в этом рейтинге заняли 6 строчку с показателями 8,90 и 8,74 соответственно. Япония разместилась на 14 месте с индексами 8,42 и 8,60.  Страны СНГ занимают в рейтинге знания и экономики знаний Всемирного Банка средние места - с 43 для России до 105 для Таджикистана (Таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Индексы знания и экономики знания по странам СНГ и Китаю

 

Ранг

Страна

Индекс  экономики знания

Индекс  знания

Экономи-ческий и институциональный режим

Инновации: исследования и развитие, научный  и технические публикации и патенты

Образо-вание

ИКТ

43

Россия

5,98

7,07

2,70

7,52

7,71

5,98

49

Украина

5,55

5,95

4,33

5,86

7,66

4,34

57

Беларусь

5,20

6,52

1,26

6,03

7,65

5,87

67

Грузия

4,48

5,20

2,29

6,03

6,19

3,39

68

Молдова

4,42

4,56

4,00

3,92

5,77

3,98

71

Казахстан

4,35

4,92

2,62

4,05

7,61

3,11

73

Китай

4,26

4,32

4,10

4,78

3,93

4,24

84

Киргизстан

3,64

3,99

2,59

2,90

6,34

2,74

89

Узбекистан

3,21

3,75

1,60

3,23

5,79

2,23

105

Таджикистан

2,26

2,30

2,15

1,30

5,06

0,53


Источник: Knowledge for Development Program. World Bank.

 

Казахстан, при индексе знаний 4,92 с высокой  составляющей образования 7,61, имеет  индекс экономики знаний лишь на отметке 4,35, что объясняется уровнем экономического и институционального режима и информационно-коммуникационных технологий ниже среднего - 2,62 и 3,11 соответственно. Специфическая ситуация складывается в Китае, который, отставая от нас  на 2 позиции, при сравнительно низком уровне образования характеризуется  более высокими показателями экономического и институционального режима и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В экономике знаний существует два  противоположно направленных процесса. С одной стороны - производство фундаментальных  знаний концентрируется в нескольких центрах, с другой - прикладное знание и его потребление мгновенно  распространяется по всему миру. Производителями  фундаментального знания выступают  пять стран мира - США, Япония, Франция, Великобритания и Германия. В странах-производителях сосредоточены и крупнейшие научные  центры. Всемирно известные центры производства знаний — это штаты  Массачусетс и Калифорния в США, университетские города Кембридж и  Оксфорд в Великобритании, Париж  во Франции. В развитых странах в  сфере науки и высоких технологий сегодня занято 25% трудовых ресурсов. Около 40% от общемировых затрат на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) приходится на США. Участие частного капитала в финансировании НИОКР  в странах ЕС достигает 55%, а в  США — 67%8. К традиционным производителям знаний в последние годы добавились Австралия, Финляндия, Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др. Такие страны как Малайзия, Китай и Чили показывают быстрый прогресс при реализации   последовательной стратегии с целью создания для страны возможностей для генерирования, получения и использования знаний.

В 2003 г. интенсивность исследований и разработок (ИР) в ЕС составила 1,93% , что значительно ниже 2,59% в  США и 3,15% в Японии. Уровень роста  интенсивности ИР в ЕС составил +0,7% в год  в период 2000-2003 гг., что  было значительно ниже намеченных стратегией Европейской комиссии 3%.

Количественный анализ определения  ожидаемой макроэкономической выгоды от увеличения интенсивности ИР в  Европе показывает определенную связь между знаниями и экономическим ростом. Отчет по европейской конкурентоспособности 2004 г. показывает, что затраты в высшее образование и бизнес-сектор в зоне ОЭСР имели значительное позитивное влияние на рост ВВП на душу населения. Эксперты ЕС прогнозируют, если в 2010 г. инвестиции в ИР достигнут 3% от ВВП, то в европейской экономике к 2015 г. произойдут следующие изменения: количество рабочих мест вырастет на 3,1 млн, рост ВВП составит 4,2%. Согласно Экономическому обзору ЕС устойчивый рост инвестиций в знания (ИР и образование) может составить потенциальный экономический рост 0,75-1,5% ежегодно в течение 5-10 лет. Что касается США, здесь экономика знаний полностью гарантирована исследованиями, подтверждающими, что инвестиции в ИР и образование повлияли на 75% роста американской производительности в период 1950-2003 гг. На основе чего эксперты делают вывод, что различие в достигнутой производительности определяется высокой способностью США производить и использовать новые технологии.

Информация о работе Проблемы производства и управления знаниями