Проблемы производства и управления знаниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:52, доклад

Описание

Основными признаками экономики, основанной на знаниях, являются, прежде всего, такие факторы как:
• превращение знания в интеллектуальный капитал;
• возможность получения доступа к широким информационным ресурсам в течение короткого времени и передача коммуникаций на далекие расстояния по низким ценам и с улучшенным качеством, а также большими удобствами трансформируют путь взаимодействия людей и компаний;
• глобализация в НИОКР, технологиях, производстве, торговле, финансах, средствах коммуникаций и информации, стимулируемая национальным и международным дерегулированием, коммуникационной революцией, связанной с информационными технологиями (ИТ).

Работа состоит из  1 файл

экономика.docx

— 96.37 Кб (Скачать документ)

Страны, активно инвестирующие  в экономику знаний, как например, северные страны, развиваются лучше, чем другие государства. Напротив, страны южной Европы с низким уровнем  инвестиций показывают более низкий уровень развития. Португалия и Германии имеют одинаковый уровень инвестиций в знания, однако значительно различаются  по уровню развития, тогда как Австрия  и Дания имеют равные темпы  экономического развития, однако уровень  инвестиций в Австрии ниже.

Что касается развивающихся стран, здесь хорошим примером является Китай и технологическая сфера экономики этой страны. Исторически Китай развивался так, что главенствующую роль в его экономике играли крупные государственные предприятия. Сегодня государство стремится переместить центр экономической активности в небольшие фирмы, которым более свойственен дух предпринимательства. В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. Ее приверженцы, которых с каждым днем становится все больше, с присущим этой стране энтузиазмом заучивают и реализуют на практике новую «цитату»: «Основа экономики знаний — образование. В современном мире движущая сила экономики — конкуренция — все больше сводится к конкуренции знаний»9. В крупнейших университетах мира год от года растет число китайских студентов, в стране создается государственная система освоения научных и технологических новшеств — естественная основа экономики знаний. Главной своей задачей государство провозгласило организацию спроса на знания. Так, в стране только за последние 5 лет повысили квалификацию 750 млн работников 10.

 

Рисунок 2. Уровень образования населения  стран ОЭСР и Китая по возрастным группам, 2005

 

Источник: Carl Dalman. China and India in the Global Knowledge Economy: the Innovation Perspective. Georgetown University, 2005.

 

Интересен пример, когда в Гонконге на протяжении долгого времени зарплата университетских сотрудников была в полтора-два раза выше среднемировой, и таким образом сюда привлекались высококвалифицированные специалисты.

Переход к экономике, основанной на знаниях, сопряжен с ростом суммарных  инвестиций в соответствующие секторы. В настоящее время инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды.  Так, например, в странах ОЭСР соотношение государственных  расходов (их доля в ВВП) выглядит следующим  образом: оборона - 2%, НИОКР – 2,4%, образование - 5% 11.

Знание и продолжающееся образование  являются важнейшими элементами успеха. Считается аксиомой, что чем выше уровень образования в стране, тем лучше развивается ее экономика, ниже безработица и дольше продолжительность жизни. Взаимосвязь уровня образования с указанными экономическими параметрами очевидна. Высокообразованный, а значит, высококвалифицированный работник, как правило, востребованный на рынке труда, получает соответствующее хорошее вознаграждение за свой труд. Это стимулирует его к постоянному повышению и совершенствованию своих знаний и профессионализма, что способствует росту производительности труда. С другой стороны, хорошо обеспеченный человек имеет возможность вести здоровый образ жизни, в частности, в плане питания, отдыха в лучших санаториях и лечиться в лучших клиниках. Таким образом, являясь одним из факторов высокого экономического роста, уровень образования приобретает особую ценность в условиях формирования экономики знаний, основанной на максимально полном использовании знаний людей при длительном временном периоде в аспекте продолжительности жизни.

Инвестиции в образование, особенно в высшее, стали важнейшим и  даже решающим фактором для перехода развитых стран к экономике знаний, поскольку оказывают влияние  на подготовку выпускников с высшим образованием. В 2001 г. затраты на финансирование высшего образования составили  в ЕС - 1,3% от ВВП, в США – 3,3 и  Японии – 1,2%. Несмотря на то, что общественное финансирование высшего образования  также выше в США чем в ЕС, здесь следует отметить ощутимые различия и в частных расходах. Так, в относительном выражении  частные затраты на высшее образование  в США в 9 раз превышают аналогичные  затраты в ЕС. В менее развитых странах расходы на образование  значительно ниже, что влияет на уровень знания населения.

 

Рисунок 3. Уровень образования по странам  мира

Источник: World Bank database.

 

На рисунке 3 отчетливо просматривается прямая корреляция между уровнем образования и дохода и, наоборот, между уровнем дохода и образования.

В Казахстане уровень образования  взрослого населения (старше 15 лет) по данным Всемирного банка составляет 98,6%. Однако, несмотря на такой высокий  показатель по качественным параметрам, мы далеки от мировых стандартов. Реалии таковы, что система высшего образования  не обеспечивает сегодня опережающего образования, т.е. подготовки специалистов с ориентацией на технологический  прогресс и работников широкого профиля, способных быстро менять профессию. Согласно Стратегии индустриально-инновационного развития, экономический рост в республике должен обеспечиваться за счет создания высокотехнологичных производств, требующих в свою очередь специалистов с высокими квалификационными параметрами, которых национальный рынок труда  пока еще предоставить не может. И  совершенно очевидно, что наличие  образования само по себе в современных  условиях совсем не свидетельствует  о профессиональном уровне и, тем  более, не представляется конкурентным преимуществом его обладателя. Речь в данном случае идет именно о качественной характеристике образования и знаний. По М. Портеру «фактор должен быть высоко специализированным по отношению  к конкретным нуждам данной отрасли»12. Понятно, что реализация Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира лежит в плоскости экономики знаний, основными критериями которой являются уровень и качество образования, умение имеющиеся идеи и технологии воплотить в конкретные продукты и услуги, что характерно для признанных стран-лидеров. В республике предпринимаются действенные меры по приближению национальной системы образования к международным стандартам. В частности, примером стратегического подхода является президентская программа «Болашак» по обучению талантливой молодежи в лучших учебных заведениях мира. Ежегодно 3000 студентов обучаются специальностям, востребованным в высокотехнологичном производстве отечественной экономики, с целью создания и производства качественно новых изделий и технологий, позволяющих ей стать конкурентоспособной на мировых рынках. В период 2008-2009 гг. предусмотрено проведение международной аккредитации 10 образовательных программ в 5 национальных вузах с объемом финансирования около 200 млн. тенге, а с 2010 г. участие 5 национальных вузов в институциональной аккредитации с финансированием в 260 млн. тенге.  

Высокие общественные затраты на образование  не обязательно означают высокий  уровень затрат на высшее образование. ЕС выделял около 21,2% всех затрат на высшее образование, по сравнению с 29,1 и 15,1% в США и Японии соответственно. В Европе наиболее высокая интенсивность  высшего образования отмечается в северных странах - Дании, Финляндии  и Швеции. В Казахстане затраты  на образование в 2005 г. составили 2,3% от ВВП.

Сегодня в мировых расходах на НИОКР  подавляющая часть (90%) приходится на гражданские исследования, даже в  Соединенных Штатах Америки доля военных НИОКР не превышает 20% общих  затрат на науку. То есть из 265 млрд. долл., расходуемых США на научные исследования и разработки, соответствующие затраты Пентагона составляют пятую часть.

Растет влияние ИР на сектор высшего  образования в Европе, Японии и  США. В 2003 г. затраты сектора высшего  образования на ИР составили 0,44% от ВВП в Европе в целом, что гораздо  выше уровня 1997 г. (0,38%).

В Казахстане в 2005 г., по данным Национального отчета о человеческом развитии, источники  финансирования исследований и разработок распределились следующим образом: бюджетные средства – 51,2%, средства заказчика – 26,4%, собственные средства предприятий – 20,4%, иностранные – 2,0%. Исходя из позиции, что ключевым фактором активности экономики знаний является то, что знание и образование  могут рассматриваться как бизнес-продукт  – образовательные или инновационные  интеллектуальные продукты и услуги, могущие быть экспортированы с высокой  стоимостью возврата, то создание наукоемкой продукции с высокой степенью коммерциализации готовых разработок в сложившейся ситуации при отрыве от бизнеса,  в республике довольно проблематична. В этом плане, в частности, для повышения уровня инновационного развития экономики страны, необходимо стимулирующее воздействие  на увеличение расходов частного сектора на НИОКР. Огромная роль в этом плане отводится  созданию системы государственно-частного партнерства с привлечением крупного отечественного бизнеса для реализации масштабных инвестиционных проектов, что должно сыграть определяющую роль в решении задач модернизации общества. В частности, речь идет о  Программе «Тридцати корпоративных  лидеров», которые должны стать прорывными, нацеленными на лидерство, на успех  в рамках модернизации отечественной  экономики. И здесь необходима поддержка  государства, в первую очередь –  это создание соответствующей нормативно-правовой базы, инфраструктуры и благоприятных  институциональных условий. Немаловажным фактором является и привлечение  зарубежных предпринимателей. Перспективным  в этом аспекте представляется проект «Интеграция науки, технологии и  предпринимательства», инициированный Министерством образования и  науки совместно с Национальным центром научно-технической информации при поддержке Американского  фонда гражданских исследований и развития (CRDF). Реализация этого проекта открывает широкие перспективы по расширению контактов между предпринимателями и учеными отечественной науки с зарубежными партнерами, что предполагает плодотворный научный диалог между учеными разных стран.

В целом  же на развитие как самой науки, так  и внедрение опытно-конструкторских  работ и разработку новых технологий в Казахстане  объем ежегодных  средств на эти цели составит к 2012 г. 350 млрд. тенге, а это более 5% от ВВП.

Одним из показателей научного развития является количество публикаций, по общему числу  которых несомненное лидерство  принадлежит ЕС. Их доля в мировом  объеме составила 38,3%, тогда как в  США и Японии – 31,1 и 9,6% соответственно. Среди стран ЕС крупнейшими производителями  научных публикаций являются Великобритания, Германия, Франция и Италия с общей  долей около 70% научных публикаций в Европейского Союза.

Если в общей мировой доле научных публикаций лидируют ЕС-25, США  и Япония, по числу публикаций на миллион населения первенство принадлежит  Швеции, Дании и Финляндии.

Что касается Казахстана, то здесь  складывается следующая не очень  отрадная картина. Число публикаций в научных и технических журналах в целом и в расчете на млн. человек в 2003 г. составило 128 и 8,59 против 29186 и 22,65 в соседнем Китае, 1606,8 и 18,92 - в странах со средним доходом  и 11114,72 и 378,26 соответственно - в странах  с высоким доходом соответственно.

Экономика, базирующаяся на знаниях, характеризуется качественным составом рабочей силы, бурным ростом данных и кодифицированным (систематизированным) знанием, находясь в постоянном движении, стимулируется развитием информационных и коммуникационных технологий.

Предложение человеческих ресурсов хорошо характеризует численность выпускников  университетов, особенно получающих дипломы  по естественным наукам и инженерным специальностям. В ЕС в 2003 г. выпускники этих специальностей составили 24,2% , в  Японии – 23,1% в США – 18,5%. Япония по сравнению с США и ЕС производит непропорционально высокое число  инженеров (20,1% от всех выпускников) и  низкое число специалистов по естественным наукам (3,0%).

В Казахстане, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что проблемной остается подготовка высококвалифицированных  кадров по международным стандартам, являющихся одной из главных составляющих экономики знаний. По-прежнему сохраняется  диспропорция между выпускниками технических  специальностей и экономических  и юридических в сторону последних. Хотя реальная действительность показывает очевидность неэффективности такой  направленности, равно как и то, что качество будущих технических  специалистов оставляет желать лучшего.

Роль человеческих ресурсов, получающих образование и занятых как  в производстве, так и исследованиями, является фундаментальной, поскольку  они вносят вклад непосредственно  в развитие активности исследований и развития, а также в развитие технологических инноваций. Важность этой рабочей силы варьируется в  Европе от более чем пятой части  рабочей силы в Дании, Швеции и  Финляндии до менее чем одной  двенадцатой в Португалии.

 

Рисунок 4. Численность исследователей на 1000 работающих в странах мира

Источник: Towards a European Research Area Science, Technology and Innovation. European Commission. 2005.

 

В 2003 г. численность исследователей, работающих полное время, на 1000 работающих составляла 5,4 в ЕС по сравнению с 10,1 в Японии и 9 в США. Несмотря на отставание в абсолютной численности, в ЕС численность исследователей росло на 2,8% ежегодно. В Европе доля исследователей, занятых в частных  предприятиях, варьируется между 6,7% в Литве и 85% в Люксембурге. Среди  стран с высокими затратами на ИР большую долю исследователей в  частном секторе занимают Германия (58,1%) и Великобритания (57,9%). В Казахстане в 2004 г. исследовательской работой  занималось 629 ученых на миллион человек  против 708 в Китае, 571,04 в странах  со средним доходом и 2448 в странах  с высоким доходом.

В мировом масштабе отмечается рост сектора информационно-коммуникационные технологий (ИКТ), который в 2006 г. вырос  на 6%, при этом более сбалансированный рост наблюдался в зоне стран ОЭСР. При улучшении макроэкономической ситуации, совокупные инвестиции в  этих странах значительны и продолжают расти. Некоторые сегменты (инвестиции связанные с Интернетом, мобильными телефонами и услуги потребителям) развиваются очень динамично, вместе с большой долей венчурного капитала, продолжающего поступать в ИКТ. В  2002 г. сектор государственных предприятий  финансировал 55,6% отечественных расходов на ИР в ЕС, по сравнению с 63,1% в  США и 73,9% в Японии. Роль правительства  в финансировании ИР высока в Швеции, Финляндии, Германии и США.

С появлением новых растущих экономик возросли мировые затраты на ИКТ, составившие более 5,6% в год в  течение 2000-2005 гг. в текущих долларах США. Затраты стран ОЭСР выросли  на 4,2%. Быстрыми темпами росли затраты  на ИКТ в Китае, где их сумма  оценивается в 118 млрд долларов, рост составил 22% в год по сравнению  с 2000 г. Высокие темпы роста затрат в 2000-2005 гг., сложились в России (25% в год) и Индии (23%). Индонезия, Южная  Африка и страны восточной Европы также в группе с высоким ростом затрат.

Развитие в стране экономики, основанной на знаниях, не измеряется только достижениями в науке и знаниях, о ней  необходимо судить в связи с важнейшими целями увеличения ее конкурентоспособности. Разумеется, эти различные аспекты  развития тесно связаны. Конкурентная экономика понимается как экономика, способная достичь устойчивого  развития повышения уровня жизни  населения  при низком уровне безработицы. Выигрыш в производительности труда  как результат улучшения человеческого  потенциала, интенсивности капитала и технического прогресса или  инноваций, измеряется как общий  фактор эффективности экономики. Степень  инновативности определяется активностью  фирм в исследования и развитие, способствующих созданию новых продуктов  или процессов с получением избыточного  эффекта.

Информация о работе Проблемы производства и управления знаниями