Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
1. раскрыть понятия занятость и безработица;
2. проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 4
1.1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ 4
1.2. БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ ТИПЫ И ФОРМЫ 11
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ) 16
2.1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
2.2. БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 21
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 25
3.1. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ 25
3.2. ПУТИ СНИЖЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
1)
Данные за 1992, 1995 гг. приведены по состоянию
на конец октября; 2000 - 2006 гг. - на конец
ноября. 2006 г. - включая данные по Чеченской
Республике.
2) С 2002 г. - включая Чеченскую Республику.
Так, в ноябре 2006 года из 69,2 миллиона занятых россиян 5,0 миллиона человек классифицировались как безработные с применением критериев Международной организации труда (МОТ). По сравнению с ноябрем 2005 года численность занятого населения увеличилась на 0,7 процента, численность безработных сократилась на 8,8 процента.
Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТа , в условиях возможного дефицита рабочей силы по отдельным видам деятельности, уменьшится по сравнению с 2005 годом с 5,6 млн человек до 5,3 млн человек в 2008 году по сравнению с 7,7% в 2005году. В структуре общей безработицы преобладают молодые люди (23%), не имеющие опыта профессиональной работы. Регистрируемая безработица, напротив, будет иметь тенденцию к увеличению: с 1,9 млн человек в 2005 году до 2,2 млн человек в 2008году, что в первую очередь связанно с ростом в 2005 г. величины пособия по безработицы, изменение жилищного законодательства в части предоставления жилищных субсидий безработным гражданам, а также с возрастающей конкуренцией со стороны лиц пенсионного возраста на низкодоходных рабочих местах (см Таблицу 3).
Особенности российской безработицы как социального явления заключаются в следующем6:
- резкий переход к безработице после длительного устойчивого и стабильного гарантированного права на труд и всеобщую занятость, тогда как на Западе безработные – это имманентное, постоянное явление в жизни общества, существующее а течение нескольких сотен лет с начала развития капитализма;
-
быстрое и массовое снижение
социального и
-
безработные в России –
-
резкое массовое снижение
-
российская безработица –
-
безработица в России связанна
с массовым социально-
Надо учесть, что социальные последствия безработицы в России значительно сложнее, долгосрочное, чем в традиционном капиталистическом обществе.
На всех этапах развития человеческого общества всегда, когда были безработные, существовали и материальные средства, и определённые формы оказания помощи безработным. Однако организованные формы заботы о безработных возникли только с появлением массовой безработицы при капитализме.
С возникновением и развитием капитализма безработица постоянно имеет место, постоянно существуют и определённые формы оказания помощи безработным: система самообеспечения, благотворительная система, система взаимопомощи, а также помощь со стороны государства.
В современном обществе существует две системы обеспечения на случай безработицы: обязательная и факультативная. Обязательная система страхования на случай безработицы существует в Австрии, Бельгии, Югославии, Греции, Италии. Факультативная система страхования существует главным образом в развитых странах, где рабочие имеют относительно высокую заработную плату (Дания, Швеция). Однако существуют страны, где отсутствует какая бы то ни было система страхования на случай безработицы (Люксембург), где выплачиваемые безработным пособия субсидирует государство.
Большой
вклад в разработку системы защиты
от безработицы и улучшение
Из других конвенций, принятых МОТ с целью защиты от безработицы, особенно важна конвенция об организации службы по трудоустройству, принятая в 1948 году. По ней каждая страна – член МОТ обязана заботиться о функционировании публичной и бесплатной посредственной службы по трудоустройству. Основной задачей такой службы должна быть максимально эффективная деятельность по трудоустройству, служащая основной частью национальной программы, которая должна обеспечивать и поддерживать полную занятость и способствовать полному использованию средств производства.
В настоящее время каждая страна имеет свою политику занятости. Так в России, первые биржи труда появились в 1919 году, был написан первый КЗоТ, где право на труд сочеталось с правом безработного на получение помощи. Даже временная работа не по специальности не отнимала у человека права пользоваться льготами безработного и права на работу в соответствии с его квалификацией. Первые биржи труда не зависели от государства, а находились в ведении профсоюзов, были самоуправляемыми и принадлежали тем, кто оказался на рынке труда. В управлении биржи большинство составляли рабочие, но и предприниматели тоже участвовали в управлении.
С июля 1991 года обрели силу социальные гарантии безработным предусмотренные Законом «О Занятости Населения РФ». За первый год регистрацию прошли 25 тысяч безработных с правом на пособие. Из них 90% служащие потерявшие работу в результате сокращения штатов, 80% женщин, 15% молодёжь до 30 лет. Средний период безработицы составил 50 дней и постепенно растёт, особенно для тех, чьи шансы на рынке труда невелики в силу рассогласования спроса и предложения.
Говоря об идеологии, положенной в основу российской политики занятости, нужно отметить, что законодательство признаёт безработицу главным образом как право человека подыскивать подходящую работу, а не в закономерном процессе формирования и функционирования развитого рынка труда. Закон действует от трудоустройства: человеку предлагают работу, и если она подходит ему, направляют его туда. Необоснованный с точки зрения администрации службы занятости отказ от предложения приводит к тому, что выплата сокращается. Если подходящей работы пока нет, то законодатель стремиться занять зарегистрированного безработного на временной работе, вводя институт так называемых общественных работ или предлагает переквалификацию с гарантией последующего трудоустройства. И только в крайнем случае, когда все возможности обеспечить занятость исчерпаны безработному назначается пособие7.
При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.
В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.
Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства «реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.
В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.
Вместе
с тем увеличивалась
Неуклонный
рост структурной безработицы
Однако
безработица оказалась тем «
Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.
В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.
Обеспечение
занятости и массовая безработица
находятся под контролем
Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?
Информация о работе Проблемы занятости и безработица в России