Проблемы регулирования занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание

При смене политической и экономической формации в начале 90-х годов возникла острая необходимость регулирования общественных отношений, связанных с проблемой занятости и безработицы. Именно это заставило законодателя в 1991г. принять первый в истории России Закон о занятости населения в РСФСР – попытка каким–то образом защитить категорию граждан, оказавшейся в сложном положении. Уже в 1992г. он претерпел существенные изменения о дополнения, но и сегодня не соответствует в полной мере требованиям практики.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………6-7
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ………....8-9
3. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ……………………..9-15
4.ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ БЕЗРАБОТНЫМ ГРАЖДАНАМ………………………………………………………….15-17
5. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……….……………….17-19
6. ПОКАЗАТЕЛИ И ТИПЫ БЕЗРАБОТИЦЫ……………….……….19-23
7. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ………………….…………24
8.СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ…………………………...…………24-27
9.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ…………………………………..….28-31
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………32
11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:…………………33-34

Работа состоит из  1 файл

курсач 2.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Согласно ст.12 ФЗ «О занятости населения РФ»  гражданам Российской Федерации  гарантируются:

  • свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
  • защита от безработицы;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
  • информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам  гарантируются:

  • социальная поддержка;
  • осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
  • бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
  • финансирование материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем  разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной  службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления  на работу на государственные и муниципальные  унитарные предприятия.

Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработных граждан  могут осуществляться по направлению  органов службы занятости, если:

  • гражданин не имеет профессии (специальности);
  • невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • необходимо изменить профессию в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ БЕЗРАБОТНЫМ ГРАЖДАНАМ

 

Гарантии социальной поддержки закон представляет гражданам, признанным органами службы занятости  безработными. Закон РФ «О занятости  населения в РФ» содержит нормы, касающиеся гарантий государства в реализации права граждан (в том числе и безработных) на труд и социальные гарантий и компенсации. Гарантии граждан в первую очередь направлены на защиту их естественных прав – права на труд. Тем,кто в настоящий момент не может воспользоваться этим правом закон установил некоторые социальные гарантии и компенсации. Закон РФ «О занятости населения в РФ» в новой редакции закрепил конституционное право граждан на защиту от безработицы независимо от продолжительности проживания на территории Российской Федерации. В прежней редакции закон устанавливал требование, что гарантии государства по реализации права на труд предоставляются гражданам постоянно проживающим на её территории шесть и более месяцев. Исключение было установлено только для граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, беженцев и вынужденных переселенцев. Закрепление этого требования противоречило ст. 37 Конституции РФ, в соответствии с которой право на защиту от безработицы граждан РФ не ограничено необходимостью определенного срока постоянного проживания4. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации: свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Необходимо подробнее остановиться на гарантиях, предоставляемых безработным гражданам: гарантия бесплатной профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Основная цель профессиональной ориентации – оказать содействие гражданам, обратившимся в органы службы занятости, в получении подходящего места работы в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателя и рынка труда путем их профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки.5 Важное условие стабилизации и последующего экономического роста в России – конкурентноспособная рабочая сила. Анализ нынешнего состояния кадрового потенциала РФ выявляет значительные упущения в области подготовки квалифицированных работников, недоразвитость рынка труда и учебных услуг. А связь с этими рынками самая непосредственная, поскольку формирование конкурентно способных работников зависит в первую очередь от уровня профессионального обучения. Чем выше уровень подготовки работников, тем больше гарантий от безработицы и шансов для вторичной занятости.6

В новой редакции п. 3 ст. 23 Закона круг лиц, пользующихся таким правом, расширен за счет включения  в него безработных инвалидов, выпускников  общеобразовательных учреждений, граждан  впервые ищущих работу (ранее не работающих), не имеющих профессии.7 Необходимо, кроме того, обратить внимание и на то обстоятельство, что безработные граждане получили возможность пройти профессиональное обучение не по истечении установленного срока выплаты пособия по безработице, т.е. 12 месяцев в суммарном исчислении в течении 18 месяцев, а гораздо раньше – по истечении шестимесячного периода безработицы.

Профессиональное  обучение высвобождаемых работников и  незанятого населения осуществляется, как правило, по специальностям, пользующимся повышенным спросом на рынке рабочей силы, в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центров органов службы занятости или иных образовательных учреждений в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Гражданам, успешно  завершившим обучение, учреждения профессионального  образования выдаются документы  об окончании обучения в зависимости  от видов и сроков.

 

4.ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ            

 Проблема занятости  населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. 

Одним из видов  структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам.       

 Различают:

·   рынок труда молодежи.

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда  в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется  тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

·   рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения.

·   рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.           

 

 

         Поиск путей решения  проблем занятости привел к  образованию нестандартных ее  форм, которые выходят за рамки  нормативной продолжительности  рабочего времени и круглогодичной  занятости. Их использование позволяет  сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.       

 Под гибкими  формами занятости понимаются:

·   занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.

Занятость в  режиме рабочего дня или сокращенной  рабочей недели, а также административные отпуска без  сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность.

·   занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;

 

·   самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.

 

5. ПОКАЗАТЕЛИ И ТИПЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

 На мой взгляд, безработица оказывает определенное негативное воздействие на каждого человека. Ведь потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Также она влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и ,соответственно, выпущенная продукция. Она мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения ВНП. Нельзя также сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные  интересы граждан.      Ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, и высоким уровнем безработицы. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.

Но следует  также сказать, что как и любое экономическое явление, безработица не может рассматриваться односторонне. Она может быть и злом, и благом - все зависит от меры данного явления и конкретных обстоятельств.  
        С экономической точки зрения, если безработица умеренная, то она представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который всегда можно задействовать;  с психологической точки зрения умеренная безработица повышает дисциплину труда; с демографической точки зрения умеренная безработица может содействовать оптимизации структуры занятости по половозрастному признаку. Поэтому можно сделать вывод, что умеренная безработица является благом.

Безработица, по определению Международной организации  труда, это  «наличие в стране контигента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период»[1]. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.        

 Следует  иметь ввиду то, что безработица  является естественной и неотъемлемой  частью рыночного хозяйства. Для ее характеристики обычно используют два основных показателя, которые могут показать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда:

Информация о работе Проблемы регулирования занятости населения