Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:14, курсовая работа
Цель этой работы рассмотреть и проанализировать торгово-экономические связи России со странами СНГ, выявить основные проблемы и определить основные тенденции развития этих отношений.
В соответствии с намеченной целью в курсовой работе были поставлены и решались следующие задачи:
- выявить, с учетом экономических, правовых и политических факторов, проблемы взаимодействия государств Содружества во внешней торговле товарами на современном этапе, показать динамику и оценить современное состояние экспортно-импортных операций, вскрыть основные причины резкого сокращения объемов взаимной;
- выявить и оценить основные тенденции развития экономического потенциала стран СНГ в постсоветский период;
- доказать объективную целесообразность сближения государств Содружества на основе взаимной заинтересованности в углублении экономического сотрудничества.
Введение 3
Глава 1: Торгово-экономические отношения РФ со странами СНГ 6
1.1. Основные термины, связанные с понятием «торгово-экономические отношения» 6
1.2. Общая характеристика отношений РФ со странами СНГ 8
1.3. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ 10
1.4. Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ 13
Глава 2. Проблемы торгово-экономических отношений РФ со странами СНГ 15
2.1. Проблема экономической интеграции стран СНГ 15
2.2. Проблемы торгово-экономического сотрудничества 19
Заключение 31
Список использованных источников 34
Ереван, заключив московское соглашение о прекращении огня, зафиксировал весьма выгодное для себя положение. Однако статус-кво не может сохраняться вечно. Армения, победив в войне, выглядит сейчас значительно слабее своего соперника.
Многие годы страна живет во враждебном окружении. Экономические связи с Россией через Грузию затруднены и не очень надежны ввиду напряженных и все более обостряющихся грузино-российских отношений. А единственным соседом Армении, с которым возможно деловое сотрудничество является Иран. Отсюда поступают газ и нефть в обмен на электроэнергию. Производство последней превосходит внутренние потребности и является одним из немногих ликвидных товаров, с которым Армения может выйти на внешний рынок.
Углеводородного сырья на армянской земле нет. И с этой точки зрения Армения в отличие от Азербайджана ведущим западным державам не интересна. Трубопроводные сети и транспортные коридоры от Каспия в Турцию прокладываются в обход ее территории даже вопреки коммерческой выгоде. Прежде всего речь идет об уже функционирующих нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан и газопроводе Баку (месторождение Шах-Дениз)-Тбилиси-Эрзрум. В обсуждаемых ныне новых проектах, в частности в проекте строительства прямого железнодорожного пути из Баку в турецкий Каре через Грузию, участие Армении также не предусматривается. Причина региональной изоляции этой страны в жесткой позиции Баку и солидарной с ним Анкары, которые не желают идти навстречу экономическим интересам Еревана до возвращения Нагорного Карабаха под юрисдикцию Азербайджана и освобождения оккупированных земель.
Однако трудности Армении состоят не только в проблемах, порожденных конфликтом и усугубленных бедностью природных ресурсов. Не менее важной причиной социально-экономической стагнации страны является сложившаяся здесь в постсоветский период хозяйственная система криминального характера, сросшаяся с коррумпированной властью, которая работает не на государство, а сама на себя.
При этом огромные, непропорциональные реальным возможностям страны средства приходится тратить на содержание вооруженных сил. И следует сказать, что в настоящее время эти силы, несмотря на меньшую численность (54 тыс. человек), намного превосходят азербайджанские по уровню боеготовности. К этому следует добавить возможности армии Нагорного Карабаха, хорошо оснащенной и подготовленной.
Пока чисто военный баланс сил складывается не в пользу Азербайджана. Однако в Ереване понимают, что положение будет меняться. Понимают и то, что транспортная блокада является мощным тормозом внутреннего развития, не говоря уже о дальнейшем нарастании политико-дипломатического давления со стороны ведущих западных держав. Армения заинтересована в мирном решении проблемы на основе компромисса.
Вместе с тем у Баку и Еревана свое представление об условиях урегулирования. Армяне не смогут пойти на передачу Нагорного Карабаха, за независимость которого было пролито столько крови, под юрисдикцию Азербайджана и готовы в случае необходимости вновь взяться за оружие. В то же время, если судить по косвенным признакам, армянская сторона готова освободить семь оккупированных районов Азербайджана, зафиксировав при этом независимый статус НКР и сохранив за собой, соединяющий ее с Арменией Лачинский коридор.
Разумеется, Баку на такие условия не согласится. Но компромисс, как представляется, все-таки возможен в принципе. Мирное урегулирование может носить промежуточный характер. Окончательным в нем будет лишь положение о возвращении азербайджанских территорий. Что же касается статуса Нагорного Карабаха, то по договоренности сторон решение данной проблемы может быть отложено на определенное (или неопределенное) время. Это позволило бы установить дипломатические отношения между нынешними противниками, открыть дорогу деловому сотрудничеству, развитие которого, в свою очередь, создало бы условия для преодоления политических разногласий в будущем.
Трудно прогнозировать реальный ход событий. Речь идет лишь о том, что в данном случае есть место для взаимных уступок, чего нельзя сказать о других тлеющих очагах напряженности, возникающих на межнациональной почве.
Россия заинтересована в сохранении своего влияния в Закавказье и в стабилизации обстановки в регионе. Об этом, в частности, свидетельствует поворот Кремля в сторону развития дружественных полнокровных отношений с Азербайджаном. За это время удалось решить ряд важных двусторонних проблем. Поступательно развивались экономические, научно-технические и гуманитарные связи. Москва ценит позицию Баку, который не выражает намерение вступать в НАТО и размещать американские военные базы на своей территории. Она хочет видеть Азербайджан союзником в решении вопроса о статусе Каспия, в борьбе с терроризмом и экстремизмом. Есть поле и для делового сотрудничества, прежде всего в таких сферах, как нефтяное машиностроение, химическое производство, развитие транспортных коммуникаций.
Все это отвечает и интересам Азербайджана, руководство которого не ставит под сомнение важность добрососедского сотрудничества с Россией. Более того, позитивный потенциал, накопленный в отношениях с нашей страной, позволяет Баку рассчитывать на то, что при решении карабахской проблемы можно будет склонить Москву использовать ее влияние на Ереван в нужном для себя направлении.
Между тем в иерархии внешнеполитических предпочтений азербайджанского руководства Россия оказывается отнюдь не на первом месте. Западные капиталы, технологии, трубопроводы и рынок сбыта углеводородного сырья привязывают Азербайджан к Европе. С ней связываются расчеты на ускоренную модернизацию экономики и цивилизационный прорыв. В 2006 г. удельный вес западноевропейских стран во внешнеторговом обороте Азербайджана превысил 60%, а доля России составила менее 15%.
Российско-армянские отношения носят иной характер. Прежде всего речь идет о тесных военно-политических связях. Военное сотрудничество регулируется целым комплексом договоров и соглашений. Ряд документов закрепляет присутствие в Армении российских военных. Имеется также соглашение о создании на ее территории объединенной группы войск под единым командованием в период обострения обстановки в регионе и угрозы агрессии против одной из сторон. На протяжении многих лет силы и средства ПВО армянской армии проводят боевое дежурство совместно с дислоцированными в Армении зенитным ракетным полком и авиагруппой РФ. Целью объединенной ПВО является отражение возможного ракетного нападения с южного направления.
Оба государства
входят в Организацию договора о коллективной безопасности
стран СНГ, что также накладывает
на них взаимные
обязательства в случае угрозы безопасности.
В рамках ОДКБ Армения, как и другие участники
этой организации, получает от России
военно-техническую помощь.
Понятно, что для Еревана военно-политическое сотрудничество с Россией имеет первостепенное значение. Заинтересована в нем и Москва. После полной ликвидации военных баз РФ в Грузии, Армения останется единственной страной, где сохранится возможность размещения Группы российских войск в Закавказье.
Вместе с тем Армения остро нуждается не только в военной, но и в экономической безопасности. Свои надежды на возрождение промышленности она связывает прежде всего с приходом российского капитала в армянскую экономику. Именно этому вопросу были посвящены переговоры между В. Путиным и Р. Кочаряном, состоявшиеся в Бочаровом ручье в январе 2007 г. На итоговой пресс-конференции президент Армении Р. Кочарян заявил, что прорыв в продвижении российского бизнеса в его страну будет достигнут за счет деятельности "Газпрома", РЖД, "Русала" и "Вымпелкома . Очевидна и роль России, как поставщика газа, причем по льготной цене.
Одновременно Ереван стремится расширить диапазон своих внешнеполитических связей, не ограничиваясь тесными отношениями с Россией и экономическим сотрудничеством с Ираном. Армения позиционирует себя как страну, открытую для широкого международного общения, рассчитывая на поддержку западных держав, в частности, в споре с Азербайджаном.
Она участвует в осуществляемой НАТО "Программе индивидуального партнерства". Как заявил заместитель министра иностранных дел А. Каракосян, сотрудничество с НАТО - одна из составляющих многослойной и сбалансированной системы безопасности страны .
В целом же можно сказать, что пророссийская линия во внешней политике Армении в отличие от Азербайджана прослеживается весьма четко. Но из этого не вытекает, что Москве следует проводить разделительную черту в закавказском регионе.
Российское руководство пытается выстраивать дружественные отношения с каждой из враждующих сторон. Однако следовать такому курсу отнюдь не просто. Это вызывает ревнивые чувства и в Армении, и в Азербайджане. А Баку вообще считает, что поддержка России позволяет Еревану рассчитывать на компромиссное решение карабахской проблемы вместо того, чтобы смириться с неизбежностью полной капитуляции.
В таких условиях Москва предпочитает занимать нейтральные позиции в споре как таковом. При этом с ее стороны предпринимались в последние годы немалые дипломатические усилия, чтобы добиться согласия лидеров конфликтующих государств на личные двусторонние встречи и прямой диалог.
Вопрос о том, чтобы признавать или не признавать независимость самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики, для Кремля не стоит - ни в практическом, ни в гипотетическом плане. Его позиция однозначна - решение должны находить сами конфликтующие стороны, однако исключительно мирным путем. Силовой вариант развития событий никак не устраивает Россию по многим причинам, в том числе и потому, что она несет вполне конкретные обязательства перед Арменией по защите ее безопасности. В Баку об этом хорошо известно. И это еще один довод в пользу того, что возобновление военных действий, во всяком случае в ближайшее время, можно исключить.
Вместе с тем неурегулированность конфликта создает благоприятную почву для борьбы внешних сил за контроль над таким стратегически важным регионом, как Большой Кавказ, в который помимо России и бывших закавказских республик СССР принято включать Иран и Турцию.
В настоящее время перспектива интеграции государств СНГ вокруг России представляется еще более проблематичной, чем в начале 90-х годов, причем не только применительно ко всему постсоветскому пространству, но даже в пределах нынешних «пророссийских» союзов - СГРБ и ЕврАзЭС а, также в составе новой «четверки». Соответствующие препятствия таковы.
1. Нет определенности
в российской
2. В своем большинстве
страны Содружества (как и
3. Постсоветское пространство
в результате
4. Материальная основа
взаимных связей России со
странами СНГ все в меньшей
мере отвечает объединительным
задачам, ибо интеграционный
Все эти обстоятельства, главные
из которых - ослабление России как
естественного ядра потенциального
евразийского союза и разнонаправленность
интересов стран-партнеров - ставят
под сомнение перспективу интеграции.
Существующие формы нынешнего ее
суррогата (пророссийские союзы) пока
себя не оправдали именно в качестве
интеграционных, а не просто форм сотрудничества,
которое будет развиваться и
дальше (на двусторонней и многосторонней
основах), тем более что страны
СНГ суть ближайшие соседи России.
Сейчас перед странами СНГ в условиях
ухудшающейся мировой хозяйственной
конъюнктуры стоит задача сохранить
и повысить свой потенциал стабильности.
В этих условиях важную роль будет
играть обеспечение согласования проводимой
экономической политики. Благодаря
достижению относительной стабильности
у стран СНГ появилась