Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:45, курсовая работа
В данной работе попробуем очертить круг основных проблем вступления России в ВТО, понять так ли необходимо присоединение нашей страны к этой организации и попытаемся спрогнозировать, что произойдет с национальной экономикой после присоединения.
В рамках поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Дать краткую характеристику ВТО;
2. Рассмотреть основные цели и задачи вступления России в ВТО;
3. Описать процесс вступления России в ВТО;
Введение…………………………………………………………………………………………..
1. Основная информация о ВТО ………………………………………………………………
1.1. История создания и краткая характеристика ВТО………………………………………
1.2 Структура ВТО. Принципы…………………………………………………………………
1.3 Вступление России в ВТО. …………………………………………………………………
2. 2. Особенности введения нового торгового режима…………………………………….
2.1 Преимущества торговой системы…………………………………………………………..
2.2 Издержки и проблемы введения нового торгового режима………………………...........
2.3 Отраслевые особенности введения нового торгового режима
3. Анализ проблем вступления России в ВТО………………………………………………..
3.1 Анализ основных проблем …………………………………………………………………..
3.2 Последствия вступления России в ВТО: «за» и «против»...................................................
3.3 Прогнозы на 2010 год……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………………………..
- В этой отрасли отсутствуют средства на техническое оснащение, разработку оригинальных лекарств и на внедрение обязательного стандарта GMP, что в ближайшее время может привести к закрытию ряда производств.
Представляется, что многие российские предприятия, несмотря на ослабленную экономическим спадом и деградацией производственного потенциала конкурентоспособность, смогут предпринять необходимые усилия для того, чтобы смягчить возможные негативные последствия нового торгового режима и сохранить свои рыночные позиции. Разработка индивидуальных стратегий предприятий неизбежно должна включать комплекс мер, направленных на повышение эффективности производства, снижение издержек, внедрение стандартов качества продукции.
3. Анализ проблем вступления России в ВТО
3.1 Анализ основных проблем
С наступлением кризиса 2009-2010гг. добавился ряд проблем, которые ожидают Россию при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) По мнению экспертов Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО).вступление России в ВТО в условиях мирового финансового кризиса обрушит экономику страны.
«Несмотря на обещание правительства пересмотреть ряд устаревших и невыгодных для РФ двусторонних договоров в рамках процесса вступления в ВТО, этого не произошло. Нет даже списка этих договоров. Предполагается, что присоединение РФ к ВТО произойдет уже в марте 2009 года», — отмечают эксперты.
Лишившись и без того слабой защиты от иностранных конкурентов, отечественные товаропроизводители могут потерять основной рынок сбыта. Это неминуемо повлечет негативные последствия для торговли, сферы услуг и кредитных организаций. Сильно пострадает аграрный сектор, — прогнозируют в ИГСО. Открытие в таких условиях российского рынка для «свободной торговли» резко повысит его уязвимость перед глобальным кризисом. Правила ВТО лишат отечественные предприятия крайне необходимой защиты, что обернется массой банкротств, резким ростом безработицы и усилением инфляции.
Согласно оценке экспертов, внутренний рынок страны сейчас нуждается в максимальном закрытии от внешней конкуренции и поддержании потребительской активности населения. Для того чтобы снизить давление глобального кризиса на Россию, доля реализуемых в стране товаров отечественного производства должна возрастать, а не снижаться. Вступление России в ВТО выгодно российским сырьевым корпорациям, ориентированным на экспорт. Прежде всего, в нем заинтересованы компании нефтегазового сектора экономики. Ради сохранения высоких прибылей в условиях падения мировых цен на нефть, они готовы пожертвовать внутренним рынком страны, оставив его без протекционистской защиты при возрастающей потребности в ней. За все выигрыши для сырьевых монополий от присоединения России к ВТО придется дорого расплачиваться населению и отечественным предприятиям, полагают в ИГСО.
Выигрыш от вступления России в ВТО может не оправдать ожиданий по целому ряду причин. Российская экономика находится сегодня в таком состоянии, что не может без большого ущерба для себя осуществлять принципы свободной торговли с другими странами. В условиях падения производства в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, причиной которого является, в том числе нехватка сырья и материалов, предприятия-производители все больше ориентируются на экспорт. При этом потребности страны все более покрываются за счет импорта. Россия (по оценке на 2008г.) сохраняет средний уровень импортного тарифа в 15% (вдвое меньше, чем в Китае) и практически не использует средства нетарифной защиты национального товаропроизводителя в условиях, когда доля импортных товаров на внутреннем рынке в целом превысила 50%, а по отдельным отраслям достигла 90% . Такая тенденция консервирует динамику все большего отставания России от других стран.
Сторонниками быстрого завершения переговоров о вступлении России в клуб международной торговли наиболее часто выдвигаются аргументы о том, что присоединение к ВТО послужит сильным стимулом притока прямых иностранных инвестиций и расширения присутствия российских производителей на международных рынках. Представляется небезынтересным проанализировать эти два тезиса.
По различным оценкам, доступ прямых иностранных инвестиций в сферу услуг будет определять около 70 % положительного эффекта от присоединения России к ВТО. В тоже время общеизвестно, что приток прямых иностранных инвестиций зависит от общей политико-экономической ситуации в стране, в том числе, и от четкой государственной промышленной, денежно-кредитной и налоговой политики. В этом смысле присоединение к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров.
Маловероятно ожидать от присоединения к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей в современных условиях. Во-первых, уже сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары (60 % всего экспорта в первой половине 2009 г.), которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом.
Анализ этих проблем позволяет сделать вывод о том, что все выгоды и преимущества, получаемые от присоединения страны к ВТО, определяются не членством как таковым, а внутренней политикой страны, направленной на модернизацию экономики, повышение качества жизни и консолидацию общества.
Также при вступлении в систему ВТО Россия получит не только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие обязательства в области импортной политики.
Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость изменения существующей торговой политики, а, следовательно, увеличат необходимость продолжения перестройки российской экономики. России придется пересмотреть таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в ВТО в итоге переговоров об их снижении, привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство. Кроме того, партнеры по переговорам будут добиваться от России максимума уступок. Предстоит жесткий торг на техническом уровне экспертов, которые на переговорах будут представлять важнейшие экономические интересы своих стран.
В действительности необходимые корректировки импортной политики могут также оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политической точки зрения проводить линию, которая заставляла бы предприятия сталкиваться с иностранной конкуренцией, модернизировать и перестраивать производство в направлениях, где они имеют всемирное конкурентное преимущество. Это относится ко всем странам, независимо от экономической системы и процедуры принятия решений. “При разработке торговой политики голоса, выступающие против изменений, чаще звучат громче, нежели голоса поддерживающие изменения, необходимые для развития экономики”. Ведение национальной торговой политики в рамках принципов ВТО помогает правительствам поправлять этот дисбаланс давления с разных сторон, отражающийся на разработке торговой политики, а также вести торговую политику, служащую долгосрочным интересам социального и экономического развития, а не краткосрочным секторальным интересам.
Итак, членство в ВТО - это не просто вступление в клуб избранных, а, скорее, принятие обязательств, построенных на взаимной основе.
Отношение населения к перспективе вступления в ВТО
Таблица 1. Отношение к вступлению в ВТО россиян (в %)
| 2006год | 2009год |
За вступление в ВТО | 60 | 43 |
Против вступления в ВТО | 12 | 24 |
Не определились | 28 | 33 |
Абсолютное большинство респондентов готовы не просто поддержать отечественного производителя за счет ограничения импорта, но и платить за это более высокими ценами и терпеть худшее качество товаров. От 67 до 93 % респондентов, опрошенных по разным отраслям, высказались за барьер импорту.
3.2 Последствия вступления России в ВТО: «за» и «против» .
Существующие мнения по поводу вступления Росси в ВТО далеко не однозначны. Сторонники линии на форсирование членства России в ВТО считают, что такой шаг станет важным стимулом ускорения экономического развития и дальнейшего закрепления реформаторских процессов в стране. Вместе с тем имеется и другая точка зрения, согласно которой России не стоит связывать себе руки в проведении экономической политики какими-либо обязательствами в рамках ВТО, по крайней мере, до выхода на стадию устойчивого роста. Но, выступая за или против вхождения России в ВТО, необходимо иметь ясное представление о том, будет или нет баланс ожидаемых выгод и обязательств от такого членства иметь плюсовое значение.
Членами Всемирной торговой организации являются уже более 150 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
При вступлении России в ВТО начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации (капитализация первых десяти крупнейших корпораций в мире составляет от 200 до 490 млрд. долларов) и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу. Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО. В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор. Как известно уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. А по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов.
Аналогичная ситуация сложится и вокруг других отраслей экономики главным образом из-за снижения экспортных пошлин, отрывающих широкую дорогу импортным товарам на отечественный рынок. Страны ВТО настаивают на снижении размера импортной пошлины до 11%, тогда как в настоящее время этот тариф составляет около 20%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешенная ставка снизится до 18%, по промышленным товарам - до 7,6%, а в дальнейшем - до уровня 5%. Существенно может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Это будет означать, что с серьезными проблемами выживания столкнутся, например, российские банки и страховые компании. Поскольку открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит российским гражданам и компаниям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами. Поэтому сегодня отечественным предприятиям нужно подготовиться к приходу на рынок нерезидентов чтобы составить достойную конкуренцию международному бизнесу и сохранить контроль над национальной экономикой. Рассмотрим, на что сегодня опирается российский бизнес и что лежит в основе бизнеса иностранных компаний.
К сильным сторонам резидентов относятся:
Административный ресурс. Как известно, чем масштабнее бизнес, тем больше он зависит от этого фактора.
Дешевая рабочая сила. По уровню заработной платы нам уступают лишь Китай и страны третьего мира.
Дешевые энергетические ресурсы. Такого богатого ресурсного наследства не доставалось от предков ни одной стране мира.
Дешевые научные специалисты, доставшиеся нам в наследство от СССР, поскольку в советское время наука развивалась не для, а во имя доказательства превосходства социалистической системы.
Мягкие экологические требования. Для сравнения: в России нет партии "зеленых", а в Германии, например, они составляют 30% в парламенте. Столь значительное представительство экологической партии в парламенте оказывает заметное влияние на законодательство страны. Чтобы наладить в Германии «вредное» производство, нужно построить очень дорогие очистные сооружения и платить высокие налоги.
Преимущества нерезидентов:
Больший управленческий опыт. На Западе предприниматели несколько сотен лет живут в условиях капитализма. Они накапливают опыт, создают на его основе стандарты, а затем разрабатывают с их учетом производственные и управленческие технологии. Этими технологиями пользуются массово - заказывают их внедрение у соответствующих фирм и занимаются своим бизнесом. В России же не сложилась традиция использования готовых управленческих решений, поэтому большинство предприятий строят свои системы управления собственными силами.