Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:38, реферат
В рыночной экономике некоторые объекты государственной собственности по мере того, как они начинают представлять интерес для частных индивидуальных или ассоциированных собственников капитала, приватизируются. Приватизация это переход объектов из государственной собственности в частную.
Введение ----------------------------------------------------------------------------------- 3
Часть 1. Приватизация и ее место в системе государственного регулирования экономики:
1.1. Функции приватизации -------------------------------------------------------- 6
1.2 . Принципы приватизации в зрелой рыночной экономике и в переходный период ---------------------------------------------------------------------------------- 10
1.3 Проблематика приватизации в переходный период ------------------- 12
Часть 2. Практика и результаты российской приватизации :
2.1. Предпосылки и идеология приватизации в России ---------------------- 14
2.2. Этапы и механизмы российской приватизации ------------------------ 18
2.3. Выполнение целей приватизации в России ------------------------------ 24
Заключение ------------------------------------------------------------------------------ 26
Список литературы ------------------------------------------------------------------- 28
1.1.
Функции приватизации
I. Общие (типовые)
функции. Посредством приватизации государственной
собственности решается множество задач:
повышение рентабельности предприятий,
сокращение правительственных расходов,
увеличение поступлений в бюджет, ликвидация
или уменьшение внутренней и внешней задолженности,
борьба с монополизмом, расширение рынка
капиталов, увеличение инвестиционного
спроса населения, привлечение работников
к участию в капитале компании, ослабление
профсоюзного движения, создание широкой
социальной базы мелких собственников
в политических целях и многое другое.
Для стран, переходящих
от командноадминистративной системы
к рыночной, немаловажным является
также развитие многоукладности экономики
и становление института частной собственности.
Приватизация в постсоциалистических
странах рассматривается как инструмент
коренного изменения отношений собственности
и создания социальной базы нового общественного
строя широкого среднего класса. В
общем же виде к целям приватизации предприятий
относятся повышение эффективности отдельных
предприятий и экономики в целом, решение
финансовых проблем правительства, а также
ослабление монопольного положения государственного
сектора.
Ниже рассмотрим
последовательно основные функции
приватизации, начав с укрепления
социальноэкономической системы, основывающейся
на частной собственности.
II. Функция укрепления
общественного строя. Государственный
сектор, однажды возникнув, превращается
в составную часть народного хозяйства.
Он может увеличиваться во время войн,
кризисов, необходимости создания объектов
инфраструктуры или экспериментальных
производств. Его доля может сокращаться
в экономике и без приватизации за счет
более быстрого развития частного сектора.
Размеры госсектора и его роль в национальной
экономике это количественный, но и социальноэкономический
показатель, так как устойчивость общественного
строя наряду с прочим зависит от степени
господства определяющих экономических
отношений собственности и предпринимательства
в народнохозяйственном комплексе в целом.
Разрастание государственного сектора
сужает поле деятельности частного предпринимательства
и создает угрозу существующему строю.
Приватизация
чрезмерно разросшегося государственного
сектора соответствует интересам укрепления
социальноэкономического строя в той
мере, в которой этот сектор не являются
необходимым для сохранения этого строя
элементом. Таким образом, вопрос о приватизации
конкретных объектов госсектора встает
тогда, когда частный национальный капитал
может существовать без соответствующего
государственного объекта или когда жизненно
важный для народного хозяйства объект
стал настолько рентабельным и конкурентоспособным,
что не нуждается в государственных капиталовложениях,
дотациях и льготах.
Отметим, что
время приватизации годы благополучного
хозяйственного развития, отсутствия
военнополитических потрясений, глубоких
кризисов, обновления основного капитала
в общехозяйственных масштабах,
а время роста государственного сектора
за счет нового строительства или национализации
предприятий и отраслей частных владельцев
годы подготовки к войне, войны, послевоенной
разрухи, кризиса экономического или вызванного
внешними обстоятельствами, например
потерей колоний, резким снижением национальной
конкурентоспособности. Разумеется, эти
суждения относятся к обществу, существующему
в рамках одного и того же социальноэкономического
строя.
III. Социальнополитическая
функция. Эта функция приватизации в условиях
стабильной рыночной экономики содействует
расширению социальной базы общественной
системы и государственной политики, особенно
среди социальных групп, непосредственно
заинтересованных в приватизации. Расширение
социальнополитической базы проявляется
в поддержке правительственного курса
во время выборов, референдумов, а также
в средствах массовой информации, общественных
движениях, в виде материальной поддержки
предвыборной кампании соответствующих
партий.
Каждый строй
или его модификация
Приватизация
государственной собственности
дает правительству уникальную возможность
выступить благодетелем собственного
населения, надолго стабилизировать
социальноэкономическую обстановку в
стране, обеспечить себе массовую поддержку
избирателей.
IV. Глобальные
народнохозяйственные функции. К ним можно
отнести следующее:
1. Привлечение
капитала внутри страны.
Для многих развитых
стран мира характерен избыток капитала,
который имеет относительный характер
и определяется соотношением рентабельности
вложений капитала внутри страны и за
рубежом. Приватизация эффективных или
перспективных объектов на время расширяет
сферу приложения частного национального
капитала внутри страны, вызывает затраты
на реструктуризацию приватизированных
компаний и их модернизацию, способствует
оживлению конъюнктуры в стране, росту
спроса и занятости. Часть избыточного
частного капитала, которая в других условиях
была бы вывезена за границу, остается
в стране, частично поступает в доход государства
в виде платы за приватизированные объекты,
а частично включается в хозяйственный
оборот.
2. Повышение
экономической эффективности
Наиболее часто
встречающейся причиной, побуждающей
правительства различных стран
к приватизации предприятий, является
низкая эффективность последних. Многие
другие причины, как правило, являются
либо производными, либо дополняющими
ее. Так, вследствие неэффективности государственных
предприятий в отдельных странах нередко
увеличиваются бюджетные расходы, изза
правительственной протекции государственных
предприятий на рынке обостряется проблема
монополизма, что опятьтаки негативно
сказывается на эффективности производства,
а по причине чрезмерной регламентации
увеличивается техническое отставание
объектов госсектора от мирового уровня.
3. Совершенствование
народнохозяйственной
В случае, если средства,
выручаемые от приватизации, не идут на
покрытие бюджетного дефицита или выплату
долгов, а расходуются на финансирование
долгосрочных инвестиционных программ,
в стране может быть достигнут заметный
эффект прогрессивной реструктуризации.
В экономике всегда есть узкие места, глобальные
и частные проблемы, для решения которых
у частного капитала мотивации недостаточно.
Продажа объектов государственной собственности
и санирование за счет вырученных денег
других отраслей, регионов, финансирование
инфраструктуры, научных исследований
могут улучшить отраслевую и региональную
структуры в целом, повысить конкурентоспособность
национальной экономики. Нужно отметить,
что в процессе приватизации государственная
собственность может оставаться неизменной,
если вырученные средства вместе с внутренним
накоплением используются на новые капиталовложения,
или уменьшиться, если средства от приватизации
используются на другие нужды.
V. Функция пополнения
бюджета и обслуживания государственного
долга. В период перехода от одной общественноэкономической
системы к другой резко возрастает нагрузка
на государственный бюджет. Государству
приходится в значительной степени административными
мерами создавать хозяйственную систему,
адекватную новой идеологической и административнополитической
надстройке, а это требует дополнительных
расходов. В этих условиях одним из источников
относительно безболезненного пополнения
бюджета, как правило, недостаточного
для покрытия бюджетного дефицита, являются
средства от приватизации государственной
собственности. Роль этих средств зависит
от многих факторов: размера дефицита,
продолжительности бюджетного кризиса,
организованности и эффективности продажи
государственной собственности, платежеспособного
спроса и заинтересованности потенциальных
покупателей.
Наряду с дополнительными
поступлениями средств фискальная функция
приватизации способствует оздоровлению
бюджета за счет сокращения расходов на
содержание государственного сектора
в результате продажи нерентабельных
объектов.
Обслуживание
государственного долга является одной
из возможных функций приватизации. Это
непроизводительное расходование средств,
но необходимое, так же как использование
их на покрытие дефицита государственного
бюджета.
Резюмируя изложенное
в настоящем параграфе, нужно
отметить, что рассмотренные функции
приватизации имеют различную, часто взаимоисключающую
направленность. Средства от приватизации
могут быть использованы для финансирования
структурных изменений в народном хозяйстве
или на «латание дыр» в бюджете; государственные
объекты целиком или в виде акций могут
перейти в собственность национальных
средних слоев населения или быть переданы
иностранцам в уплату долгов. Одновременно
эти действия невыполнимы. Многообразные
функции приватизации свидетельствуют
о широких возможностях применения ее
в качестве средства государственного
регулирования экономики в условиях стабильно
существующего строя и, особенно, в переходный
период.
1.2.
Принципы приватизации
в зрелой рыночной
экономике и в
переходный период
Можно сформулировать
ряд принципов приватизации, основанных
на приватизационном опыте как в развитых
странах с рыночной экономикой, так и в
бывших социалистических государствах.
1. Приватизация
не является догмой, и в соответствии
со своим предназначением
2. Как правило,
приватизации должна
3. Приватизация
должна проводиться постепенно,
после серьезной
4. На первом этапе
приватизации необходимо сохранение прежнего
объема и номенклатуры производства. Изменение
их в случае необходимости должно носить
постепенный и плавный характер, чтобы
не привести к нарушению сложившихся в
стране разделения труда, отношений специализации
и кооперирования, объема и структуры
экспорта.
5. Обязательным
условием приватизации
6. При приобретении
в собственность или
7. В ряде случаев
приватизацию целесообразно
8. Приватизация
не должна носить формальный,
закрытый и не добросовестный
характер перехода
9. Приватизация
должна проводиться с учетом соображений
национальной экономической безопасности.
Некоторые объекты могут продаваться
физическим или юридическим лицам страны
без права их переуступки иностранцам
и иностранным компаниям.
Приватизации
в зрелой рыночной экономике. Процессы
приватизации и национализации в недалеком
прошлом проистекали в зависимости от
кризисов и войн, необходимости развития
нерентабельных научных направлений,
производств, развития отсталых районов
и превращения отдельных предприятий
в рентабельные и конкурентоспособные.
В странах с развитой экономикой граница
между увеличением госсектора и приватизацией
подвижна, она зависит от состояния экономического
цикла, рентабельности государственных
объектов и вызванной этими обстоятельствами
заинтересованности частного капитала
в приобретении конкретных объектов или
передаче их государству. В устойчивой
рыночной экономике приватизация государственной
собственности, как и выкуп отдельных
объектов и отраслей, государственное
капитальное строительство, является
средством государственного регулирования
экономики, служащим генеральной цели
укреплению экономики государства.
Информация о работе Процессы и проблемы разгосударствления и приватизации в России