Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:12, курсовая работа
При смене политической и экономической формации в начале 90-х годов возникла острая необходимость регулирования общественных отношений, связанных с проблемой занятости и безработицы. Именно это заставило законодателя в 1991г. принять первый в истории России Закон о занятости населения в РСФСР – попытка каким–то образом защитить категорию граждан, оказавшейся в сложном положении. Уже в 1992г. он претерпел существенные изменения о дополнения, но и сегодня не соответствует в полной мере требованиям практики.
1.Введение………………………………………………………………6-7
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ………....8-9
3. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ……………………..9-15
4.ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ БЕЗРАБОТНЫМ ГРАЖДАНАМ………………………………………………………….15-17
5. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……….……………….17-19
6. ПОКАЗАТЕЛИ И ТИПЫ БЕЗРАБОТИЦЫ……………….……….19-23
7. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ………………….…………24
8.СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ…………………………...…………24-27
9.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ…………………………………..….28-31
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………32
11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:…………………33-34
Согласно ст.12 ФЗ «О занятости населения РФ» гражданам Российской Федерации гарантируются:
Безработным гражданам гарантируются:
Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.
Жены (мужья) военнослужащих
и граждан, уволенных с военной
службы, при прочих равных условиях
имеют преимущественное право поступления
на работу на государственные и
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
Гарантии социальной поддержки закон представляет гражданам, признанным органами службы занятости безработными. Закон РФ «О занятости населения в РФ» содержит нормы, касающиеся гарантий государства в реализации права граждан (в том числе и безработных) на труд и социальные гарантий и компенсации. Гарантии граждан в первую очередь направлены на защиту их естественных прав – права на труд. Тем,кто в настоящий момент не может воспользоваться этим правом закон установил некоторые социальные гарантии и компенсации. Закон РФ «О занятости населения в РФ» в новой редакции закрепил конституционное право граждан на защиту от безработицы независимо от продолжительности проживания на территории Российской Федерации. В прежней редакции закон устанавливал требование, что гарантии государства по реализации права на труд предоставляются гражданам постоянно проживающим на её территории шесть и более месяцев. Исключение было установлено только для граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, беженцев и вынужденных переселенцев. Закрепление этого требования противоречило ст. 37 Конституции РФ, в соответствии с которой право на защиту от безработицы граждан РФ не ограничено необходимостью определенного срока постоянного проживания4. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации: свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Необходимо подробнее остановиться на гарантиях, предоставляемых безработным гражданам: гарантия бесплатной профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Основная цель профессиональной ориентации – оказать содействие гражданам, обратившимся в органы службы занятости, в получении подходящего места работы в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателя и рынка труда путем их профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки.5 Важное условие стабилизации и последующего экономического роста в России – конкурентноспособная рабочая сила. Анализ нынешнего состояния кадрового потенциала РФ выявляет значительные упущения в области подготовки квалифицированных работников, недоразвитость рынка труда и учебных услуг. А связь с этими рынками самая непосредственная, поскольку формирование конкурентно способных работников зависит в первую очередь от уровня профессионального обучения. Чем выше уровень подготовки работников, тем больше гарантий от безработицы и шансов для вторичной занятости.6
В новой редакции
п. 3 ст. 23 Закона круг лиц, пользующихся
таким правом, расширен за счет включения
в него безработных инвалидов, выпускников
общеобразовательных
Профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения осуществляется, как правило, по специальностям, пользующимся повышенным спросом на рынке рабочей силы, в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центров органов службы занятости или иных образовательных учреждений в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Гражданам, успешно завершившим обучение, учреждения профессионального образования выдаются документы об окончании обучения в зависимости от видов и сроков.
4.ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.
Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам.
Различают:
· рынок труда молодежи.
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
· рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения.
· рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.
Поиск путей решения
проблем занятости привел к
образованию нестандартных ее
форм, которые выходят за рамки
нормативной продолжительности
рабочего времени и
Под гибкими формами занятости понимаются:
· занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах.
Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой за последние несколько лет стали широко распространенной практикой на многих российских предприятиях. Различают две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Оно отражает дисбаланс в использовании труда и других факторов производства. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность.
· занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
· самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.
5. ПОКАЗАТЕЛИ И ТИПЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
На мой взгляд, безработица оказывает определенное негативное воздействие на каждого человека. Ведь потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Также она влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и ,соответственно, выпущенная продукция. Она мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения ВНП. Нельзя также сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, и высоким уровнем безработицы. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.
Но следует
также сказать, что как и любое экономическое явление, безработица
не может рассматриваться односторонне.
Она может быть и злом, и благом - все зависит
от меры данного явления и конкретных
обстоятельств.
С экономической точки зрения, если безработица
умеренная, то она представляет собой
резерв незанятой рабочей силы, который
всегда можно задействовать; с психологической
точки зрения умеренная безработица повышает
дисциплину труда; с демографической точки
зрения умеренная безработица может содействовать
оптимизации структуры занятости по половозрастному
признаку. Поэтому можно сделать вывод,
что умеренная безработица является благом.
Безработица, по
определению Международной
Следует
иметь ввиду то, что безработица
является естественной и
Информация о работе Проблемы регулирования занятости населения