Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:52, доклад
Основными признаками экономики, основанной на знаниях, являются, прежде всего, такие факторы как:
• превращение знания в интеллектуальный капитал;
• возможность получения доступа к широким информационным ресурсам в течение короткого времени и передача коммуникаций на далекие расстояния по низким ценам и с улучшенным качеством, а также большими удобствами трансформируют путь взаимодействия людей и компаний;
• глобализация в НИОКР, технологиях, производстве, торговле, финансах, средствах коммуникаций и информации, стимулируемая национальным и международным дерегулированием, коммуникационной революцией, связанной с информационными технологиями (ИТ).
Страны, активно инвестирующие в экономику знаний, как например, северные страны, развиваются лучше, чем другие государства. Напротив, страны южной Европы с низким уровнем инвестиций показывают более низкий уровень развития. Португалия и Германии имеют одинаковый уровень инвестиций в знания, однако значительно различаются по уровню развития, тогда как Австрия и Дания имеют равные темпы экономического развития, однако уровень инвестиций в Австрии ниже.
Что касается развивающихся стран, здесь хорошим примером является Китай и технологическая сфера экономики этой страны. Исторически Китай развивался так, что главенствующую роль в его экономике играли крупные государственные предприятия. Сегодня государство стремится переместить центр экономической активности в небольшие фирмы, которым более свойственен дух предпринимательства. В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. Ее приверженцы, которых с каждым днем становится все больше, с присущим этой стране энтузиазмом заучивают и реализуют на практике новую «цитату»: «Основа экономики знаний — образование. В современном мире движущая сила экономики — конкуренция — все больше сводится к конкуренции знаний»9. В крупнейших университетах мира год от года растет число китайских студентов, в стране создается государственная система освоения научных и технологических новшеств — естественная основа экономики знаний. Главной своей задачей государство провозгласило организацию спроса на знания. Так, в стране только за последние 5 лет повысили квалификацию 750 млн работников 10.
Рисунок 2. Уровень образования населения стран ОЭСР и Китая по возрастным группам, 2005
Источник: Carl Dalman. China and India in the Global Knowledge Economy: the Innovation Perspective. Georgetown University, 2005.
Интересен пример, когда в Гонконге
на протяжении долгого времени зарплата
университетских сотрудников
Переход к экономике, основанной на знаниях, сопряжен с ростом суммарных инвестиций в соответствующие секторы. В настоящее время инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды. Так, например, в странах ОЭСР соотношение государственных расходов (их доля в ВВП) выглядит следующим образом: оборона - 2%, НИОКР – 2,4%, образование - 5% 11.
Знание и продолжающееся образование являются важнейшими элементами успеха. Считается аксиомой, что чем выше уровень образования в стране, тем лучше развивается ее экономика, ниже безработица и дольше продолжительность жизни. Взаимосвязь уровня образования с указанными экономическими параметрами очевидна. Высокообразованный, а значит, высококвалифицированный работник, как правило, востребованный на рынке труда, получает соответствующее хорошее вознаграждение за свой труд. Это стимулирует его к постоянному повышению и совершенствованию своих знаний и профессионализма, что способствует росту производительности труда. С другой стороны, хорошо обеспеченный человек имеет возможность вести здоровый образ жизни, в частности, в плане питания, отдыха в лучших санаториях и лечиться в лучших клиниках. Таким образом, являясь одним из факторов высокого экономического роста, уровень образования приобретает особую ценность в условиях формирования экономики знаний, основанной на максимально полном использовании знаний людей при длительном временном периоде в аспекте продолжительности жизни.
Инвестиции в образование, особенно в высшее, стали важнейшим и даже решающим фактором для перехода развитых стран к экономике знаний, поскольку оказывают влияние на подготовку выпускников с высшим образованием. В 2001 г. затраты на финансирование высшего образования составили в ЕС - 1,3% от ВВП, в США – 3,3 и Японии – 1,2%. Несмотря на то, что общественное финансирование высшего образования также выше в США чем в ЕС, здесь следует отметить ощутимые различия и в частных расходах. Так, в относительном выражении частные затраты на высшее образование в США в 9 раз превышают аналогичные затраты в ЕС. В менее развитых странах расходы на образование значительно ниже, что влияет на уровень знания населения.
Рисунок 3. Уровень образования по странам мира
Источник: World Bank database.
На рисунке 3 отчетливо просматривается прямая корреляция между уровнем образования и дохода и, наоборот, между уровнем дохода и образования.
В Казахстане уровень образования
взрослого населения (старше 15 лет)
по данным Всемирного банка составляет
98,6%. Однако, несмотря на такой высокий
показатель по качественным параметрам,
мы далеки от мировых стандартов. Реалии
таковы, что система высшего
Высокие общественные затраты на образование не обязательно означают высокий уровень затрат на высшее образование. ЕС выделял около 21,2% всех затрат на высшее образование, по сравнению с 29,1 и 15,1% в США и Японии соответственно. В Европе наиболее высокая интенсивность высшего образования отмечается в северных странах - Дании, Финляндии и Швеции. В Казахстане затраты на образование в 2005 г. составили 2,3% от ВВП.
Сегодня в мировых расходах на НИОКР подавляющая часть (90%) приходится на гражданские исследования, даже в Соединенных Штатах Америки доля военных НИОКР не превышает 20% общих затрат на науку. То есть из 265 млрд. долл., расходуемых США на научные исследования и разработки, соответствующие затраты Пентагона составляют пятую часть.
Растет влияние ИР на сектор высшего образования в Европе, Японии и США. В 2003 г. затраты сектора высшего образования на ИР составили 0,44% от ВВП в Европе в целом, что гораздо выше уровня 1997 г. (0,38%).
В Казахстане
в 2005 г., по данным Национального отчета
о человеческом развитии, источники
финансирования исследований и разработок
распределились следующим образом:
бюджетные средства – 51,2%, средства
заказчика – 26,4%, собственные средства
предприятий – 20,4%, иностранные –
2,0%. Исходя из позиции, что ключевым
фактором активности экономики знаний
является то, что знание и образование
могут рассматриваться как
В целом
же на развитие как самой науки, так
и внедрение опытно-
Одним из показателей научного развития является количество публикаций, по общему числу которых несомненное лидерство принадлежит ЕС. Их доля в мировом объеме составила 38,3%, тогда как в США и Японии – 31,1 и 9,6% соответственно. Среди стран ЕС крупнейшими производителями научных публикаций являются Великобритания, Германия, Франция и Италия с общей долей около 70% научных публикаций в Европейского Союза.
Если в общей мировой доле научных публикаций лидируют ЕС-25, США и Япония, по числу публикаций на миллион населения первенство принадлежит Швеции, Дании и Финляндии.
Что касается Казахстана, то здесь
складывается следующая не очень
отрадная картина. Число публикаций
в научных и технических
Экономика, базирующаяся на знаниях,
характеризуется качественным составом
рабочей силы, бурным ростом данных
и кодифицированным (систематизированным)
знанием, находясь в постоянном движении,
стимулируется развитием
Предложение человеческих ресурсов хорошо
характеризует численность
В Казахстане, к сожалению, приходится
констатировать тот факт, что проблемной
остается подготовка высококвалифицированных
кадров по международным стандартам,
являющихся одной из главных составляющих
экономики знаний. По-прежнему сохраняется
диспропорция между выпускниками технических
специальностей и экономических
и юридических в сторону
Роль человеческих ресурсов, получающих образование и занятых как в производстве, так и исследованиями, является фундаментальной, поскольку они вносят вклад непосредственно в развитие активности исследований и развития, а также в развитие технологических инноваций. Важность этой рабочей силы варьируется в Европе от более чем пятой части рабочей силы в Дании, Швеции и Финляндии до менее чем одной двенадцатой в Португалии.
Рисунок 4. Численность исследователей на 1000 работающих в странах мира
Источник: Towards a European Research Area Science, Technology and Innovation. European Commission. 2005.
В 2003 г. численность исследователей, работающих полное время, на 1000 работающих составляла 5,4 в ЕС по сравнению с 10,1 в Японии и 9 в США. Несмотря на отставание в абсолютной численности, в ЕС численность исследователей росло на 2,8% ежегодно. В Европе доля исследователей, занятых в частных предприятиях, варьируется между 6,7% в Литве и 85% в Люксембурге. Среди стран с высокими затратами на ИР большую долю исследователей в частном секторе занимают Германия (58,1%) и Великобритания (57,9%). В Казахстане в 2004 г. исследовательской работой занималось 629 ученых на миллион человек против 708 в Китае, 571,04 в странах со средним доходом и 2448 в странах с высоким доходом.
В мировом масштабе отмечается рост
сектора информационно-
С появлением новых растущих экономик возросли мировые затраты на ИКТ, составившие более 5,6% в год в течение 2000-2005 гг. в текущих долларах США. Затраты стран ОЭСР выросли на 4,2%. Быстрыми темпами росли затраты на ИКТ в Китае, где их сумма оценивается в 118 млрд долларов, рост составил 22% в год по сравнению с 2000 г. Высокие темпы роста затрат в 2000-2005 гг., сложились в России (25% в год) и Индии (23%). Индонезия, Южная Африка и страны восточной Европы также в группе с высоким ростом затрат.
Развитие в стране экономики, основанной
на знаниях, не измеряется только достижениями
в науке и знаниях, о ней
необходимо судить в связи с важнейшими
целями увеличения ее конкурентоспособности.
Разумеется, эти различные аспекты
развития тесно связаны. Конкурентная
экономика понимается как экономика,
способная достичь устойчивого
развития повышения уровня жизни
населения при низком уровне безработицы.
Выигрыш в производительности труда
как результат улучшения
Информация о работе Проблемы производства и управления знаниями