Проблемы развития торгово-экономических отношений Российской Федерации со странами Содружества Независимых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание

Цель этой работы рассмотреть и проанализировать торгово-экономические связи России со странами СНГ, выявить основные проблемы и определить основные тенденции развития этих отношений.
В соответствии с намеченной целью в курсовой работе были поставлены и решались следующие задачи:
- выявить, с учетом экономических, правовых и политических факторов, проблемы взаимодействия государств Содружества во внешней торговле товарами на современном этапе, показать динамику и оценить современное состояние экспортно-импортных операций, вскрыть основные причины резкого сокращения объемов взаимной;
- выявить и оценить основные тенденции развития экономического потенциала стран СНГ в постсоветский период;
- доказать объективную целесообразность сближения государств Содружества на основе взаимной заинтересованности в углублении экономического сотрудничества.

Содержание

Введение 3
Глава 1: Торгово-экономические отношения РФ со странами СНГ 6
1.1. Основные термины, связанные с понятием «торгово-экономические отношения» 6
1.2. Общая характеристика отношений РФ со странами СНГ 8
1.3. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ 10
1.4. Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ 13
Глава 2. Проблемы торгово-экономических отношений РФ со странами СНГ 15
2.1. Проблема экономической интеграции стран СНГ 15
2.2. Проблемы торгово-экономического сотрудничества 19
Заключение 31
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 75.25 Кб (Скачать документ)

По статье "транспорт" Россия имеет превышение доходов  над расходами. Нефть и природный  газ Каспийского региона, товары стран Средней Азии и Казахстана поступают в Европу в основном через территорию России. В частности, нефть Казахстана полностью перекачивается через нефтепроводы Атырау - Самара и далее по трубопроводной системе Баку - Новороссийск и Тенгиз - Новороссийск .

В свою очередь, большая часть  экспорта российских товаров в европейские  страны (энергоносители и др.) осуществляется через территорию Украины и Белоруссии, имеющих валютные доходы от предоставления России транзитных услуг.

В последние годы отмечалась тенденция к развитию научно-производственной кооперации в ряде отраслей обрабатывающей промышленности между предприятиями  России и ряда других стран СНГ, что  объясняется межгосударственными  договоренностями и поддержкой государства. Так, льготы были предоставлены производителям авиа- и ракетно-космической техники России и Украины (взимание пошлин и НДС оплачивается из госбюджета обеих стран). Это позволило достичь успехов, в частности в создании нового двигателя для самолета "Ан-140", разработать и наладить совместное производство ракеты-носителя "Циклон" и др. Совместные программы производственного сотрудничества (в автомобилестроении, производстве телерадиоаппаратуры, отраслях ВПК и др.), в которых участвуют сотни предприятий России и Белоруссии, также реализуются за счет бюджетных ассигнований.

    1. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ

Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя  более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение  в реформировании экономики, обладая  наиболее емким рынком, оказывает  наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ. При сохраняющейся  взаимозависимости и прозрачных границах, считают эксперты, - любые  решения российских властей откликаются  усиленным эхом - от «шоковой» терапии  и обмена денежных купюр до удавшейся  и неудавшейся приватизации.

Несмотря на то, что Россия в 90-е гг. не определяла тип политического  развития других стран СНГ, направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских  государствах формировались не без  российского идейного влияния.

Если анализировать экономические  стратегии взаимодействия России со странами СНГ, то они развивались  крайне неравномерно. Наибольшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с  Украиной и Белоруссией, тогда как  наименьшие показатели во внешней торговле наблюдались с Арменией и Грузией.

В течение 1992-1993 гг. Россия заключили  двусторонние соглашения о свободной  торговле с большинством независимых  государств. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым  этапом этих отношений стало подписанное  в апреле 1994 года соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое  знаменует переход от двустороннего к многостороннему сотрудничеству.

Следующим важным шагом в  реализации экономической стратегии  России можно считать подписанное  в январе 1995 года соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, затем  к нему присоединились Киргизия и  Таджикистан.

В декабре 1998 года была подписана  Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси. Особым направлением развития интеграционного процесса можно  считать подписанное в апреле 1996 года Соглашение о глубоком политической и экономическом интегрировании Сообщества Белоруссии и России, а  в 1997 г. - об образовании Союза. В январе 2000 г. в ходе визита в Москву главы  Белорусского государства был подписан ряд новых документов, направленных на дальнейшее углубление сотрудничества.

Новым этапом многостороннего  межрегионального сотрудничества стало  учреждение 10 октября 2000 г. Республикой  Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан международной организации «Евразийское экономическое сообщество» (ЕврАзЭС). Эта организация была создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Целью создания интеграционного  объединения определено формирование субрегиональной организации, отличающейся более глубоким, по сравнению с  Содружеством Независимых Государств, уровнем интеграции.

При этом, хотелось бы отметить, что в отличие от СНГ, объединение стран в ЕврАзЭС является в перспективе не только более прочным, но и, как нам представляется, более демократичным. Более того, ЕврАзЭС соответствует критериям и постулатам теории интеграции. Интерес в этом отношении представляет определение интеграции, данное К. Дойчем, как «взаимоотношений между субъектами, которые являются взаимозависимыми и совместно производят тот системный продукт, которого они порознь будут лишены. Иногда, однако, термин «интеграция» также используется с целью описания интегративного процесса, при котором такое взаимодействие или состояние дел между первоначально отделенными субъектами достигаются».

ЕврАзЭС будет эффективнее ранее существовавших совместных экономических формирований, так как страны-участники перешли на стандартную международную процедуру принятия решений: число голосов, принадлежащих той или иной стране, должно соответствовать той доле, которую она внесла в бюджет ЕврАзЭС. По согласованному мнению, Россия обладает – 40 голосами, у Белоруссии и Казахстана – по 20 голосов, у Киргизии и Таджикистана – по 10 голосов.

    1. Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ

Тенденции развития экономической  интеграции стран СНГ кажутся  очень перспективными. На заседании в Бишкеке в 1998 г. главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик. А в апреле 2001 года состоялась неделя СНГ, на которой обсуждались самые острые проблемы. Состоялись конференции и заседания на следующие темы:

1) "Транспортное обеспечение  внешнеэкономической деятельности  и транзит в СНГ";

2) Заседание Правления  Лизинговой Конфедерации "СНГ  ЛИЗИНГ";

3) Заседание Межгосударственного  валютного комитета;

4) Совещание с представителями  Министерства промышленности и  науки Российской Федерации по  обсуждению направлений совместной  работы по развитию сотрудничества  в легкой промышленности и  потребительском рынке СНГ;

5) Международный семинар  (конференция) по экономическим  вопросам с повесткой дня: "Проблемы  инвестиций и пути повышения  конкурентоспособности продукции  товаропроизводителей Беларуси, России  и других стран СНГ".

Сегодня страны-участницы  Содружества независимых государств рассматривают возможность создания в отдаленной перспективе валютного  союза и введения единого платежного средства. Об этом стало известно после  состоявшегося в Минске 24-25 февраля 2005 г. года заседания рабочей группы представителей центробанков стран Содружества, на котором дорабатывался проект программы по реализации концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере.

Возможность создания в перспективе  валютного союза в рамках СНГ  уже предусматривается, но это можно  рассматривать пока сугубо теоретически и без наличия каких-либо обязательств. В то же время, стратегические предпосылки возврата единой валюты в рамках СНГ имеются, и это соответствует международной тенденции создания валютных зон и валютных союзов.

Отмечая разный уровень интеграции стран СНГ, специалисты уверены, что наиболее близок переход к  единой валюте в рамках Союзного государства  Беларуси и России. По их прогнозам, следующим этапом валютной интеграции может стать введение единой валюты на территории стран Единого экономического пространства (ЕЭП) Беларуси, России, Украины и Казахстана или же в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Беларуси, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизстана.

В вопросах курсовой и валютной политики даже сама жизнь заставляет страны СНГ идти примерно в одинаковом направлении. За годы независимости  созданы различные экономические  системы, но в плане валютной политики есть оптимальное направление, к  которому страны СНГ в той или  иной степени приближаются. В частности, для всех стран СНГ характерен "плавающий" курс национальной валюты и значительное снижение темпов девальвации. Таким образом, присутствует стихийное  сближение механизмов валютной и  курсовой политики, и их введение в  некое единое русло принесет намного  больший эффект.

Говоря о конкретных мероприятиях рассмотренной на заседании программы, необходимо отметить, что при их разноплановости в целом предусматривается постепенный переход к единой курсовой политике и оптимизации валютных режимов. Планируются также сближение платежных систем, увеличение доли использования национальных валют в расчетах, дедолларизация национальных экономик.

Глава 2. Проблемы торгово-экономических  отношений РФ со странами СНГ

    1. Проблема экономической интеграции стран СНГ

Когда распался Советский Союз, сохранение многовековых экономических связей между новыми независимыми государствами  большинству их руководителей (за исключением  лидеров стран Прибалтики) представлялось задачей первостепенной важности, хотя мотивы этого были различными. Для  одних государств, в том числе  для России, важно было сохранить  традиционные рынки сбыта своих  неконкурентоспособных готовых  изделий, для других – как можно  дольше сохранить сложившуюся в  недрах командно-распределительной  экономики систему явного и скрытого донорства в пользу менее развитых союзных республик за счет более  развитых. Тогда казалось, что сохранить  целостность постсоветского экономического пространства не составит труда. Ведь здесь давно сложились устойчивые межреспубликанские хозяйственные связи, а между новорожденными государствами еще не было никаких торговых барьеров, на первых порах существовала единая валюта, действовали единые технические стандарты, сертификаты качества товаров и т. п. Наконец, все это пространство связывалось развитой транспортной и коммуникационной инфраструктурой, единой энергетической системой и единым языком межнационального общения. В СНГ куда больше предпосылок для интеграции, чем в Евросоюзе. Однако упускались из вида два важнейших обстоятельства.

Во-первых, переход от командно-распределительной  экономики к рыночной перемещает национальные хозяйства стран СНГ  в совершенно иную систему координат, где действуют принципиально  новые правила игры. Здесь появляются такие неведомые бывшим союзным республикам факторы, как национальная конкурентоспособность; свободный выбор внешнеэкономических партнеров не только в ближнем, но и, что особенно важно, в дальнем зарубежье; асимметрия национальных экономических интересов, обусловленная разным уровнем технико-экономического развития стран, разной структурой их производства, и многие другие.

Во-вторых, реально интегрироваться способны далеко не все страны. Дело в том, что основой реального интегрирования национальных экономик является высокий уровень индустриализации и диверсификации производства и обмена, когда страны взаимодополняют друг друга в широком диапазоне самых разнообразных товаров и услуг, когда внутриотраслевая торговля достигает высокого уровня, дополняя и даже вытесняя межотраслевую торговлю. Лишь на таком этапе технико-экономического развития страны все теснее привязываются друг к другу тысячами торговых, производственных, финансовых и прочих связей и все более превращаются в целостный экономический организм.

Понятно, что такое их сращивание достигается лишь на весьма продвинутом  этапе развития обрабатывающей промышленности и прежде всего ее высокотехнологичных  отраслей .

Напротив, аграрно-сырьевые страны, производя  в значительной мере схожий ассортимент  продуктов, выступают по отношению  друг к другу не столько как  взаимодополняющие партнеры, сколько  как конкуренты. Поэтому они не открываются навстречу друг другу, а напротив, стремятся друг от друга  отгородиться и искать рынки сбыта  для своих товаров в других, более развитых регионах мира.

Эта закономерность международного экономического интегрирования убедительно подтверждается полувековой практикой. Интеграция успешно прогрессирует лишь между  развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, кое-что удается  достичь в этом направлении индустриально  продвинутым странам Латинской  Америки. Но около трех десятков "зон  свободной торговли", "таможенных союзов", и "общих рынков" в  остальных развивающихся регионах мира на протяжении многих десятилетий  остаются пустоцветами. И это естественно: в Западной Европе и Северной Америке свыше 3/4 экспорта приходится на готовые изделия, в том числе 40-50% - на продукцию машиностроения, обладающую повышенной способностью связывать страны-партнеры узами международного разделения труда . В меньшей степени подготовлена такая материальная почва для интегрирования в Южной Америке, еще меньше - в регионе СНГ, который по отраслевой структуре своего экспорта, особенно экспорта машин и транспортных средств, тяготеет не к Западной Европе или Северной Америке, а скорее к Ближнему Востоку или Африке, где, начиная с 60-х годов, не удалась ни одна из многочисленных попыток интегрирования.

Информация о работе Проблемы развития торгово-экономических отношений Российской Федерации со странами Содружества Независимых