Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:14, курсовая работа
Цель этой работы рассмотреть и проанализировать торгово-экономические связи России со странами СНГ, выявить основные проблемы и определить основные тенденции развития этих отношений.
В соответствии с намеченной целью в курсовой работе были поставлены и решались следующие задачи:
- выявить, с учетом экономических, правовых и политических факторов, проблемы взаимодействия государств Содружества во внешней торговле товарами на современном этапе, показать динамику и оценить современное состояние экспортно-импортных операций, вскрыть основные причины резкого сокращения объемов взаимной;
- выявить и оценить основные тенденции развития экономического потенциала стран СНГ в постсоветский период;
- доказать объективную целесообразность сближения государств Содружества на основе взаимной заинтересованности в углублении экономического сотрудничества.
Введение 3
Глава 1: Торгово-экономические отношения РФ со странами СНГ 6
1.1. Основные термины, связанные с понятием «торгово-экономические отношения» 6
1.2. Общая характеристика отношений РФ со странами СНГ 8
1.3. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ 10
1.4. Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ 13
Глава 2. Проблемы торгово-экономических отношений РФ со странами СНГ 15
2.1. Проблема экономической интеграции стран СНГ 15
2.2. Проблемы торгово-экономического сотрудничества 19
Заключение 31
Список использованных источников 34
Не удивительно, что, несмотря на все
усилия интеграторов и на отдельные
примеры относительно удачного хозяйственного
взаимодействия стран СНГ на двусторонней
основе, экономическое пространство
Содружества неуклонно
Еще важнее, с точки зрения интеграции,
процентное отношение объема взаимной
торговли (либо взаимного экспорта)
стран-партнеров к совокупному
объему их ВВП. Этот показатель характеризует
степень экономической
Положение усугубляется тем, что в товарообороте внутри СНГ доля готовых изделий, в особенности машин и транспортных средств неуклонно уменьшается, а доля базовых ресурсов растет. Удельный вес базовых ресурсов во взаимном экспорте СНГ возрос в 2,2 раза, в том числе топлива и сырья – более чем вчетверо. В то же время доля машин и транспортных средств упала в 1,7 раза, а изделий легкой промышленности – в 2,5 раза.
Это происходит, прежде всего, из-за неконкурентоспособности местных готовых изделий по сравнению с аналогами, импортируемыми из дальнего зарубежья.
И рядовые потребители, и инвесторы
предпочитают покупать пусть более
дорогие, но зато качественные и надежные
товары, изготовленные в развитых
странах рыночной экономики, где
конкуренция вынуждает
Таким образом, объективные предпосылки для интегрирования национальных экономик здесь не улучшаются, а ухудшаются.
С одной стороны, для взаимной торговли остаются все больше аграрные и топливно-сырьевые товары, которые, как уже сказано, далеко не способствуют интеграции национальных экономик.
С другой стороны, именно такие товары
наиболее конкурентоспособны на мировых
рынках, поскольку их качество определяется
в основном самой природой и потому
всюду более или менее
Содружестве достаточно низки по мировым меркам. Поэтому их конкурентоспособность в странах дальнего зарубежья гарантирована.
В настоящее время наиболее
серьезной и системной
Выявлено значительное количество мер, действующих в Белоруссии и препятствующих доступу российских товаров на рынок Республики Белоруссия. Данные меры нарушают обязательства, добровольно принятые на себя Республикой Белоруссия перед Российской Федерацией и являются барьером на пути создания полноценного Таможенного союза.
Активные переговоры по отмене действующих в Белоруссии мер, ограничивающих доступ российских товаров на белорусский рынок, ведутся уже более трех лет, однако никаких реальных подвижек по данному вопросу нет (либо меры отменяются, а взамен них вводятся другие, подчас аналогичные действовавшим ранее отменено лицензирование пива, введено квотирование ввоза данного товара в Республику Белоруссия), либо отменяется лишь часть меры, которая проблемы не решает – предоставление российским резидентам условий участия в государственных закупках для нужд Белоруссии равных предоставляемым белорусским претендентам). Это связано с тем, что белорусская сторона вместо того, чтобы подойти к решению проблем конструктивно, пытается увести переговоры в сторону обсуждения последствий для России от действия таких мер. Следует отметить, что даже если мера не наносит существенного ущерба российской экономике, это не делает ее менее нарушающей двусторонние договоренности России и Белоруссии, т.е. размер ущерба в этом случае не имеет значения.
Сторонами достигнуты договоренности о практическом переводе на рыночные рельсы торговли природным газом и нефтью сырой. При этом Российская Федерация продолжает оставаться крупнейшим донором экономики Республики Белоруссия.
Контрактом между ОАО «Газпром» и ОАО «Белтрансгаз» предусматривается увеличение цены на газ до 100 долл. США за 1000 куб.м.
Исходя из того, что Белоруссия является одним из главных торгово-экономических партнеров России, а также принимая во внимание динамичное развитие экономики республики главными задачами сотрудничества являются:
Создание совместной газотранспортной
российско-белорусской
Унификация перечня ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин национальных таможенных тарифов.
Сведение к минимуму применения мер нетарифного регулирования во взаимной торговле.
Создание предприятий
с участием российского и белорусского
капиталов в области
Разработка технико-
Содействие работе Белорусско-Российского Совета по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств, органов государственного управления Республики Белоруссия с Калининградской областью Российской Федерации.
Осуществление проекта по
строительству
Участие российского капитала
в строительстве атомной
Принятие мер, исключающих
несогласованный реэкспорт
После вступления в силу Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства от 24 января 2006 г. принятие мер по обеспечению взаимной выгоды при использовании результатов реализации союзных программ.
Осуществление поставок российского
газа в Республику Белоруссия по рыночным
ценам на основании договоров
между ОАО «Газпром» и
Решение вопроса в области
ценовой политики при перевозках
экспортных и импортных грузов в
сообщении между железными
Развитие сотрудничества в области научных исследований и инновационных проектов по созданию и внедрению ресурсосберегающих технологий, экологически безопасных производств.
Создание условий для реализации плана совместных действий по введению единой денежной единицы.
Дальнейшая реализация взаимовыгодных совместных программ в рамках Союзного государства.
Укрепление и развитие межрегиональных связей.
Экономическая и социально-политическая система России является для украинской элиты гораздо менее привлекательной, чем социальное устройство стран Европейского союза. Украинский правящий класс и значительную часть простых украинцев, естественно, привлекает тот уровень материального благосостояния и личных свобод, который существует в западноевропейских странах. Россия же воспринимается ими как авторитарная страна, постоянно оказывающая давление на Украину посредством "газовой трубы".
В то же время в российских СМИ почти нет упоминаний об Украине в позитивном ключе. Акцент в отечественных системах делается в основном на отрицательных сторонах украинской жизни, а политические события в Украине обычно комментируются с неприкрытой иронией. Возможно, антиукраинская пропагандистская кампания является своеобразной местью российских властей за «оранжевую революцию». Но в любом случае, одностороннее освещение событий в Украине не способствует взаимопониманию между нашими странами.
Помимо этого, заявления некоторых российских политиков и экспертов, в которых ставится под сомнение суверенитет Украины или содержатся территориальные претензии к ней, крайне болезненно воспринимаются украинской элитой и интеллигенцией. Они только убеждают украинский политический класс в том, что Москва не избавилась от имперских амбиций, и поэтому Украине нужно искать помощи и защиты у Запада. Вообще, нужно иметь в виду, что современной украинской интеллигенции «присуще мироощущение освободившейся от зависимости провинции. А это означает, что, вопреки всем доводам рассудка, экономическим, культурным и политическим выгодам, она в течение достаточно длительного времени будет выстраивать свою национальную идентичность «от противного», то есть от России. Однако этой ее специфики у нас не понимают.
В этой связи стоит обратить внимание, например, на бурную реакцию украинского общественного мнения на заявления высших должностных лиц России, фактически поставивших под сомнение существование Украины как государства.
Грубое давление на Украину, инструментом которого является "газовая труба", также оказывается контрпродуктивным и только подпитывает украинские комплексы и страхи. Например, долг украинской стороны за поставки природного газа несколько раз становился средством давления. В первый раз "Газпром" объявил об украинском долге в начале октября 2007 г. - буквально через день после парламентских выборов в Украине. Цель заявления была очевидной - воспрепятствовать формированию правительства во главе с Ю. Тимошенко. Второй раз вопрос об украинском долге был поднят в феврале 2008 г. Скорее всего, это стало реакцией на заявления украинского правительства о желании устранить посредника в газовых поставках - компанию "РосУкрЭнерго" (в сохранении которой заинтересован "Газпром"), а также на попытку сближения с НАТО.
Никаких результатов не принесли и угрозы, прозвучавшие из Москвы после письма В. Ющенко, Ю. Тимошенко и В. Яценюка в штаб-квартиру Североатлантического альянса и бухарестского саммита НАТО. Эти попытки запугивания, мягко говоря, не добавили симпатий к России со стороны украинской общественности.
Складывается впечатление, что своими резкими и непродуманными действиями Москва сама толкает Украину в сторону Запада.
А в общем-то, основная причина провала попыток удержать Украину в российской сфере влияния заключается в том, что у России нет внятной и последовательной политики в отношении Украины. И запугивание, и давление здесь не помогут. Нужно уметь договариваться, искать компромиссы и пытаться понять другую сторону.
Между тем можно было бы попытаться удержать Украину в российской геополитической орбите совсем другими средствами, - например, предложить украинскому правящему классу выгодные для него интеграционные проекты. Также стоило бы активнее работать с гражданским обществом, особенно на востоке Украины, используя раскол между ним и прозападной элитой. Представляется, что для предотвращения ухода Украины из сферы влияния России гранты российских фондов могут сделать значительно больше, чем угрозы и давление с помощью "газовой трубы".
В настоящее время Азербайджан представляет собой не только жизнеспособное, но и бурно развивающееся государство, демонстрирующее самые высокие в СНГ темпы экономического роста.
Естественно, возрастают и расходы на военные нужды, причем не только в абсолютном выражении, но и в доле от ВВП. Эти расходы, как ожидается, превысят весь годовой бюджет Армении. Азербайджан имеет сейчас самую многочисленную среди стран Закавказья армию 95 тыс. человек. Форсированными темпами ведется закупка оружия и боевой техники, поставщиками которых являются США, Турция и Украина.
Выдающиеся успехи Баку во внутренней и внешней политике, с одной стороны, убеждают его ценить мир, а с другой создают условия для будущего реванша. Примириться с военными потерями азербайджанское руководство не сможет. Оппозиция уже сейчас настойчиво требует от него вернуть Карабах или отказаться от власти.
Высказывания относительно решения спорных проблем с Арменией носят в последнее время весьма жесткий характер.
Вместе с тем в настоящее время на силовое решение спора с Арменией Баку все-таки пойти не может слишком живы ужасы недавней войны и слишком велик риск потерять все то, что с таким трудом было создано за годы мира. По оценкам российских и американских военных экспертов вооруженные силы страны, несмотря на внушительную численность обладают низкой боеготовностью и не способны к ведению широкомасштабных военных действий. Баку придерживается пока тактики экономического, политического, психологического и информационного давления на Ереван, имея на руках весьма крупные козыри, в том числе и политико-дипломатическую поддержку Запада, о чем речь впереди.