Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:32, курсовая работа
Основной целью диверсификации, как правило, является обеспечение выживания организации, усиление ее конкурентоспособности и повышение прибыльности. Именно диверсификация, поиск новых направлений эффективной деятельности позволяет компании ускорить свое развитие, получить дополнительные доходы и обрести новые конкурентные преимущества.
Необходимость участия в диверсификации у конкретного предприятия возникает только тогда, когда на пути дальнейшего развития освоенной отрасли выстраивается барьер.
Такое препятствие может возникнуть перед быстро развивающейся компанией, которая функционирует в медленно развивающейся отрасли, то есть возникает антагонизм между темпами развития конкретного субъекта хозяйствования и отраслевой совокупностью. Предприятие, имеющее сильную конкурентную позицию, постоянно вступает в противоречие с медленно развивающимся отраслевым сегментом рынка. В данной ситуации рациональным будет решение об изъятии средств из освоенного бизнеса для финансирования диверсификационных мероприятий.
Принятие решения о диверсификации одновременно требует определения ее типа, масштаба и финансовых ресурсов, необходимых для ее осуществления. Компания начинает разрабатывать сценарий дальнейших мероприятий: внедряться в близкий или совершенно отдаленный вид бизнеса, использовать для этого ограниченный объем денежных средств (допустим, менее 10% прибыли) или инвестировать большие ресурсы (свыше 50% прибыли), вести экспансию в единичный или несколько крупных видов бизнеса, проникать во множество малых форм предпринимательской деятельности.
Существенное значение для принятия окончательного решения о продвижении компании в новые сферы деятельности имеет предварительная экспертиза намечаемых мероприятий. В частности, производится оценка доходности инвестиций в тех отраслях, в которые предполагается диверсификация. Особое внимание уделяется долгосрочности получения прибыли. Кроме того, анализируются конкурентные условия и окружающая среда бизнеса. Практический опыт показывает, что высокие темпы роста и привлекательность готовой продукции для потребителей однозначно не являются главными стимулами к диверсификации. Скорее всего, именно высокая доходность и возможность длительный срок получать весомую прибыль на вложенный капитал играют более существенную роль в положительном решении о диверсификации.
Обязательно следует проанализировать, получит ли диверсифицированный бизнес дополнительное конкурентное преимущество. Это также послужит повышению прибыльности совокупного бизнеса. Закономерным шагом является и оценка методов управления и способов принятия руководящих решений в новых видах бизнеса. Результаты этих управленческих моментов должны также способствовать росту прибыльности.
Итак, решение о диверсификации принято и для этого найдены соответствующие финансовые ресурсы.
Рассмотрим путь, по которому предстоит идти субъекту хозяйствования в ходе диверсификации. Одно из направлений, которое выбирает предприятие, - внедрение в один или несколько новых видов деятельности. Это осуществляется путем приобретения действующего предприятия, организации новой компании или создания совместного предприятия. Каждый из них имеет определенные преимущества, но и содержит вероятность риска негативных последствий.
В первую очередь нас интересует
финансовый аспект указанных решений.
Покупка функционирующего предприятия,
по мнению специалистов, представляет
собой самую распространенную форму
проникновения в новый бизнес.
Среди ее преимуществ следует
отметить: получение готовых технологий
производства, наличие функциональных
связей с поставщиками сырья и
материалов, отсутствие необходимости
широкой рекламы, существующая известность
готовой продукции на рынке, налаженные
каналы сбыта и квалифицированный
персонал. Объединяет все эти позиции
финансовая компонента. Диверсифицирующейся
компании требуется не такая значительная
сумма средств по сравнению с
тем, если бы эти мероприятия
Компания, внедряющаяся в
новый бизнес путем покупки действующего
предприятия, решает довольно сложную
задачу, экономическое содержание которой
состоит в том, чтобы произвести
выбор: приобретение финансово устойчивого
и успешно действующего предприятия
или покупка предприятия, имеющего
низкие финансовые показатели. Компания,
расширяющая сферу своей
Вхождение в новые виды
бизнеса может осуществляться при
создании нового предприятия. Диверсифицирующейся
компании требуется затратить
Рациональным решение
о создании новой хозяйственной
структуры будет при наличии
нескольких условий. К примеру, когда
для налаживания деятельности нового
предприятия у
Значимым является и то,
что в этом секторе рынка еще
не функционируют крупные
Вступление в новую сферу деятельности для развивающейся компании возможно с помощью создания совместного предприятия. Оценим преимущества и недостатки данного пути диверсификации.
К положительным моментам
принятия решения о создании совместного
нового бизнеса относится снижение
риска для диверсифицирующейся
компании, а точнее - распределение
риска между участниками
В ходе диверсификации предусматриваются два пути: внедрение в технологически близкий бизнес и вступление в кардинально отличный бизнес. В теоретическом аспекте направление, близкое по технологическому циклу, трактуется как родственный бизнес или деятельность с определенным действующему бизнесу стратегическим соответствием.
Диверсификация родственного плана возможна при технологической совместимости функционирующего и нового бизнеса. При этом используется материальная база, технологии, опыт и квалификация действующего и присоединяемого (вновь создаваемого) субъекта. Важным финансовым моментом родственной диверсификации выступает значительная экономия затрат на производство продукции.
В ходе внедрения в технологически близкий бизнес диверсифицированная компания использует общую технологическую базу, квалификацию и опыт работающих, каналы снабжения сырьем, опыт управления производством, системы сбыта, рекламу и торговую марку, продвинутый и хорошо знакомый потребителям брэнд и др. То есть, развивающаяся компания получает мощный потенциал в виде конкурентного преимущества в определенном секторе рынка.
Практический опыт деятельности диверсифицированных компаний демонстрирует несколько видов таких точек соприкосновения. Среди них - аналогичные сектора рынка по потребителям. Допустим, стратегически соответствующие виды бизнеса создают готовую продукцию, которую покупают одни и те же группы потребителей. При этом используются одни каналы оптового сбыта и розничной реализации, взаимная реклама, логистические операции по доставке, маркетинговые услуги, сервисное обслуживание и т.д. Кроме того, заслужившее признание торговое имя базового бизнеса способствует продвижению на рынок продукции нового бизнеса. Этим достигается существенная экономия издержек.
Следующей точкой соприкосновения
является соответствие производственных
циклов. Базовый и новый бизнес
совместно осуществляют эксплуатацию
производственных площадей, оборудования,
технологий, материалов и полуфабрикатов,
рецептур и др. Сопоставимость производственной
деятельности также способствует снижению
издержек - прежде всего, за счет преобразования
небольших производств в
Соприкосновение близких
видов бизнеса в
Итак, что получает компания
в результате внедрения в технологически
близкий бизнес? В первую очередь
- существенное конкурентное преимущество
перед партнерами на рынке, затем - значительную
экономию затрат и повышение прибыльности.
Необходимо рационально воспользоваться
этими достижениями проникновения
в родственные сферы
Важность определения цели диверсификации заключается в том, что она является основой управления этим процессом и помогает фирмео пределить главный способ повышения эффективности организации. Процесс целепологания в каждой отрасли и на каждом предприятии происходит в некоторых фиксированных условиях, которые могут существенно различаться.
Имеется мало оснований утверждать
о наличии систематической
Условием повышения