Проблемы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;
- произвести анализ проблем вступления России в ВТО;
- исследовать проблему паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО;
- охарактеризовать правовые проблемы присоединения России к ВТО;
- оценить социально-экономические последствия вступления России в ВТО;
- выявить кадровые и информационные проблемы вступления России в ВТО;
- сформулировать преимущества и перспективы России от вступления в ВТО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, цели и принципы ВТО
1.2 История создания ВТО
1.3 Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
2.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО
2.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО
2.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО
2.4 Кадровые и информационные проблемы при вступлении России в ВТО
ГЛАВА 3 Возможные выгоды и проблемы от вступления России в ВТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике.docx

— 107.04 Кб (Скачать документ)

-охрана окружающей среды; 

-антимонопольное регулирование; 

-условия регистрации; 

-поддержка местных предприятий; 

-стандарты. 

Процесс вступления России в ВТО  и активизация переговоров по доступу на рынок вызывает необходимость  тщательного анализа соответствия законодательных и нормативных  актов субъектов федерации положениям и нормам ВТО. В настоящее время  такая работа ведётся с большим  или меньшим успехом на федеральном  уровне.

Нормы ВТО учитываются при подготовке проектов новых федеральных законов, определяющих экономическую политику России. Вместе с тем сложный процесс  внесения необходимых изменений  в действующее законодательство практически не начат на региональном уровне. В связи с этим, после  вступления России в ВТО неизбежно  возникнут коллизии между законодательными и административными действиями на уровне регионов России и обязательствами  Российской Федерации, что сделает  Россию в целом крайне уязвимой для  жалоб и протестов партнеров  по ВТО. В данном случае как следствие  произойдет обострение отношений региональных и федеральных органов власти.

Как очевидно из приведенных кратких  данных, принимаются в основном законы федерального уровня, причем множество  из них претерпели изменения в  последние годы, многие находятся  в стадии обсуждения в ГД РФ.  

 

Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что учитывая, что внесение необходимых изменений в региональное законодательство это достаточно сложный процесс, требующий большого объема работы, а также информационного обеспечения органов исполнительной власти регионов, необходимо более глубокое взаимодействие между федеральными и региональными структурами законодательной и исполнительной власти.

Важно отметить то, что потребуется  не просто привести региональное законодательство в соответствие, но и сориентировать органы исполнительной и законодательной  власти по недопущению действий и  принятию актов противоречащих обязательствам России перед ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО

 

 

Анализируя проблемы, связанные  с вступлением России в ВТО  на уровне финансового сектора российской экономики, необходимо затронуть проблемы банковской сферы. Ассоциация российских банков (АРБ) сообщила о том, что ею уже подготовлена программа «банкизации  всей страны» под названием «Национальная  банковская система России 2010-2020».

Российские банкиры опасаются  конкуренции, и в этом их можно  понять. Здесь их корпоративный интерес  может значительно расходиться  с интересами обычных граждан. Последние  очень хорошо знают, чего они хотят  от банков. А именно: надежности, низких ставок по кредитам и приемлемого  процента по вкладам. И еще высокого качества обслуживания.

Открытие филиалов иностранных  банков в России сейчас нецелесообразно, поскольку может сильно повредить  отечественной банковской системе. Н.Н. Ливенцев и Я.Д. Лисоволик считают, что низкий уровень капитализации (обеспеченности активами) крайне опасен для российской банковской системы.

В условиях неразвитости финансового  рынка, а также достаточно радикальных  изменений в макроэкономической ситуации в стране низкий уровень  активов наряду с низкой степенью их диверсификации и ограниченностью  проводимых финансовых операции неизбежно  приводит к кризису неликвидности  в банковской системе. С точки  зрения конкурентоспособности российской банковской системы низкий уровень  капитализации российских банков значительно  ослабляет их стартовую позицию перед началом полномасштабной либерализации банковского сектора.

Как отмечают исследователи, российские банки по уровню капитализации и  технологиям серьезно отстают от Запада.

В то же время иностранные банки  смогут предложить клиенту более  низкие ставки по кредитам. К тому же деятельность филиалов не будет подконтрольна  Центральному банку РФ, что, как считают  российские аналитики, периодически объявляющие  о "чрезмерности" надзора со стороны  Центробанка, также очень опасно.

Во-первых, большие, а главное, дешевые  кредиты - это безусловное благо  для каждого заемщика и для  экономики в целом.

Во-вторых, усиление конкуренции между  иностранными и российскими банками, безусловно, выльется в то, что ряд  отечественных банков ее не выдержит и уйдет с рынка, а в лучшем случае будет куплен иностранными организациями  или российскими крупными банками. 
В связи с этим существует возможность злоупотребления своим положением иностранных компаний в банковской сфере. Имеется в виду возможность создания «фиктивных» иностранных банков, наподобие финансовых «пирамид», как это было в 90-е годы после распада СССР.

Либерализация финансового рынка, безусловно, предусматривает переходный период в течение нескольких лет, и за это время вполне можно  было бы ввести дополнительные нормы  и даже принять новые законы, которые  способны обезопасить потребителя  банковских услуг. Как известно, в  Европе вопрос о создании однородной системы надзора за филиалами  иностранных банков возник еще в 70-е - после банкротства нескольких крупных банков.

И для минимизации подобных рисков был создан международный орган - Базельский комитет. России ничего не мешает поступить аналогично. 
Уже сейчас ситуация на российском рынке банковских услуг позволяет говорить о начале масштабной экспансии со стороны иностранных финансовых институтов. Количество банков со 100-процентным участием нерезидентов достигло 70, увеличившись за счет таких крупных игроков, как Morgan Stanley, Svenska Handelsbanken и Hansabank (данные представлены в Приложении 3).

Доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале, по состоянию на 1 января 2006 года, достигла 11,15% против 6,19% на начало 2005 года, то есть практически удвоилась. Эксперты отмечают, что на рынке слияний и поглощений заметно повысилась активность кредитных  организаций, контролируемых нерезидентами. Покупка российских банков в современных  условиях является наиболее дешевым  способом наращивания розничной  клиентской базы и увеличения регионального  присутствия. В частности, в стратегию  развития розничного бизнеса вписывается  приобретение банком «Сосьете Женераль Восток» банка «Дельтакредит» и  самарского Промэкбанка. Наиболее крупной  сделкой на рынке слияний и  поглощений с участием иностранного капитала стала покупка австрийским  Райффайзенбанком 100-процентного участия  в Импэксбанке (рис.2.3).

Рис.2.3 Динамика доли нерезидентов в  совокупном зарегистрированном уставном капитале банковской системы (%). Источник: Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  [режим доступа] – www.economy.gov.ru 

 

Далее произведем сопоставление отраслевого  анализа плюсов и минусов присоединения  России к ВТО с результатами развития регионов.

Отрасли, ориентированные на экспорт  – металлургия, часть химической промышленности (в том числе производство минеральных удобрений), отрасли  ТЭК – потенциально выигрывают от присоединения России к ВТО. Однако большая группа отраслей пока не готова к открытию рынков, поскольку их продукция неконкурентоспособна по сравнению с ведущими мировыми производителями. К ней чаще всего относят отрасли  машиностроения (прежде всего автомобильную  и авиационную промышленность), легкую и пищевую промышленность, сельское хозяйство (особенно животноводство), многие виды услуг (страховые, банковские, новые сетевые формы торговли).

Специфика России в том, что многие отрасли, попадающие в группу риска  неблагоприятных последствий при  вступлении в ВТО (группа риска), локализованы в небольшом числе регионов, где  они являются важнейшими отраслями  специализации. Особенно велик уровень  локализации автомобильной промышленности – свыше 80% всех российских автомобилей  производится в двух субъектах Российской Федерации. В текстильной промышленности на долю трех субъектов приходится более 65% производства тканей. Подавляющая  часть банковских и страховых  услуг сосредоточена в Москве. Даже в такой территориально деконцентрированной  отрасли, как животноводство, на 10 субъектов  приходится более трети производства мяса в стране.

В результате вступления России в  ВТО в тех регионах и муниципальных  образованиях, где концентрируются  наиболее уязвимые отрасли экономики, вероятное вследствие возросшей  конкуренции сокращение производства может привести к негативным социальным последствиям – росту безработицы, снижению доходов населения, сокращению налоговых поступлений в региональные бюджеты и, соответственно, снижению государственных расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту населения. Подобный сценарий вполне возможен, особенно при слабости защитных мер и отсутствии четкой переговорной позиции.

Повторение системного кризиса  начала 1990-хгг., сопровождавшегося сильнейшим спадом производства, прежде всего  в неконкурентоспособных отраслях обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, при вступлении в ВТО  маловероятно. Но существенные совпадения между перечнями наиболее пострадавших в 2000г. отраслей и отраслей, попадающих в группу риска при вступлении в ВТО, заставляют задуматься об использовании  накопленного опыта при прогнозировании  возможных последствий вступления в ВТО для определения факторов, оказывающих стабилизирующее или дестабилизирующее воздействие на социальные процессы в регионах, и формы адаптации экономики и населения к предполагаемым изменениям.

В отличие от развитых стран, для  России характерна сильнейшая дифференциация регионов по уровню экономического развития, что само по себе является дестабилизирующим  фактором. Правда преобладающая часть  субъектов Российской Федерации  образует плотную группу со средними показателями. Анализ динамики переходного  периода показывает, что низкий уровень  развития экономики региона прямо  влияет на ее устойчивость. Индексы  промышленного производства в регионах-лидерах  и аутсайдеров представлена в  таблице 2.3.  

 

Таблица 2.3

Индекс промышленного  производства в регионах-лидерах  и аутсайдерах в 2008 г. (2000 г. =100)

"Лидеры" –2008

2008 к 2000, %

"Лидеры" – 2007

2007 к 2000, %

Ненецкий АО

377

Ненецкий АО

87

Ленинградская область

198

Респ. Саха (Якутия)

77

Калининградская область

191

Ямало-Ненецкий АО

75

Сахалинская область

184

Респ. Хакасия

70

Белгородская область

164

Вологодская область

68

Московская область 

133

Томская область

68

Ростовская область

123

Респ. Татарстан

66

Респ. Татарстан

123

Липецкая область

64

Оренбургская область

111

Белгородская область

62

Липецкая область

109

Мурманская область

59

Вологодская область

106

Самарская область

58

Тюменская область

103

Ханты-Мансийский АО

58

Ханты-Мансийский АО

102

Красноярский край

58

РФ

82

РФ

48

"Аутсайдеры" -2008

 

"Аутсайдеры" -2007

 

Ивановская область

53

Респ. Чувашия

30

Кировская область

51

Пензенская область

30

Респ. Карачаево-Черкесия

51

г. Москва

29

Псковская область 

50

Респ. Калмыкия

28

Воронежская область

50

Респ. Мордовия

28

Хабаровский край

48

Хабаровский край

28

Камчатская область

46

Брянская область

27

Респ. Северная Осетия

45

Ивановская область

27

Магаданская область

43

Псковская область

27

Курганская область

40

Респ. Адыгея

26

Респ. Алтай

40

Респ. Кабардино-Балкария

26

Амурская область

37

Респ. Алтай

26

Читинская область

36

Респ. Карачаево-Черкесия

23

Еврейская авт.область 

24

Респ. Дагестан

16

Респ. Калмыкия

22

Еврейская авт.область

16


 

 

Источник: Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. ВТО и российские интересы. – М.: Магистр, 2009. – С.145. 

 

Это означает, что при возможных  неблагоприятных изменениях макроэкономической ситуации после вступления в ВТО  именно регионы-аутсайдеры (их около 15, они включают наименее развитые республики и автономные округа, большую часть  регионов юга Сибири и Дальнего Востока) первыми проявят негативную динамику из-за общей недоразвитости и уязвимости их экономики.

Вхождение в ВТО неизбежно активизирует развитие большинства проявлений глобализационного  процесса: рост внешнеторгового оборота, приток иностранных инвестиций и  др.

Для «открытых» регионов, включенных в мировой обмен (преимущественно  экспортно-сырьевых и транзитных, менее  четверти субъектов РФ, треть населения  страны), вступление в ВТО мало что  меняет (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в которых развиты относящиеся  к группе риска банковский и страховой  бизнес).

Наиболее сложно прогнозировать воздействие  на «полуоткрытые» регионы, где наряду с отдельными экспортными производствами сохранились крупные импортозамещающие (в основном, Урал и Поволжье).

К «закрытым» регионам относится почти  треть субъектов Российской Федерации  со специализацией на отраслях импортозамещения (машиностроение, пищевая и легкая промышленность). Несмотря на изменение  экономики ряда областей Центра и  Северо-Запада, Волго-Вятки в сторону  большей открытости (например, в  текстильных отраслях значительное распространение получило производство тканей на давальческом сырье для  последующего экспорта - толлинговых схем, часть машиностроительных предприятий ВПК переориентировалась на экспорт), юг Западной Сибири и особенно слаборазвитые республики и округа без минеральных ресурсов не имеют конкурентных преимуществ и не готовы к контактам с мировыми рынками.

В целом регионы с диверсифицированной  структурой более жизнеспособны, а  наиболее благоприятным является сочетание  нескольких экспортных отраслей или  экспортных с динамично растущими  импортозамещающими. Наименее благоприятна моноотраслевая структура, представленная неконкурентоспособными отраслями  импортозамещения.

В более десяти регионах региональные и местные бюджеты зависят от одного-двух крупнейших налогоплательщиков, но чаще это - металлургические и нефтегазовые предприятия, не относящиеся к отраслям группы риска. Негативно выделяется Самарская область, где АвтоВАЗ (отрасль риска - машиностроение) дает более половины налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и более 80% налоговых доходов муниципального бюджета г.Тольятти. В случае ухудшения экономических условий после вступления в ВТО, налоговые потери бюджетов области и города обернутся резким сокращением социальных расходов.

Информация о работе Проблемы вступления России в ВТО