Проблемы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;
- произвести анализ проблем вступления России в ВТО;
- исследовать проблему паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО;
- охарактеризовать правовые проблемы присоединения России к ВТО;
- оценить социально-экономические последствия вступления России в ВТО;
- выявить кадровые и информационные проблемы вступления России в ВТО;
- сформулировать преимущества и перспективы России от вступления в ВТО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, цели и принципы ВТО
1.2 История создания ВТО
1.3 Порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
2.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО
2.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО
2.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО
2.4 Кадровые и информационные проблемы при вступлении России в ВТО
ГЛАВА 3 Возможные выгоды и проблемы от вступления России в ВТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике.docx

— 107.04 Кб (Скачать документ)

Регионы со специализацией на отраслях группы риска, за исключением Самарской  области, относятся к группам  с низкой или ниже средней покупательной  способностью доходов, для которых  характерна наиболее сильная реакция  на ухудшение экономической ситуации. Для существенных изменений регионального  неравенства нужны очень большие  объемы межбюджетного перераспределения  финансовых ресурсов.

Предыдущий показал, что более  образованное и активное население  быстрее адаптируется к новым  условиям, поэтому можно считать, что регионы с более высоким  качеством населения способны легче  пережить возможные негативные последствия  вступления в ВТО.

Основной формой адаптации для  регионов и городов с низким качеством  населения стала стратегия выживания  с помощью расширения личного подсобного хозяйства, в таких регионах резко увеличилась маргинализация населения и алкоголизм. Среди проблемных по качеству населения регионов значительная их часть имеет также уязвимую структуру экономики с высокой долей машиностроения, пищевой или текстильной промышленности.

Таким образом, фактор низкого качества населения регионов Центра, Урала, Европейского Севера и юга Сибири будет усугублять негативные социальные последствия  при вступлении в ВТО, а в крупногородских  регионах с развитой сетью вузов  они будут смягчаться, благодаря  более высокому качеству населения.

Густая сеть городов и внутриагломерационные  связи повышают возможности трудоустройства. Самыми уязвимыми в переходный период стали монопрофильные города группы риска. Среди регионов с самой  высокой долей таких городов, специализацией в отраслях группы риска  обладают Ивановская область (текстильная  промышленность), Свердловская и Нижегородская  области (машиностроение). В 13 регионах России доля таких городов превышает 60%.

Для оценки социальных последствий  вступления в ВТО была разработана  типология регионов с учетом как  рассмотренных выше факторов, так  и количественных показателей структуры  и специализации экономики, структуры  занятости населения (разная трудоемкость отраслей), состояния рынка труда. Эта типология позволила провести интегральную оценку последствий и  выявить регионы с наиболее негативной реакцией на предполагаемые изменения (см. Приложение 4).

Регионы первого типа отличаются максимальной вероятностью обострения проблем на рынке труда, но при этом имеют  лучшие возможности перетока занятых в другие сектора экономики (за исключением Ульяновской и Владимирской областей). В Ивановской области, выделенной во второй тип, вероятность обострения также максимальна, при этом возможности межсекторального перетока понижены. Среди остальных трех типов регионов вероятность обострения проблем занятости наиболее значительна в третьем, и возможности перераспределения занятости также невелики, за исключением республик Северного Кавказа. Как следствие, наиболее проблемными можно считать регионы первого, второго и третьего типов.

Наиболее проблемными по социальным последствиям вступления в ВТО могут  считаться Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Курганская, Нижегородская, Пензенская, Псковская, Самарская, Ульяновская  области, республики Мордовия, Удмуртия и Чувашия.

Важно отметить, что более половины из 13 потенциально наиболее проблемных регионов расположены в Приволжском  федеральном округе. Это объясняется  концентрацией в округе импортозамещающего машиностроения, наличием достаточно развитой пищевой промышленности, высокой  промышленной и значительной аграрной занятости при слабом развитии малого бизнеса в большинстве проблемных регионов. Центральный округ является вторым по числу регионов с наиболее значительной угрозой негативных последствий, обусловленных теми же причинами.

Выделение территорий максимального  риска не означает, что негативные последствия неизбежны. Проведенный  анализ позволяет вносить необходимые  уточнения в переговорные позиции  и вырабатывать меры, способствующие снижению издержек для проблемных регионов и городов при вступлении России в ВТО.

Необходимо обратить внимание на проблемы реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и ее последствий для населения. С ВТО это связано по нескольким причинам, первая среди которых –  тематика переговоров между делегациями  России и ЕС по поводу внутренних и  внешних цен на энергоносители. Даже если Россия согласится с минимальными изменениями в этой сфере, внутренние цены вырастут в несколько раз. Во-вторых, ВТО – катализатор реформ, способствующих сокращению нерыночного сектора экономики, к которому относится и ЖКХ, и сектор энергоносителей, включая электроэнергию и газ.  

 

Таким образом, можно сделать вывод, что проведение реформы энергетики и ЖКХ необходимо независимо от вступления в ВТО, но социальные последствия ее довольно болезненны. Ликвидация перекрестного субсидирования повлечет за собой рост цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения. Кроме того, в ЖКХ имеет место «эффект отложенной инфляции», обусловленный сдерживанием цен на ЖКУ для населения по сравнению с общим ростом цен в экономике, и его ликвидация также спровоцирует рост цен.

 

 

 

 

2.4 Кадровые и  информационные проблемы при  вступлении России в ВТО 

 

Вступая в ВТО, Россия стоит на пороге судьбоносного для неё решения, либо это приведет к выходу из своего глубокого экономического кризиса, либо, этот шаг может оказаться  неверным, и Россия постепенно окажется в процессе усугубления этого  кризиса. Среди множества негативных последствий, наступающих с момента  вступления России в ВТО, особое место  занимает проблема кадрового характера.

Это обусловлено тем, что специалистов по вопросам деятельности ВТО в России, в настоящее время, катастрофически  мало, особенно среди молодежи, тогда  как потребность в них большая  и в перспективе будет увеличиваться, в частности, в связи с созданием  в будущем национальных информационно-консультационных центров в соответствии с положениями  ряда соглашений ВТО и для работы в ее Секретариате.

Следовательно, необходимо как можно  скорее начать комплексную работу по подготовке таких специалистов, способных  со знанием дела знакомить с правилами  ВТО российских предпринимателей, преподавателей и студентов, экономических и  отраслевых вузов, а также зарубежных представителей с выполнением этих правил в России.

Особого внимания требует подготовка специалистов-международников (на базе высшего образования), для которых  ВТО является или станет основой  их профессиональной деятельности. Поэтому  Министерству экономического развития и торговли и другим федеральным  агентствам, службам и совместно  с Академией внешней торговли следовало бы определить общее количество таких специалистов в краткосрочной  и долгосрочной перспективе; формы и сроки их подготовки, основные направления и содержание их специализации.

Было бы целесообразным отметить важную роль Всероссийской академии внешней  торговли в подготовке высококвалифицированных  кадров в области ВТО. Академия внешней  торговли давно ведет обучение по проблемам ВТО и на первом, и  на втором образовании, предлагая несколько  программ. Есть одно- и двухдневные  семинары, по восемь и шестнадцать  академических часов. Есть программа  в сто академических часов, после  чего участники получают свидетельство  о повышении квалификации государственного образца. А по окончании самой  большой программы в пятьсот  академических часов участники  получают диплом профессиональной переподготовки. И, тем не менее, ВАВТ, МГИМО и еще  ряд вузов, занимающихся подготовкой  по требуемой специальности, совершенно не справляются с таким объемом. В связи с этим целесообразно  было бы объединить усилия ВАВТ и Высшей школы экономики для создания структуры под условным названием  «Информационно-методологический центр  по присоединению России к ВТО», который оказывал бы помощь вузам  и другим заинтересованным структурам по подготовке кадров в области функционирования экономики России в условиях ВТО.

Прорывом и сдвигом с мертвой  точки в проблеме обеспеченности кадрами на пороге вступления в ВТО  явилось то, что в 2006 году ВАВТ уже  объявила об открытии новой эксклюзивной учебной программы подготовки консультантов  по ВТО. По мнению преподавателей ВАВТ, в свете грядущего вступления России в ВТО необходимость в  таких специалистах будет очень  велика: уже сейчас в деловом языке  появилось множество новых терминов, понятий и специализированных выражений, требующих специальных знаний, которых  многим российским управленцам не хватает.

Суть нового образовательного курса  ВАВТ заключается в подготовке специалистов, способных содействовать росту  конкурентоспособности российских предприятий в рамках правил ВТО. Занятия ведутся профессорами академии, консультантами по проблемам функционирования международных организаций. Один из ведущих преподавателей курса –  профессор Ипполит Дюмулен, автор  терминологического справочника "ВТО  от А до Я", в которой подробнейшим образом рассмотрены абсолютно  все термины и понятия, связанные  с ВТО .

Особо следует отметить и недостаток информации относительно вступления России в ВТО для населения страны. Фондом общественное мнение проводился опрос в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. В  нем приняли участие 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

По данным опроса, проведенного Фондом общественное мнение (ФОМ), почти половина россиян (46%) не знают о существовании  Всемирной торговой организации (ВТО), но при этом треть граждан РФ поддерживают идею вступления России в эту организацию (рис.2.4). 

Рис.2.4. Знаете ли вы, что-то слышали  или слышите сейчас впервые о  ВТО? Источник: Официальный сайт Всемирной  торговой организации [режим доступа] -  www.wto.org 

 

По информации, в ходе опроса 46% респондентов заявили, что «впервые слышат» о такой организации, хотя этот показатель и меньше по сравнению  с результатами исследования, проведенного в 2004 году, когда неосведомленных  набралось 55%.

По мнению экспертов ФОМ, это  связано с проведением саммита  «большой восьмерки» в Петербурге, в преддверии которого часто поднималась  тема присоединения России к ВТО.

Уверенно заявили, что знают  о ВТО, 21% опрошенных. Еще 27% признались, что «что-то слышали» о ней. Затруднились с ответом 6% (рис.2.5)

Рис. 2.5. ВТО - это всемирная торговая организация. Знаете ли вы, что-то слышали  или слышите сейчас впервые о  том, что Россия готовится к вступлению во всемирную торговую организацию (ВТО)? Источник: Официальный сайт Всемирной  торговой организации [режим доступа] -  www.wto.org

В то же время тех, кто считает, что  намерение России вступить в ВТО  будет полезно для страны, набралось 29%. Как отмечается в сообщении  ФОМ, два года назад положительную  оценку этому дали 41% участников опроса. О том, что это принесет "больше вреда", заявили 16% (в 2004 году - 15%). При  этом больше половины (55%) опрошенных затруднились ответить на этот вопрос (рис.2.6).

Рис. 2.6 Как вы думаете, в целом  для России вступление в ВТО принесет больше пользы или больше вреда? Источник: Официальный сайт Всемирной  торговой организации [режим доступа] -  www.wto.org 

 

Как видно из полученных данных, помимо кадровых «пробелов», существует и  огромный информационный пробел в проблеме вступления России в ВТО. Данные проблемы необходимо срочно решать, иначе невозможно осуществить задуманное.

Таким образом, можно сделать вывод, что Россия, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО.  Несмотря на то, что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с «мертвой точки», процесс ее превращения в полноправного участника международных экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться России в этом направлении очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти трудности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Возможные выгоды и проблемы от вступления России в ВТО

 

Россия  станет членом ВТО после выборов, в середине 2012 года. В четверг  – 10 ноября 2011 года рабочая группа одобрила протокол о присоединении России. Платой за вступление станет снижение импортных пошлин, сокращение вдвое поддержки сельского хозяйства и либерализация внутренних цен на газ.1

Рабочая группа по присоединению России к  Всемирной торговой организации  одобрила итоговый протокол, определяющий условия членства страны в ВТО. «Это был долгое путешествие, но сегодня  Россия сделала большой шаг на пути к своей цели. Присоединяясь  к ВТО, Россия принимает ряд правил и обязательств, которые являются основной для открытой, транспарентной и недискриминационной глобальной торговой системы», — заявил генеральный  директор ВТО Паскаль Лами.

Полноправным  членом ВТО Россия станет уже после  выборов. «К середине лета 2012 года процесс  присоединения РФ к ВТО завершится», — заявил глава российской делегации Максим Медведков. Последний этап, который зависит от партнеров, — министерская конференция, запланированная на 15—17 декабря в Женеве. В ходе встречи 153 страны — участницы ВТО либо согласятся, либо не согласятся с рекомендациями рабочей группы о присоединении России. По словам Медведкова, сюрпризы «крайне маловероятны»: прецедентов, чтобы министры не утверждали предложения рабочей группы, не было.

После этого  дело за российским парламентом: ратифицировать договор о вступлении в ВТО  он должен до 15 июня 2012 года. Через 30 дней после оповещения ВТО о ратификации Россия станет полноправным членом организации.

Чтобы стать  членом ВТО, Россия согласилась снизить  импортные пошлины на большинство  товаров, это будет происходить  поэтапно в течение восьми лет. «С момента присоединения к ВТО  снизятся только антикризисные пошлины», — сообщил Медведков. Переговоры по тарифам в целом завершились  еще в 2007 году, «но поскольку в  кризис были повышены пошлины на некоторые  товары, то их придется понизить до антикризисного уровня», пояснил глава российской делегации.

Информация о работе Проблемы вступления России в ВТО