Проблемы реализации стратегии обновления основного капитала и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа

Описание

Обновление производственных фондов – одна из самых актуальных и наиболее сложных проблем становления рыночных отношений и поддержания достигнутых темпов экономического роста, который в последнее время поддерживается благодаря экспорту нефти и газа.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы инновационного обновления капитала
Сущность инноваций и инновационного процесса
Классификация инноваций
Тенденции инновационного развития в мире
Роль государства в инновационной политике
2. Проблемы реализации стратегии обновления основного капитала
и пути их решения
2.1. Характеристика инновационной деятельности в зарубежных странах
2.2. Тенденции инновационного развития российской экономики
Пути преодоления трудностей в реализации стратегии РФ
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая экономика 1 курс.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

     К особенностям реализации научной и  инновационной политики в разных странах относятся различные  доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США.

     Отмеченные  выше государства разработали несколько  уровней и форм поддержки инновационных  разработок, среди которых принято  выделять:

  • государственные стратегии активного вмешательства;
  • стратегия децентрализованного регулирования;
  • смешанные.

     При осуществлении стратегии активного  вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную  деятельность главными и определяющими  факторами экономического роста  национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства. Стратегия активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах.

     Стратегия децентрализованного регулирования  реализуется в США, Великобритании и ряде других стран. В отличие  от первого варианта, здесь на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для деятельности.

     Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции.

     Активное  участие государства в инновационной  деятельности связано с необходимостью долгосрочного прогнозирования  результатов научно-технической и инновационной деятельности, т.к. эффективность нововведения в значительной степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени их внедрения. Именно государство активизировать вялотекущие инновационные процессы, повысить конкурентоспособность промышленности и занять достойное место в мировой экономике.

     Государство должно осуществлять регулирование  инновационной сферы путем проведения инновационной политики, современное  содержание которой включает поддержку  всех стадий инновационного процесса: фундаментальных исследований, НИОКР, выпуска опытной партии продукции, организация массового производства.

     Государственная инновационная политика должна оказывать  влияние на все экономические  процессы в обществе, стимулируя инновационную активность предприятий.

     Поскольку основой инноваций является развитие науки и научно-технический прогресс, то развитию данной сферы необходимо уделить особое внимание: требуется  объединение усилий академической  и вузовской науки, а в перспективе их интеграция.

     Следует использовать применяемые в развитых странах методы стимулирования инновационной  деятельности, такие, как льготное кредитование инновационных разработок, долевое  финансирование крупных проектов, включение  затрат предприятий на инновационные разработки в себестоимость продукции. Необходимо создать благоприятные условия для деятельности малого бизнеса, выступающего одним из главных генераторов инноваций, и полноценную конкурентную среду.6

     Таким образом, государству, как выразителю общенациональных интересов, следует стимулировать развитие инновационной экономики, используя единые для всей экономической политики методы воздействия.  

Раздел 2. Проблемы реализации стратегии обновления основного капитала и 

пути  их решения

2.1. Характеристика  инновационной деятельности в зарубежных странах

     Мировой опыт показывает, что наибольших успехов  в хозяйственном развитии добиваются инновационно-ориентированные страны. К таким структурам в первую очередь  можно отнести многие корпорации и фирмы США, Японии, Великобритании, Германии. В этих государствах стержнем экономической стратегии является не просто развитие высокотехнологичных производств, а достижение инновационной сбалансированности – т.е. оптимизации роли и величины инновационного компонента. Такой подход формирует особое отношение бизнеса и общества к развитию технологически сложных производств и широкомасштабному проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что и предопределяет развития экономики по инновационному пути.

     Неотъемлемым компонентом развития инноваций является финансирование НИОКР. По этому показателю в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань.

     В настоящее время можно выделить три основных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

  • страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала (США);
  • страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония);
  • страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария).

     Выделяют три основных инновационных системы: США, страны Западной Европы и Япония.

     Инновационная политика западноевропейских стран  базируется на стимулировании «национальных  чемпионов» – небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фирмами США и Японии. Им достается основная часть государственных средств на промышленные НИОКР. В Великобритании более 80 % государственных дотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходится лишь на пять фирм.

     Однако  концентрация финансовых ресурсов и  «банка идей» в руках небольшой  группы крупнейших корпораций, по мнению С. Вудса, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей и затормозила  распространение передовых технологий и разработок в другие отрасли экономики. Результатом такой политики явилось явное отставание западноевропейских производителей от передовых корпораций США и Японии.

     Одной из главных особенностей западноевропейской научно-технической политики, начиная с 80-х годов ХХ века, стало государственное регулирование крупномасштабных программ на международном (преимущественно межъевропейском) уровне, что выгодно благодаря расширению рынка, увеличения научно-технического потенциала и объема ресурсов.

     К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся:

    • поощрение малого наукоемкого бизнеса;
  • единое антимонопольное законодательство;
  • приобретение новейшей техники;
  • система ускоренной амортизации оборудования;
  • льготное налогообложение НИОКР;
  • прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области новейших технологий;
  • кооперация университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию.7

     Согласованная на уровне государств-членов ЕС инновационная политика находит логическое завершение в выработке координационных мероприятий, стимулирующих инновационный бизнес на уровне сообщества в целом. К их числу можно отнести принятие в 1985 г. Советом ЕС регламента о "европейском объединении по экономическим интересам" (ЕОЭИ).

     Однако, как отмечалось ранее, в технологическом  отношении роль локомотива мировой  экономики принадлежит США. Американская экономика относится к числу  передовых по внедрению форм инновационного типа экономического развития.

     В этой связи интерес представляет структура современного национального богатства данной страны (рис. 1), в которой основным элементом является «человеческий капитал» (его доля составляет 76,5 %), затем социальная и производственная инфраструктура (19,0 %) и природные ресурсы с долей лишь в 4,5 %.

     По  представленным данным отчетливо видно, что именно человеческий капитал является главным фактором развития инновационной экономики, из чего следует необходимость финансирования образования, подготовки кадров и всесторонняя поддержка научно-исследовательских проектов.

     По  этой причине Россия не сможет выйти  на передовой уровень развития, не увеличив расходы на образование. На текущий момент их доля расходов в  ВВП не превышает 1,3 %, в то время  как в США и Корее этот показатель равен 2,6 %; Швеции – 4 %, Японии – 3,1 %). По этому показателю впереди России находятся страны не только с высоким уровнем развития человеческого потенциала, но многие со средним и даже низким уровнем.8

     

     Рис. 1. Структура современного национального  богатства США

     Помимо  Соединенных Штатов Америки и стран Евросоюза одну из ведущих позиций на мировом рынке инноваций занимает Япония, относительно недавно начавшая реализацию политики превращения страны из «имитатора» в творца технологий, прежде всего в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы. Этот процесс происходит за счет осуществления государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий.

     В Японии вопросами инновационной политики государства занимаются высшие государственные органы власти. Премьер-министр Японии возглавляет Совет по делам науки. В его состав входят руководители ряда министерств, а также представители крупнейших частных промышленных корпораций. Совет по делам науки формулирует стратегическую линию научно-технического развития страны и определяет размеры расходов на НИОКР из государственного бюджета; Управление по науке и технике осуществляет разработку и реализацию наиболее крупных национальных программ (космические исследования, разработка аппаратуры для ядерных реакторов и др.).

     В рамках Совета функционирует Японская корпорация развития исследований, занимающаяся поддержкой новых наукоемких фирм. Министерство внешней торговли играет ключевую роль в разработке промышленных НИОКР и их внедрении. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленной технологии, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Управление национальной обороны стимулирует некоторые исследования в ракето- и авиастроении, а также электронной промышленности, имеющие как военное, так и гражданское применение.

     Рассмотрев  и проанализировав инновационную  политику ведущих мировых держав, необходимо понять необходимость внедрения подобных систем и в российскую экономику.

 

     

2.2. Тенденции  инновационного развития российской  экономики

     Современные тенденции развития инновационной  деятельности в России далеко не в  полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения.

Информация о работе Проблемы реализации стратегии обновления основного капитала и пути их решения