Проблемы управления оборотными активами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:18, контрольная работа

Описание

В данной работе рассматривается вопрос «Управление оборотными активами предприятия и стратегия их финансирования». Несомненно, эта тема актуальна в настоящее время, так как оборотный капитал — стоимостное выражение предметов труда, которые участвуют в процессе производства, полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции и изменяют свою натурально-вещественную форму. Главной целью управления оборотным капиталом является определение оптимальных объёма и структуры оборотных средств, а также источников их финансирования. Для достижения этой цели менеджер должен найти компромисс между объёмом оборотных средств и риском потери ликвидности. Для поддержания ликвидности предприятие должно иметь высокий уровень оборотного капитала, а для повышения доходности предприятие должно снижать запасы оборотных средств

Работа состоит из  1 файл

Оборотные активы исслед.doc

— 710.00 Кб (Скачать документ)

       m1 – однодневный фактический оборот в отчетном периоде.

       Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Продажа товаров постоянным клиентам проводится в кредит, условия которого зависят от множества факторов. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам.

       1. Срок предоставления кредита. Чаще всего применяются стандартизованные по условиям оплаты, в том числе продолжительности кредитования, договоры, тем не менее, возможны отклонения от данной политики.

       2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей. В зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора (скидки, размер партии продукции, форма оплаты и др.) могут меняться.

       3. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты с появлением просроченной дебиторской задолженности и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Возникают понятия сомнительного и безнадежного долга.

Под сомнительным долгом понимается любая задолженность  перед налогоплательщиком, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не имеет соответствующего обеспечения (залог, поручительство, банковская гарантия) (ст. 266 Налогового кодекса РФ). Исходя из принципа осмотрительности (осторожности), для подобной задолженности создают резерв за счет прибыли до налогообложения и в балансе показывают дебиторскую задолженность за вычетом резерва. Согласно ст. 266 Налогового кодекса РФ формирование резерва по сомнительным долгам выполняется по данным инвентаризации, проведенной на последний день отчетного (налогового) периода, при этом в создаваемый резерв включаются:

  1. сомнительная задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней – в полной сумме;
  2. сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней – в размере 50%;
  3. сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней – не увеличивает сумму создаваемого резерва. 

Общая сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода.

       Процедура создания резерва по сомнительным долгам в учете имеет следующий экономический смысл: в резерв перебрасывается часть прибыли до налогообложения, за счет которой и можно будет в дальнейшем списать сомнительный долг в случае его трансформации в безнадежный. Резерв может быть использован исключительно на покрытие убытков от долгов, признанных безнадежными.

       Безнадежный долг (bad debt) – это долг, не реальный к взысканию, т.е. долг перед налогоплательщиком, по которому истек установленный  срок исковой давности3, а также  долг, по которому обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (ст. 266 Налогового кодекса РФ).

       4. Система сбора платежей. Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты, критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений; системы наказания не добросовестных контрагентов.

       5. Система предоставляемых скидок. Выше делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами. Гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.

       В экономически развитых странах одной из наиболее распространенных является схема типа «d/k чисто n» (d/k net n) означающая, что:

       а) покупатель получает скидку в размере  d% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара);

       б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (k + 1)-го по n-и день кредитного периода (отсюда, кстати, видна смысловая нагрузка слова net к концу срока кредитования покупатель обязан «расчистить» свои обязательства перед поставщиком);

       в) в случае неуплаты в течение n дней покупатель будет вынужден заплатить штраф, величина которого может изменяться в зависимости от момента оплаты.[26]

       Предоставление  скидки выгодно как покупателю, так  и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая (как и производственные запасы) представляет собой по сути иммобилизацию денежных средств. Финансовый менеджер может варьировать любым параметром в данной схеме, однако наиболее существенным является скидка. Она может устанавливаться разными способами, в том числе с использованием некоторых формализованных алгоритмов, учитывающих влияние инфляции и сокращение расходов на поддержание источников финансирования дебиторской задолженности.

       Контроль  за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской  задолженности по срокам ее возникновения, наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней):

    • 0-30;
    • 31-60;
    • 61-90;
    • 91-120;
    • свыше 120.

       Мерами  сокращения дебиторской задолженности:

  1. Политика инкассации. Инкассация дебиторской задолженности - получение или сбор предприятием денежных средств от его должников (дебиторов).
  2. Заключение договоров с покупателями с гибкими условиями сроков и формы оплаты.
  3. Факторинг.
       Факторинг - финансовая комиссионная операция, при  которой клиент переуступает дебиторскую  задолженность факторинговой компании с целью:
  • незамедлительного получения большей части платежа;
  • гарантии  полного погашения задолженности; 
  • снижения  расходов по ведению счетов.
       Обычно  клиентом является поставщик, уступающий факторинговой компании право получения  платежа за поставленные товары или оказанные услуги.
       Факторинговая компания сразу оплачивает клиенту  от 70 до 90% требований в виде кредита, а остаток (за вычетом процента за кредит и факторинговой комиссии за услуги) предоставляется после  взыскания всего долга.
       Первоначально факторинг возник как операция торговых посредников, а затем приобрел форму  кредитования.
  1. Трансформация дебиторской задолженности в  векселя.

       Для того чтобы повысить эффективность  работы с дебиторами, многие крупные  компании создают самостоятельные подразделения или дочерние компании. Узкая специализация этих подразделений позволяет им не только пользоваться традиционными приемами работы с дебиторами, но и применять современные методы, такие как секъюритизация и факторинг.

       Определение оптимального уровня денежных средств.

       Смысловая нагрузка этого блока определяется необходимостью нахождения компромисса, с одной стороны, между желанием обезопасить себя от ситуаций хронической  нехватки денежных средств и, с другой стороны, желанием вложить свободные денежные средства в какое-то дело с целью получения дополнительного дохода. В мировой практике разработаны ряд методов оптимизации остатка денежных средств, в основе которых заложены те же идеи, что и в методах оптимизации производственных запасов. Наибольшую известность получили модели Баумоля, Миллера-Орра, Стоуна и имитационное моделирование по методу Монте-Карло. Суть данных  моделей состоит в том, чтобы дать рекомендации о коридоре варьирования остатка денежных средств, выход за пределы которого предполагает либо конвертацию денежных средств в ликвидные ценные бумаги, либо обратную процедуру.

       Модель  Баумоля 

       Один  из наиболее ранних систематических  подходов к управлению запасом денежных средств был предложен У. Баумолем (William J. Baumol, род. 1922) в 1952 г. Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств и затем постоянно расходует их в течение некоторого времени. Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т. е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает на рынке часть ценных бумаг, тем самым пополняя запас денежных средств до первоначальной величины. Таким образом, динамика средств на расчетном счете представляет собой пилообразный график.

Рисунок 5 - Изменение остатка средств на расчетном счете (Модель Баумоля)

       Сумма пополнения вычисляется по формуле:

       V – прогнозируемая потребность в денежных средствах а периоде (год, квартал, месяц);

       C – единовременные расходы по конвертации денежных средств в ценные бумаги;

       r – приемлемый и возможный для предприятия процентный доход по краткосрочным финансовым вложениям.

       Таким образом, средний запас денежных средств составляет Q/2, а общее количество сделок по конвертации ценных бумаг в денежные средства (k) равно:

       Общие расходы по реализации такой политики управления денежными средствами составят:

 

       Первое  слагаемое представляет собой прямые расходы, второе – упущенную выгоду от хранения средств на расчетном счете, вместо того что- бы инвестировать их в ценные бумаги.

       Модель  Миллера – Орра

       Мертон  Миллер (Miller M.H.) и Даниель Орр (Orr D.A.) создали и впервые опубликовали в 1966 году модель определения целевого остатка денежных средств, учитывающую фактор неопределенности денежных выплат и поступлений. Модель Баумоля проста и приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны и прогнозируемы. В действительности такое случается редко; остаток средств на расчетном счете изменяется случайным образом, причем возможны значительные колебания. Модель, разработанная М. Миллером и Д. Орром, представляет собой компромисс между простотой и повседневной реальностью. Она помогает ответить на вопрос, как предприятию следует управлять своим денежным запасом, если невозможно с точностью предсказать каждодневный отток или приток денежных средств. Миллер и Орр использовали при построении модели процесс Бернулли – стохастический процесс, в котором поступление и расходование денег от периода к периоду являются независимыми случайными событиями.

       Логика  действий финансового менеджера  по управлению остатком средств на расчетном счете. Остаток средств на счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает скупать высоколиквидные ценные бумаги с целью вернуть запас денежных средств к некоторому уровню (точке возврата).

Рисунок 6 - Модель Миллера – Орра

       Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то предприятие продает накопленные ранее ценные бумаги, пополняя запас денежных средств до нормального уровня.

       При решении вопроса о размахе  вариации (разность верхнего и нижнего  пределов) рекомендуется придерживаться правила: если ежедневная изменчивость денежных потоков велика или постоянные затраты, связанные с покупкой и продажей ценных бумаг, высоки, то предприятию следует увеличить размах вариации, и наоборот. Также рекомендуется уменьшить размах вариации, если есть возможность получения дохода благодаря высокой процентной ставке по ценным бумагам. Реализация модели осуществляется в несколько этапов.

       1. Устанавливают минимальную величину  денежных средств ( Сmin). Которую целесообразно постоянно иметь на расчетном счете. Она определяется экспертным путем исходя из средней потребности предприятия в оплате счетов, возможных требований банка, кредиторов и др. С min

       2. По статистическим данным определяют  вариацию ежедневного поступления  средств на расчетный счет (Var).

       3. Определяют расходы по хранению  средств на расчетном счете  (обычно их принимают в сумме  ставки ежедневного дохода по  краткосрочным ценным бумагам,  циркулирующим на рынке) и расходы  по взаимной трансформации денежных  средств и ценных бумаг. Эта величина предполагается постоянной.

       4. Рассчитывают размах вариации  остатка денежных средств на  расчетном счете (R) по формуле 

       5. Рассчитывают верхнюю границу  денежных средств на расчетном  счете (С max), при превышении  которой необходимо часть денежных средств конвертировать в краткосрочные ценные бумаги.

    Определяют  точку возврата (С r) – величину остатка денежных средств на расчетном счете, к которой необходимо вернуться в случае, если фактический остаток средств на расчетном счете выходит за границы интервала (Сmin, Сmax)

Информация о работе Проблемы управления оборотными активами на предприятии