Процесс диверсификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание

Основной целью диверсификации, как правило, является обеспечение выживания организации, усиление ее конкурентоспособности и повышение прибыльности. Именно диверсификация, поиск новых направлений эффективной деятельности позволяет компании ускорить свое развитие, получить дополнительные доходы и обрести новые конкурентные преимущества.

Работа состоит из  1 файл

курсавой.docx

— 337.31 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Задача вхождения Казахстана в число  конкурентоспособных государств не может быть решена без кардинальных изменений в структуре экономики  страны. В этой связи  принятая в 2010 году Государственная программа  по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) РК становится основным стратегическим документом  развития  экономики на ближайшие пять лет. 

Основной результат ее реализации будет достигнут при  условии  сбалансированного развития экономики  в целом и,  в первую очередь, ее перерабатывающих отраслей. Для преодоления негативных явлений в экономике и вывода ее на прогрессивный уровень развития нужны новые механизмы регулирования отношений в экономической сфере. Основой такого механизма может служить диверсификация.

Диверсификация является эффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности отрасли. В условиях национальной экономики для  предприятий эффективная диверсификация и реструктуризация являются необходимым условием повышения их конкурентоспособности.

Формирование вертикально-интегрированных  компаний, с одной стороны, явилось  важным моментом, характеризующим степень  рыночных преобразований, но с другой – определило возникновение значительных структурных проблем на предприятиях. К числу таких проблем можно отнести: серьезное технологическое отставание и недостаточные объемы инвестиций в развитий разных секторов.

Диверсификацию можно  определить как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамки основного бизнеса, под  которым понимается производство товаров  и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению  с другими видами выпускаемой  продукции.

В условиях конкуренции любая  компания стремится упрочить свое положение  на рынке и пытается своевременно реагировать на изменение конъюнктуры. При помощи стратегии диверсификации специализированные фирмы превращаются в многоотраслевые комплексы-конгломераты, составные части которых не имеют  между собой функциональных связей.

Основной целью диверсификации, как правило, является обеспечение  выживания организации, усиление ее конкурентоспособности и повышение  прибыльности. Именно диверсификация, поиск новых направлений эффективной  деятельности позволяет компании ускорить свое развитие, получить дополнительные доходы и обрести новые конкурентные преимущества.

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РЫНОЧНАЯ ОСОБЕННОСТЬ      ДИВЕРСИФИКАЦИИ

    1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ЦЕЛИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ

Любая национальная экономика является самодостаточной, если она имеет  в своем составе высокоэффективную, крупную промышленность. Совместно  со средним и малым бизнесом она  позволяет любой стране обеспечить устойчивый во времени рост валового национального продукта и жизненного уровня населения. В условиях рыночной экономики крупные промышленные предприятия развиваются в различных  организационно-правовых формах в соответствии с целями развития своих владельцев.

Диверсификация стала актуальна в связи с увеличением степени экономической свободы предприятий, расширением конкуренции. Выбирать стратегию диверсификации производства стали многие предприятия, функционирующие в различных отраслях, преследующие самые разнообразные цели: от простого желания выжить до получения дополнительной прибыли.

Диверсификация (познелат. diversificatio –  изменения, общее разнообразие, от лат. Diversus – разный и facio – делаю) есть в самом виде расширение номенклатуры, товаров, производимых отдельными предприятиями  и объединениями. Диверсификация связана  с использованием накоплений предприятия  не только на производство основной продукции  или установление контроля над каким-то этапом производства, но и организацию  новых видов производства, проникновенно  в другие отрасли. Таким образом, в отечественной экономической  литературе диверсификация определялась как «проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо  не связаны с основной сферой ее деятельности».

Исходя из вышесказанного видно, что  с экономической точки зрения, диверсификация – это развитие производства или прирост объемов за счет выпуска  дополнительно новой продукции  на новые рынки и поиска более  сильной позиции на нем. Такое  определение почти всегда оправдывает  себя. Однако оно не учитывает другие аспекты диверсификации, которые  имеют место в деятельности современных  предприятий. Среди них – способность  фирмы «упорядочить» свой капитал  и интеллект, по причине конкуренции, а также способность иметь  огромное поле деятельности для управленцев  и достаточно возможностей для дальнейшего  роста.

Связь между финансовым положением корпорации и диверсификацией деятельности является достаточно простой, поскольку  первое определяет направления и  эффективность второго. Так, направления  диверсификации, характерные для  начальных этапов развития, опирались  на объективную основу - альтернативное использование отходов, производственных мощностей, торгово-коммерческой сети и были тесно связаны с финансовыми  возможностями традиционного производства.

Отличие следующих этапов диверсификации состояло в уменьшении роли основного производства, не ограничивалось экспансией в свои или сопряженные  отрасли и сопровождалось полным отрывом финансовых интересов от интересов производства. По мере развития, как корпораций, так и собственно диверсификации, цели извлечения прибыли  достигались путем расширения возможностей миграции ресурсов за пределы отрасли, региона, национальной экономики. Поэтому  два направления в развитии предпринимательской  деятельности нетрудно объяснить эволюцией  процесса от родственной диверсификации к неродственной или "автономной".

Как показал проведенный  анализ, наиболее распространенным типом  организационной структуры при  диверсификации является холдинг. Рассмотрим систему определений, связанных  с холдинговыми структурами.

Классическое определение, данное в малом толковом словаре  иностранных слов: "Холдинговая  компания (компания держатель) - это  компания, которая владеет контрольным  пакетом акций каких-либо других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью". В нем раскрывается суть классического  понимания холдинга (с экономической  точки зрения) - есть акционеры, владеющие  акциями, которые либо сами управляют  холдинговой структурой, либо доверяют управление общим бизнесом управляющей  компании.

Горизонтальные холдинги - объединение однородных бизнесов (энергетические компании, сбытовые, телекоммуникационные и пр). Они представляют собой, по сути, филиальные структуры, которыми управляет головное (материнское) предприятие.

Вертикальные холдинги - объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт). Примеры: объединения, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, металлов, нефтепереработкой.

Смешанные холдинги - наиболее сложный пример. В такой холдинг входят структуры, напрямую не связанные ни торговыми, ни производственными отношениями, как, например, российские банки, инвестирующие средства в какие-то предприятия. Их главная задача - куда-то вложить средства и затем их с выгодой своевременно изъять. По существу, это инвестиционные проекты.

Что касается типов холдингов, то необходимо конкретизировать некоторые  понятия. Классификацию можно несколько  трансформировать:

Диверсифицированные холдинги (смешанные) - объединение несвязанных бизнесов. (Характерный пример - когда банки скупают акции разных предприятий)

Сбытовые холдинги (горизонтальные). В них действительно главное - единая логистика: единая система поставщиков и много сбытовых ячеек. Если ячеек много, то необходим норматив на создание новой сбытовой точки (и автоматизация должна его поддерживать). С точки зрения логистики, специфика холдинга в том, что получатель рассредоточен. Всегда есть остатки на складах сбытовых ячеек и стоит задача их перераспределения. Возможна единая политика в отношении конкретного вида товара (реализуемая в виде скидок, подарков для клиентов и т.д.). В данном случае централизация управления играет важную роль в выработке общей политики ликвидации остатков. Если холдинг желает все правильно консолидировать (в смысле налогов и управленческого учета), то в нем должен быть установлен единый стандарт на документооборот. Это позволит, в частности, вести единое маркетинговое исследование непосредственно в процессе продаж. (Особенно интересные результаты получаются именно тогда, когда сбытовых точек много. Можно выявить зависимость спроса от региона, местоположения, национальную специфику предпочтений) При грамотном использовании этой агрегированной маркетинговой информации удается избежать остатков и неликвидов на складах. Это очень существенно для торговых холдингов. Таким образом, преимущества единой сети поставок и сбыта в том, что появляется возможность, во-первых, закупать товар у поставщиков по более низким ценам (совокупная скидка), во-вторых, вести единую сбытовую и маркетинговую политику и, в-третьих, гибко и оперативно перераспределять остатки на складах, не допуская образования неликвидов (экономия издержек).

Холдинги концернового типа. Они характеризуются объединяющей их цепочкой переделов от сырья до готового товара. В этом случае есть свои особенности:

предприятия передают друг другу свой продукт по себестоимости (нет смысла наживаться друг на друге);

по всей цепочке необходимо обеспечить сквозное управление качеством (вплоть до внедрения ISO 9000);

все предприятия концерна должны быть уравновешены по уровню оснащения  производственных процессов, квалификации персонала и пр.

То есть, одним из наиболее распространенных способов объединения  предприятий в диверсифицированные  корпоративные объединения является организация холдинга. Реализация данной схемы позволяет четко урегулировать  все проблемы в структуре собственности  и системе взаимоотношений в  иерархии корпорации.

Таким образом, наиболее адекватной реакцией на глобализацию экономики  является диверсификация бизнеса и  создание диверсифицированных корпоративных  объединений.

Основной целью диверсификации, как правило, является обеспечение  выживания организации, усиление ее конкурентоспособности и повышение  прибыльности. Любая коммерческая фирма  старается остаться "на плаву" и соответственно ищет, как этого  добиться. Именно диверсификация, поиск  новых направлений эффективной  деятельности позволяет компании ускорить свое развитие, получить дополнительные доходы и обрести новые конкурентные преимущества.

Принято считать, что диверсификация компании - будь то расширение сферы  деятельности путем открытия новых  производств или приобретение холдингом  дочерних структур различных профилей - явление обоюдоострое. И в каждом конкретном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как позитивные, так и негативные последствия.

Диверсификация означает вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она может внести эффективный менеджмент или новый  способ управления деятельностью фирмы. Конечно же, цель диверсификации –  добиться в будущем повышения  показателей экономической эффективности  при полном использовании ресурсов.

Общее определение, данное известным  ученым И. Ансоффом, уделявшим большое  внимание этой проблеме, звучит следующим  образом: «диверсификация – это  термин, применяемый к процессу перераспределения» ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих».

Необходимо данное определение  дополнить двумя уточнениями.

Во-первых, этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым  ранее предприятие не имело никакого отношения, кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также  совершенно новой, и, причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.

Во-вторых, диверсификация связана  с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая  не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения устойчивого  поступательного роста. Если продукты компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной, если они находят разнообразное  применение, то это диверсифицированная  компания.

Таким образом, множество  определений диверсификации могут  быть сгруппированы в пределах двух концепций – «номенклатурной (ассортиментной)»  и «без явных связей», т. е. определений имеющих различный смысл в зависимости от способа интерпретации исследуемого понятия.

Суть стратегии диверсификации производства заключается в обеспечении  стратегической стабильности деятельности компании и уменьшении ее зависимости  от меняющейся конъюнктуры рынка.

В результате диверсификации происходит физическое и организационное  изменение в структуре бизнеса, которое не дает возможности полностью  воспользоваться предыдущим опытом деятельности компании, т. е. происходит формирование нового технологического, информационного уклада производства, появление новых каналов сбыта, изменения касаются, в том числе и структуры персонала.

Можно выделить ряд причин диверсификации:

– увеличение степени риска, связанного с усилением конкуренции на рынке, что сказывается на финансовом положении в течение определенного времени;

– наличие свободных оборотных средств и неполная загрузка производственных мощностей;

– падение рентабельности основного производства;

– стремление к росту масштаба производства (расширение бизнеса, благодаря синергизму с нынешним бизнесом).

Таким образом, основными задачами диверсификации являются следующие:

– сделать компанию растущей, т. е. улучшить модель роста компании;

– укрепить стабильность компании, несмотря на наличие случайностей, имеющих неблагоприятные для компании последствия (снижение рисков за счет перераспределения капитала в многопрофильной деятельности).

В основе диверсификации, прежде всего, лежат экономические выгоды для  предприятий, проявляющиеся, в частности, в ослаблении воздействия кризисных  факторов, таких как усиление конкуренции, глобализация экономики, падение рентабельности основного вида бизнеса и т. д. и смягчении их последствий. Преимущества диверсифицированного производства дают возможность фирме достигать цели, недоступные фирмам, выпускающим однородную продукцию.

Информация о работе Процесс диверсификации