Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:45, курсовая работа
В данной работе попробуем очертить круг основных проблем вступления России в ВТО, понять так ли необходимо присоединение нашей страны к этой организации и попытаемся спрогнозировать, что произойдет с национальной экономикой после присоединения.
В рамках поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Дать краткую характеристику ВТО;
2. Рассмотреть основные цели и задачи вступления России в ВТО;
3. Описать процесс вступления России в ВТО;
Введение…………………………………………………………………………………………..
1. Основная информация о ВТО ………………………………………………………………
1.1. История создания и краткая характеристика ВТО………………………………………
1.2 Структура ВТО. Принципы…………………………………………………………………
1.3 Вступление России в ВТО. …………………………………………………………………
2. 2. Особенности введения нового торгового режима…………………………………….
2.1 Преимущества торговой системы…………………………………………………………..
2.2 Издержки и проблемы введения нового торгового режима………………………...........
2.3 Отраслевые особенности введения нового торгового режима
3. Анализ проблем вступления России в ВТО………………………………………………..
3.1 Анализ основных проблем …………………………………………………………………..
3.2 Последствия вступления России в ВТО: «за» и «против»...................................................
3.3 Прогнозы на 2010 год……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………………………..
Страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.
Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.
Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах:
1. принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;
2. принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;
3. принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира[2].
1.3 Вступление России в ВТО.
Вступление России во Всемирную торговую организацию, присоединение на взаимосогласованных условиях к торговым соглашениям, достигнутым странами-участницами этой организации за полвека, означает формальное снятие преград на пути российских товаров на мировые рынки с одновременным встречным открытием внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей. Прорыв на мировые рынки для российской экономики является насущной необходимостью, шагом, который, как представляется некоторым, способен радикально повлиять на выбор пути и возможности ее развития. В связи с этим в исследовании нуждаются вопросы качества баланса приобретений и утрат российской экономики в случае присоединения к ВТО и оптимизации деятельности предприятий в ожидании этого события.
Предполагается, с одной стороны, что присоединение будет способствовать укреплению в российской экономике рыночных механизмов свободной конкуренции товаров и услуг и, как следствие, создаст необходимые условия для интенсивного роста производительности труда. Тем самым будет дан импульс в решении кардинальных проблем реструктуризации промышленности и технологического развития, столь мучительных для российской экономики уже многие десятилетия. В конечном счете, предпринимаемые усилия направлены на повышение уровня благосостояния общества.
Вместе с тем, с другой стороны, социально-экономические последствия присоединения России к ВТО не являются равновыгодными для субъектов хозяйствования в различных отраслях экономики. Для значительной части российских предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию, вступление страны в ВТО означает неизбежность выбора: или модернизация производства или его свертывание. Если предприятие хочет работать, оно обязано научиться выпускать конкурентную продукцию.
Для преобразований нужны время, средства, желание и умение, а также — на определенный переходный период — государственные меры защиты внутреннего рынка и тех производителей, которые не подготовлены к резким переменам на этом рынке. А они будут и для многих участников рынка не менее резкими, чем во времена «шоковой терапии».
С чем столкнутся российские предприятия, какие трудности их ожидают в случае вступления России в ВТО, какие превентивные меры адаптации к надвигающимся изменениям им следует предпринимать уже сейчас? Для того, чтобы выработать правильные решения по этим вопросам, необходимо понимание, что же представляет собой ВТО, ее цели, функции и возможности. Вопрос не столь наивен, как может показаться на первый взгляд: около 50% руководителей крупных и средних предприятий имеют об этой организации самые общие представления, то есть на уровне раскрытия аббревиатуры.
Функции и задачи ВТО
Мировое хозяйство — и это все более очевидно — объективно развивается в направлении глобализации и интеграции на основе единства экономического пространства и координации взаимодействия его структурных элементов — экономик отдельных государств, их интеграционных группировок различных видов (например, ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН, форум АСЕМ и т.д.).
Основными движущими силами глобализации выступают технологическое развитие, либерализация национальных экономик и внутриполитическая стабильность, придающая уверенность в успехе проведения модернизационных преобразований.
Определяющую роль в глобализационных процессах играют новейшие достижения в информационно-коммуникационной сфере, способствующие не только созданию, совершенствованию и эффективному управлению территориально-распределенной по разным странам технологической и ресурсной базой, оптимизации ресурсопотребления (в том числе труда), регулированию товарных и финансовых потоков, но и поддержанию высокого уровня конкуренции, а также соблюдению общих правил и культуры торговли в едином экономическом пространстве.
Странами-учредителями возложены на ВТО следующие основные функции:
контроль над выполнением торговых соглашений, заключенных членами организации;
наблюдение за торговой политикой членов ВТО;
разрешение торговых споров между членами ВТО;
организация и обеспечение торговых переговоров между странами-участницами ВТО;
сотрудничество с другими международными организациями;
прием новых членов.
Есть ряд и других важных функций, таких как рассмотрение вопросов выполнения отдельных аспектов многосторонних соглашений, соблюдения правил конкуренции, инвестиций, действия региональных торговых соглашений, торговых аспектов защиты окружающей среды и др.
Главная контролирующая функция ВТО заключается в наблюдении за выполнением трех основополагающих соглашений: Генерального соглашения о торговле товарами, Генерального соглашения о торговле услугами, Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Более полный список соглашений ВТО и связанных с ними правовых документов представлен в табл. 1. Условия, требования и процедуры, определяемые этими соглашениями, кроме нескольких особо оговоренных, являются обязательными для всех членов ВТО.
Таблица 1. Основные соглашения ВТО
Наименование соглашения | Краткое содержание |
А. Многосторонние соглашения по торговле товарами: |
|
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. | Определяет основы режима торговли товарами, права и обязанности членов ВТО в этой сфере |
Соглашение по сельскому хозяйству | Определяет особенности регулирования торговли сельс- кохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торгов- ли в этом секторе |
Соглашение по текстилю и одежде | Определяет особенности регулирования торговли тексти- лем и одеждой |
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм | Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля |
Соглашение по техническим барьерам в торговле | Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации |
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей | Содержит ограничения применения мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капитало- вложением |
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 г. (таможенная оценка товаров) | Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров |
Соглашение по предотгрузочной инспекции | Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций |
Соглашение по правилам происхождения | Определяет принципы происхождения товаров |
Соглашение по процедурам импортного лицензирования | Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта |
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам | Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием |
Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994 г. (антидемпинг) | Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу |
B. Генеральное соглашение по торговле услугами | Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере |
C. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности | Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности |
Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров | Определяет условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обяза- тельств по всем соглашениям ВТО |
Механизм обзоров торговой политики | Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО |
Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения: |
|
Соглашение по торговле гражданской авиатехникой | Определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе |
Соглашение по правительственным закупкам | Устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд |
Полномочия и возможности ВТО уникальны, поскольку она является единственной столь массовой международной организацией, которая устанавливает правила торговли на межстрановых и мировых сегментах рынков для обеспечения ее максимально возможной прозрачности и, следовательно, предсказуемости и свободы конкуренции. Кроме того, что не менее значимо, ВТО предпринимает целенаправленные действия по объективному и справедливому разрешению споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров. Результаты этих усилий затрагивают интересы как конкретных производителей, так и потребителей продукции и услуг, поскольку устанавливают правила их экспорта и импорта.
Необходимо отметить, что роль каждой страны в ВТО при формальном всеобщем равенстве на самом деле не так равнозначна. ВТО — это не экономическая ООН, как это иногда пытаются представить, где каждая страна имеет один голос, а Россия и право вето в Совете безопасности. В ВТО каждая страна обладает влиянием в соответствии с ее экономической мощью. Экономический потенциал имеет решающее значение в отстаивании своих национальных интересов. Именно поэтому при вступлении в ВТО страны-кандидаты стремятся заручиться поддержкой в первую очередь США и стран ЕС. Фактически деятельность ВТО, если ее рассматривать с политико-экономической позиции, построена так, что экономически наиболее развитые страны обладают возможностями диктата в отстаивании своих национальных интересов. И, соответственно, их главные усилия устремлены на достижение следующих целей:
на «либерализацию» международной торговли в интересах стран-лидеров, которые, с одной стороны, последовательно расширяют высокотехнологичный экспорт, взимая соответствующую ренту (действует закон «возрастающей доходности»), а, с другой, — переводят в страны экономической периферии экологически несовершенные и имеющие низкую капиталоотдачу добывающие и перерабатывающие производства с минимальной долей добавленной стоимости;
на сокращение внутрифирменных издержек транснациональных компаний, конкурентоспособность которых в значительной степени определяется высотой и крепостью межгосударственных торговых барьеров.
Возможности «дирижизма» со стороны могущественных стран резко усложняют процедуру вступления в ВТО для тех кандидатов, которые способны поколебать сложившуюся в ней иерархию влияния и отстаивания интересов. ВТО, в отличие от многих влиятельных международных организаций, той же ООН, не имеет Устава, подписав который можно было бы стать членом этой организации. Страна-кандидат, подав заявку о присоединении к соглашениям ВТО, должна вести двусторонние переговоры с теми ее членами, которые желают заранее урегулировать свои торговые отношения с новичком. И только после согласования всех позиций со всеми заинтересованными странами решается вопрос о принятии претендента в ряды ВТО.
Цели вступления России в ВТО
Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.
Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;
возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);
Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
2. Особенности введения нового торгового режима
2.1 Преимущества торговой системы
Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.