Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:52, доклад
Основными признаками экономики, основанной на знаниях, являются, прежде всего, такие факторы как:
• превращение знания в интеллектуальный капитал;
• возможность получения доступа к широким информационным ресурсам в течение короткого времени и передача коммуникаций на далекие расстояния по низким ценам и с улучшенным качеством, а также большими удобствами трансформируют путь взаимодействия людей и компаний;
• глобализация в НИОКР, технологиях, производстве, торговле, финансах, средствах коммуникаций и информации, стимулируемая национальным и международным дерегулированием, коммуникационной революцией, связанной с информационными технологиями (ИТ).
Зауре Чуланова
проблемы производства и управления знаниями
В течение ХХ века экономика прогрессивных
стран последовательно
Как результат в фокусе экономики знаний оказывается уровень нововведений, создающих стоимость для потребителей продукции и услуг. Способность создавать, получать доступ и использовать знание является основным определителем международной конкурентоспособности. Образование и повышение квалификации становятся все более важными для эффективного использования новых знаний и в странах идет тенденция возрастания инвестирования в образование и профессиональные навыки. Возникает постоянная потребность в новых профессиональных навыках для выпускников и рабочей силы. В это же время высокий уровень образования становится необходимым фактором использования, адаптации и создания нового знания 2.
Основными признаками экономики, основанной на знаниях, являются, прежде всего, такие факторы как:
Сегодня очевидно, что именно интеллектуальный капитал создает основную стоимость для акционеров фирмы, а компетентность ее менеджмента определяется качеством управления этими невидимыми активами3, представляющими собой, как правило, вложения фирм в человеческий капитал и НИОКР, торговая марка, интеллектуальная собственность, квалификация менеджеров и персонала, отношения с потребителями и поставщиками, внутрифирменная культура, включая этику и социальную ответственность и т.п.
Рисунок 1. Соотношение материальных и нематериальных активов, используемых в бизнесе
Источник: Kotelnikov V. Ten 3 Business e-Coach.
Из рисунка 1 видно, что в последние годы компонент знания в товарах и услугах резко возрос и стал важнейшим фактором потребительской стоимости. Следовательно, экономика знаний относится ко всей возникающей экономической структуре или объединению этого феномена. Предметом экономики знаний являются производство и управление знанием и включает в себя процесс производства: университеты, фундаментальную науку, систему коммуникаций, патентную систему, прикладную науку, исследования и разработки, т.е. весь огромный комплекс производства знания, производящего экономические блага. Принципиально новым подходом сегодня стало то, что в экономику включают не только сами технологии, но и весь механизм производства знаний. Обмен и распространение знаний способствует их умножению, а университеты и вся система образования служат средством для этого.
Понятию «экономика знаний» близки
такие понятия как «
Перечисленные особенности экономики знаний обусловливают ее существенные отличия от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностям и механизмам 4.
Знание принимает множество форм, о ценности которых свидетельствуют пять его важнейших признаков:
Экономика знаний, как и обычная экономика, нуждается в измерениях. Измерение знаний - методологически очень тонкая вещь, поскольку знания - это продукт, с одной стороны, частный, который можно присваивать, а с другой - общественный, принадлежащий всем 6. Для определения готовности страны конкурировать в экономике знаний Всемирный Банк 7 использует 83 структурных и качественных показателя по 4 вариациям. На основе вариаций рассчитываются для каждой страны индекс знания и индекс экономики знаний. Индекс знания измеряет способность страны генерировать, принимать и распространять знание. Он является индикатором общего потенциала развития знания в данной стране. Индекс экономики знаний учитывает соответствие институциональной среды для эффективного использования знания в аспекте экономического развития. Это агрегированный индекс, представляющий общий уровень развития страны или региона по пути экономики знания.
Включенные в методику различные показатели позволяют рассмотреть весь спектр экономики, иллюстрировать, насколько эффективно экономикой страны или региона используются знания для всего экономического и социального развития. Это позволяет определить различные начальные установки, показывающие готовность страны к экономике знаний, путем сравнения с другими странами в течение некоторого периода по определенным показателям.
По расчетам Всемирного Банка, наиболее высокий индекс знания и экономики знаний среди 140 обследованных стран сложился в Дании – 9,37 и 9,23, в следующей за ней Швеции – 9,49 и 9,22. США в этом рейтинге заняли 6 строчку с показателями 8,90 и 8,74 соответственно. Япония разместилась на 14 месте с индексами 8,42 и 8,60. Страны СНГ занимают в рейтинге знания и экономики знаний Всемирного Банка средние места - с 43 для России до 105 для Таджикистана (Таблица 1).
Таблица 1. Индексы знания и экономики знания по странам СНГ и Китаю
Ранг |
Страна |
Индекс экономики знания |
Индекс знания |
Экономи-ческий и институциональный режим |
Инновации: исследования и развитие, научный и технические публикации и патенты |
Образо-вание |
ИКТ |
43 |
Россия |
5,98 |
7,07 |
2,70 |
7,52 |
7,71 |
5,98 |
49 |
Украина |
5,55 |
5,95 |
4,33 |
5,86 |
7,66 |
4,34 |
57 |
Беларусь |
5,20 |
6,52 |
1,26 |
6,03 |
7,65 |
5,87 |
67 |
Грузия |
4,48 |
5,20 |
2,29 |
6,03 |
6,19 |
3,39 |
68 |
Молдова |
4,42 |
4,56 |
4,00 |
3,92 |
5,77 |
3,98 |
71 |
Казахстан |
4,35 |
4,92 |
2,62 |
4,05 |
7,61 |
3,11 |
73 |
Китай |
4,26 |
4,32 |
4,10 |
4,78 |
3,93 |
4,24 |
84 |
Киргизстан |
3,64 |
3,99 |
2,59 |
2,90 |
6,34 |
2,74 |
89 |
Узбекистан |
3,21 |
3,75 |
1,60 |
3,23 |
5,79 |
2,23 |
105 |
Таджикистан |
2,26 |
2,30 |
2,15 |
1,30 |
5,06 |
0,53 |
Источник: Knowledge for Development Program. World Bank.
Казахстан,
при индексе знаний 4,92 с высокой
составляющей образования 7,61, имеет
индекс экономики знаний лишь на отметке
4,35, что объясняется уровнем
В экономике знаний существует два
противоположно направленных процесса.
С одной стороны - производство фундаментальных
знаний концентрируется в нескольких
центрах, с другой - прикладное знание
и его потребление мгновенно
распространяется по всему миру. Производителями
фундаментального знания выступают
пять стран мира - США, Япония, Франция,
Великобритания и Германия. В странах-производителях
сосредоточены и крупнейшие научные
центры. Всемирно известные центры
производства знаний — это штаты
Массачусетс и Калифорния в США,
университетские города Кембридж и
Оксфорд в Великобритании, Париж
во Франции. В развитых странах в
сфере науки и высоких
В 2003 г. интенсивность исследований и разработок (ИР) в ЕС составила 1,93% , что значительно ниже 2,59% в США и 3,15% в Японии. Уровень роста интенсивности ИР в ЕС составил +0,7% в год в период 2000-2003 гг., что было значительно ниже намеченных стратегией Европейской комиссии 3%.
Количественный анализ определения ожидаемой макроэкономической выгоды от увеличения интенсивности ИР в Европе показывает определенную связь между знаниями и экономическим ростом. Отчет по европейской конкурентоспособности 2004 г. показывает, что затраты в высшее образование и бизнес-сектор в зоне ОЭСР имели значительное позитивное влияние на рост ВВП на душу населения. Эксперты ЕС прогнозируют, если в 2010 г. инвестиции в ИР достигнут 3% от ВВП, то в европейской экономике к 2015 г. произойдут следующие изменения: количество рабочих мест вырастет на 3,1 млн, рост ВВП составит 4,2%. Согласно Экономическому обзору ЕС устойчивый рост инвестиций в знания (ИР и образование) может составить потенциальный экономический рост 0,75-1,5% ежегодно в течение 5-10 лет. Что касается США, здесь экономика знаний полностью гарантирована исследованиями, подтверждающими, что инвестиции в ИР и образование повлияли на 75% роста американской производительности в период 1950-2003 гг. На основе чего эксперты делают вывод, что различие в достигнутой производительности определяется высокой способностью США производить и использовать новые технологии.
Информация о работе Проблемы производства и управления знаниями