Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:18, курсовая работа
Обновление производственных фондов – одна из самых актуальных и наиболее сложных проблем становления рыночных отношений и поддержания достигнутых темпов экономического роста, который в последнее время поддерживается благодаря экспорту нефти и газа.
Введение
1. Теоретические основы инновационного обновления капитала
Сущность инноваций и инновационного процесса
Классификация инноваций
Тенденции инновационного развития в мире
Роль государства в инновационной политике
2. Проблемы реализации стратегии обновления основного капитала
и пути их решения
2.1. Характеристика инновационной деятельности в зарубежных странах
2.2. Тенденции инновационного развития российской экономики
Пути преодоления трудностей в реализации стратегии РФ
Заключение
Список литературы
23 % инновационных предприятий, и данная величина почти не меняется в течение последних лет.
Для решения всех проблем с дальнейшим развертыванием инновационного процесса в долгосрочной перспективе, по мнению проблемной группы «Воспроизводство и экономический рост» кафедры политической экономии экономического факультета МГУ, имеется необходимость формирования особого комплекса институтов – национальной институциональной инновационной системы (НИИС). В круг ее задач могли бы войти: нацеленность на рост благосостояния людей, прежде всего с низкими и средними душевыми доходами, на резкое сокращение разрыва в доходах между высшими и низшими децильными группами населения уже в ближайшие 12 лет; разработка мер по формированию конкурентоспособности российской экономики; обеспечение научно-технической, оборонной, экономической и общей национальной безопасности страны; использование позитивного отечественного (в том числе советского) опыта в управлении научно-техническим прогрессом, в организации связи между научными кругами и хозяйственной деятельностью; сильная и масштабная инновационная и инвестиционная политика государства в сочетании с системой прогнозирования, программирования и стратегического планирования экономического развития.
В
инновационном поведении
Конечно, ключевую роль играет наличие достаточных финансовых ресурсов. Причем подобный фактор имеет решающее значение для всех отраслей – финансово-состоятельных сырьевых, производителей потребительских товаров, высоко- и низкотехнологичных. В условиях экономического подъема заинтересованность предприятий в прямой бюджетной поддержке постепенно снижается, впрочем, как и сдерживающее влияние платежеспособного спроса. Одновременно сохраняются и даже усиливаются такие ограничения, как высокая стоимость нововведений, экономический риск и длительные сроки окупаемости.
По нашей оценке, устранение одних только экономически факторов на пути инноваций позволило бы поднять уровень инновационной активности промышленности впятеро.
Характерной особенностью инновационной деятельности компаний является усиление влияния внутрипроизводственных факторов. Предприятия полнее осознают недостаточность собственного инновационного потенциала – слабость исследовательской базы, неготовность к освоению новейших технологических достижений, нехватку квалифицированных кадров, отсутствие кооперационных связей. Им недостает информации о новых технологиях и потенциальных рынках сбыта инновационной продукции. При этом как положительную в плане потенциального роста инновационной активности следует оценить тенденцию к повышению заинтересованности предприятий в получении сведений о новых технологиях. В связи с этим со всей остротой встает проблема дефицита эффективных инновационных проектов.
Существуют и другие немаловажные причины, затрудняющие реализацию инновационных процессов, – неэффективность нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность; неразвитость инновационной инфраструктуры; неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности. В совокупности все перечисленные факторы препятствовали продвижению инновационных проектов на 1,6 тыс. предприятий: в 47 % случаев разработка была отложена, в 26 % – прекращена, еще в 26 % – даже не начата.
Вопрос заключается в том, почему при почти 70 % прибыльных предприятий такое малое их число реально занимается инновациями и как интенсифицировать их активность в этой сфере. Для ответа на него целесообразно сопоставить показатели предприятий, осуществляющих технологические инновации и не занимающихся ими. В среднем инновационные фирмы в 6 – 9 раз крупнее по численности работников и по объемам выпускаемой продукции. В 2006 г. объем продукции одного инновационного предприятия был равен в среднем 2518 млн руб.,
а неинновационного – 283 млн руб., среднесписочная численность работников – соответственно 1503 и 251 чел. Составляя немногим более 9 % общего числа предприятий промышленности, они выпускают 48 % всего объема отгруженной продукции.
Восприимчивость инновационных предприятий к новшествам обусловлена более высокой квалификацией сотрудников, солидными инвестициями в основной капитал. Данные подтверждают, что сегодня в российской промышленности к нововведениям способны в основном крупные, экономически состоятельные предприятия, интегрированные в корпоративные структуры. Среди инноваторов таких предприятий больше, чем среди неинновационных компаний. В автомобильном производстве доля предприятий, входящих в бизнес-группы, составляет 77 %, в производстве нефтепродуктов – 74 %, производстве офисного оборудования и вычислительной техники – 70 %. Преимущества корпоративной интеграции определяются эффектами объединения ресурсов, возможностью привлечения кредитов на льготных условиях у инкорпорированных финансовых структур, экономией масштаба при выполнении ИиР, освоении новых продуктов и технологических процессов, реализации единой маркетинговой стратегии.
Важнейшей
целью инновационной
Анализ показывает, что среди инновационных предприятий гораздо больше тех, кто выходит за рамки своего региона на общероссийские рынки. Хотя зарубежные рынки остаются практически недоступными для большинства отечественных фирм, инновационные компании и в этом отношении обладают определенными преимуществами.12
Деятельность
не инновационных предприятий в двух третях
случаев локализована на местных рынках,
где они часто занимают монопольное положение
и не имеют серьезных стимулов для инноваций.
Заключение
На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы:
– инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны;
– российская экономика отстает в своем развитии от экономик развитых стран;
– для развития инновационной экономики в России требуется коренное преобразование системы;
– национальная экономика должна быть нацелена на увеличение человеческого капитала, повышение качества образования, поддержку малого бизнеса, увеличение расходов на научно-исследовательские работы;
– должна быть выработана и реализована государственная программа роста экономики на основе ее модернизации с соответствующим ресурсным обеспечением.
– Россия обладает рядом преимуществ, которые в дальнейшем позволяет встать на качественно новый путь развития.
Таким образом, перед российской экономикой стоит ряд задач, возможно, далеко не полный, которые предстоит решить государству и бизнесу России на пути к инновационному развитию, чтобы вывести страну на один ряд с передовыми странами и повысить конкурентоспособность товаров российского производства. При этом экономический рост должен непосредственно быть связан с социально – экономическим развитием общества.
Список литературы
С. 129-132.
В. Иванченко, В. Иванченко // Экономист. 2009. № 6. С. 35-42.
В. Карачаровский // Экономист. 2008. № 11. С. 24-34.
№ 9. С. 31-39.
В. Сенчагов // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 119-130.
О. Сухарев // Экономист. 2006. № 2. С. 24-38.
А. Фоломьев // Экономист. 2005. № 9. С. 65-71.
В. Холодков // Экономист. 2005. № 11. С. 56-62.
20.Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации / Е. Ясин // Вопросы экономики. 2006. № 4. С. 3-9.
Информация о работе Проблемы реализации стратегии обновления основного капитала и пути их решения