Проблемы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;
- произвести анализ проблем вступления России в ВТО;
- исследовать проблему паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО;
- охарактеризовать правовые проблемы присоединения России к ВТО;
- оценить социально-экономические последствия вступления России в ВТО;
- выявить кадровые и информационные проблемы вступления России в ВТО;
- сформулировать преимущества и перспективы России от вступления в ВТО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, цели и принципы ВТО
1.2 История создания ВТО
1.3 Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
2.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО
2.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО
2.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО
2.4 Кадровые и информационные проблемы при вступлении России в ВТО
ГЛАВА 3 Возможные выгоды и проблемы от вступления России в ВТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике.docx

— 107.04 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Правовые проблемы  присоединения России к ВТО 

 

В связи с предстоящим присоединением России к ВТО вопрос приведения Российского  законодательства в соответствие с  нормами и правилами этой организации  является одним из самых актуальных. При этом согласно параграфа 4 статьи XVI Соглашения об учреждении ВТО, корректировки требуют не только федеральное, но и региональные законодательства, иные нормативные акты и административные решения Правительства России и ее субъектов. В первую очередь это касается вопросов государственной поддержки производства и экспорта продукции, которые, согласно требований ВТО, строго регламентированы, ограничены и должны быть транспарентными .

Поэтому, ко времени присоединения  к ВТО, Россией и ее регионами  должны быть пересмотрены действующие  и приняты новые законодательные  акты, регулирующие взаимоотношения  в сферах применения соглашений ВТО. Часть этих актов должна быть изменена или принята вне зависимости  от состояния переговорной позиции  России, в первоочередном порядке.

Другая их часть может быть принята  или изменена только по результатам  переговоров. Это касается законодательства, регулирующего условия доступа  на рынки в сфере услуг и  оказания государственной поддержки  российским товаропроизводителям.

Наибольшее количество проблем  и претензий к российскому  законодательству у членов ВТО возникает  по вопросам таможенного администрирования, стандартизации, сертификации и подтверждения  соответствия, применения санитарных и фитосанитарных мер, валютного  регулирования и контроля, а также защиты прав интеллектуальной собственности.

В этих целях Правительство РФ своим  распоряжением в редакции от 21.06.2002г. № 832-р утвердило «План мероприятий  по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и  правилами ВТО». Во исполнение Плана  в настоящее время приняты  новые федеральные законы, выполняющие  базовые требования ВТО к законодательству РФ. Это:

1.Таможенный Кодекс Российской  Федерации №61-ФЗ от 28.05.03г. (введен  с 01.01.2004);

2.ФЗ    "О специальных, защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" от 08.12.2003 №165-ФЗ;

3.ФЗ    "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 №173-ФЗ;

4.ФЗ    "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 №164-ФЗ;

5.ФЗ    "О техническом регулировании" от 24.12.2002 №184-ФЗ.

На уровне Российской Федерации  по вопросам вступления страны в ВТО  действуют следующие нормативно-правовые акты:

·            Постановление Правительства РФ от 12.01.1996г. №17 «О межведомственной комиссии по вопросам всемирной торговой организации (ВТО)». Данное постановление определяет основные задачи комиссии, к которым относятся разработка мероприятий и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по участию Российской Федерации в работе ВТО, подготовка предложений о внесении необходимых изменений и уточнений в механизм внешнеэкономических связей Российской Федерации и законодательство Российской Федерации с целью обеспечения их соответствия принципам и правилам ВТО, принятие с учетом итогов многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО соответствующих мер по обеспечению национальных интересов Российской Федерации.

·            Постановление Правительства РФ от 19.08.2004г. №419 «Об утверждении положения о комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с организацией Экономического сотрудничества и развития и ее состава».

·            Постановление Правительства РФ от 05.12.2006г. №741 «О внесении изменения в положение о комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с организацией Экономического сотрудничества и развития, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004г. №419».

·            Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2008г. №214-р, в соответствии с которым изменен состав комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с организацией Экономического сотрудничества и развития.

В таблице 2.1 представлены обобщенные данные о принятии и рассмотрении ФЗ РФ, отображающих вступление России в ВТО. 

 

Таблица 2.1

Ход разработки и принятия федеральных законов в областях, имеющих отношение к присоединению России к ВТО 

 

Наименование закона

Состояние и дата принятия

Дата последних изменений

ФЗ РФ «О техническом регулировании».

Принят ГД ФС РФ 15.12.2002

18.07.2009

ФЗ РФ  "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Принят ГД РФ 08.08.01

30.12.2008

«О специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мерах при  импорте товаров

Принят ГД РФ 08.12.2003

 

ФЗ  РФ "О лицензировании отдельных  видов деятельности"

Принят ГД ФС РФ 13.07.2001

30.06.2009

ФЗ РФ «О внесении изменения в статью 20 федерального закона «Об 
иностранных инвестициях в РФ»

Принят ГД РФ 25.06.2002

29.04.2008

ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Принят ГД РФ 10.07.2002

нет

ФЗ РФ «Об электронной цифровой подписи»

Принят ГД РФ 10.01.2002

нет

ФЗ РФ «О специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мерах».

Не принят

-

ФЗ РФ «О лицензировании экспорта и  импорта товаров в Российской Федерации».

Не принят

-

ФЗ РФ «Об электронной торговле».

Не принят

-

ФЗ РФ «Об электронном документе

Не принят

 

 

 

Источник: самостоятельный анализ законодательства

Так, например, обеспечение соответствия нормам и правилам ВТО законодательства в области применения технических  барьеров в торговле (Федеральный  закон “О техническом регулировании” от 30.12.02 №184) должно способствовать повышению  конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешнем  рынке. Основные последствия, которые  в принципе могут возникнуть в  данной области, можно суммировать  следующим образом.

Во-первых,  можно рассчитывать на упрощение процедур, связанных с ввозом и доступом иностранных товаров на рынок. Вместе с тем новое законодательство само по себе не предусматривает какое-либо нарушение баланса в обременительности процедур в пользу иностранных товаров. Предусматривается возможность более жесткого контроля за соблюдением технических требований и более жесткой ответственности за их нарушение.

Во-вторых, применение таких принципов  ВТО, как недискриминация, минимизация  обременительных процедур и расходов, по всей вероятности приведут к снижению административного давления на предпринимателей на внутреннем рынке. А поскольку  объем производства и реализации местных товаров существенно  больше, чем импортных, логично ожидать  некоторого повышения конкурентоспособности  тех российских предприятий, которые  смогут снизить затраты на выполнение обязательных требований.

В-третьих, речь идет о более последовательной унификация технических требований в РФ и международных стандартов, руководств и рекомендаций. Теоретически это должно привести к повышению  качества и конкурентоспособности российских товаров. При этом обязательства по унификации не являются безусловными. Соглашение предусматривает унификацию только тогда, когда это не противоречит национальным целям технического регулирования.

Благодаря тому, что будет существенно  повышена степень транспарентности законодательства и процессов принятия решения, а также обеспечено формальное соответствие законодательства требованиям  и правилам ВТО, создаются благоприятные  условия для профилактики торговых конфликтов, связанных с применением  мер технического регулирования. В  особенности это относиться к  применению ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер.

Благодаря выравниванию условий применения мер административного регулирования  в РФ и конкурирующих странах (т.к. страны-конкуренты РФ на мировом  рынке практически все являются членами ВТО), устраняются возможные  элементы искусственного снижения конкурентоспособности  российских товаров из-за существования  элементов дискриминации и необоснованных ограничений во внутреннем законодательстве.

В целом эффект от упрощения и  гармонизации системы технического регулирования может проявиться в следующем:

-                     упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия, ускорение оборачиваемости средств;

-           повышение конкурентоспособности продукции за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;

-           повышение инвестиционной привлекательности экономики;

-           снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;

-           уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы технического регулирования. 

По словам главы департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Максима Медведкова, в настоящее время российское законодательство приведено в соответствие с нормами Всемирной торговой организации на 99%. Остаются лишь незначительные "недоделки", в частности, пакет  поправок к законам по алкоголю, поправки к закону о таможенном тарифе, касающиеся оценки таможенной стоимости  товаров, поправки к закону о таможенном сборе, изменяющие порядок его взимания, а также поправки к закону об авторском  праве и смежных правах.

Проект закона «О внесении изменений  и дополнений в закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» включает  порядок взимания таможенных пошлин и определения стоимости товара для таможенных целей в соответствие с нормами и правилами ВТО, устанавливается предсказуемый и транспарентный режим в данной области.

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в «Федеральный Закон «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» (№ 5-ФЗ от 8.01.1998г.). Вносит изменения в статьи 3 и 4, в части устранения различий в уровнях лицензионных платежей за импорт и торговлю импортными алкогольными изделиями и за право на внутреннюю торговлю отечественными алкогольными изделиями.

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный  Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (№171-ФЗ от 22.11.1995г.) предусматривает автоматическое лицензирование импорта алкоголя, отменяет квотирование импорта. Направлен на совершенствование законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, приведение его в соответствие с положениями Статей XI, XII,XIX,XX,XXI ГАТТ-1994.

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации «Об авторском  праве и смежных правах» вводит положения о ретроактивной охране, соответствующие требованиям Соглашения ВТО по ТРИПС, увеличивает сроки  защиты авторского права до 70 лет.  

Помимо вышеперечисленных законов  необходимо принять поправки еще  к 30 существующим законам с тем, чтобы  они соответствовали нормам ВТО.

Помимо проблем, возникающих при  вступлении России в ВТО на федеральном  уровне, существует ряд проблем и  для каждого отдельного региона  России. В этой ситуации особенно актуально  обеспечить государственную поддержку  депрессивных регионов такими инструментами, которые «вписываются» в режим  ВТО. Сегодняшняя система федеральных  трансфертов этому не соответствует. Нужно переходить на систему целевой  поддержки проблемных регионов и  обеспечения социальных гарантий, равнодоступных для всех граждан страны независимо от места жительства.

В условиях, когда уровень бюджетной  обеспеченности граждан, живущих в  разных субъектах Федерации, различается  в 4-7 раз, для решения этой задачи необходимо кардинальное изменение системы межбюджетных отношений с переносом ответственности за обеспечение социальных гарантий на федеральный уровень.

Так же существует целый комплекс проблем, связанных с федеративным характером устройства Российской Федерации  и воздействием решений руководства  субъектов федерации в сфере  экономики на обязательства Правительства  Российской Федерации в случае подписания Россией всех соглашений Уругвайского раунда. 

Как отмечает М. Портер «В то время  как базисные факторы становятся все более доступными благодаря  процессам глобализации, конкурентоспособность  передовых отраслей все больше определяется особыми знаниями, навыками и уровнем  инноваций, которые воплощаются  в квалифицированной рабочей  силе и организационных механизмах. Процессы создания квалифицированных  трудовых ресурсов, как и некоторые  важные влияния на темпы инноваций, имеют местное происхождение. Парадоксально, но более открытая глобальная конкуренция  увеличивает важность местной базы».

При вступлении в ВТО (согласно Статье XXIV ГАТТ), страны-члены ВТО с федеративным государственным устройством обязаны  обеспечивать соблюдение правил ВТО  региональными органами власти. Значительная часть соглашений, участие в которых  подразумевается при вступлении в ВТО, охватывает те области формирования внутренней экономической среды  в регионах, которые зачастую не воспринимаются как внешнеторговые:

Информация о работе Проблемы вступления России в ВТО