Прогноз развития пенсионной
системы России на период до 2030 г.
Вопрос о механизмах функционирования
пенсионной системы остается одним из
наиболее острых в рамках дискуссии о
перспективах российской экономики. Острая
социальная направленность делает дискуссию
скорее общественно-политической, экономические
аргументы порой «тонут» в вихре политических
лозунгов и популистских заявлений.
Исходные позиции
В экономическом плане основная дискуссия
разворачивается вокруг двух ключевых
вопросов: необходимости увеличения пенсионного
возраста и целесообразности сохранения
накопительной части пенсионных отчислений.
При этом предъявляемые аргументы в основном
базируются на расчетах, связывающих текущую
демографическую ситуацию в стране с будущими
размерами пенсий. Однако демографическая
ситуация обладает значительной инерцией,
поэтому поступления в пенсионную систему
(особенно в долгосрочной перспективе)
в большей степени зависят от развития
экономики, ее возможностей. Более высокие
темпы роста экономики, по-видимому, обеспечивают
более высокие уровни оплаты труда и соответствующие
уровни пенсионных отчислений. В связи
с этим, по нашему мнению, следует сосредоточиться
на определении роли и места пенсионной
системы в общей стратегии долгосрочного
развития страны и на этой основе сформулировать
ключевые требования к ней в настоящем
и будущем.
При анализе перспектив развития нашей
пенсионной системы часто обращаются
к опыту стран, обладающих сходными с российской
системами социального обеспечения (прежде
всего, Западной Европы). Однако часто
забывают о том, что проблемы с обеспечением
социальных обязательств в странах Европейского
союза возникли на фоне очень высокого
уровня социального обеспечения и замедления
темпов экономического роста.
По уровню пенсионного обеспечения населения
Россия значительно
уступает большинству
стран Европейского союза, при этом
разрывы в уровне пенсий по старости
больше, чем в душевых доходах.
Так, если показатель ВВП на душу населения
в России, рассчитанный на основании
паритета покупательной способности, составляет примерно 50%
от уровня Германии, то среднемесячная
пенсия по старости – лишь 30% (табл. 1).
Таблица 1. Показатели пенсионного обеспечения
в 2009 г.
Показатель |
Россия |
Германия |
Франция |
Латвия |
|
|
|
|
|
|
|
Выплаты пенсий по
старости, % к ВВП |
5,5 |
8,7 |
10,9 |
5,1 |
|
|
ВВП на душу населения,
тыс. дол.США по ППС |
|
|
|
|
|
19,1 |
36,0 |
33,4 |
14,7 |
|
Официальный возраст
выхода на пенсию по старости
для мужчин/женщин,лет |
|
|
|
|
|
60/55 |
65/65 |
60/60 |
62/62 |
|
|
Численность населения в возрасте старше
трудоспособного на тысячу человек в трудоспособном
возрасте |
|
|
|
|
|
350,8 |
313,8 |
381,6 |
306,1 |
|
Средняя месячная пенсия по старости,
тыс. дол. США |
|
|
|
|
|
0,4 |
1,3 |
1,4 |
0,3 |
|
|
Коэффициент замещения
(отношение средней пенсии по старости
к средней
начисленной заработной плате),% |
|
|
|
|
|
30,3 |
45,0 |
45,7 |
24,5 |
|
|
Конечно, ухудшение демографической
ситуации будет негативно сказываться
на пенсионной системе. Более того, этот
фактор станет одним из основных при реформировании
пенсионной системы в ближайшие годы.
В то же время понятно, что без роста реальных
размеров пенсий будет очень трудно преодолеть
существующие разрывы в уровне доходов
между различными группами населения.
- Кроме того, пенсии – это фактор спроса,
в значительной степени ориентированный
на отечественного производителя, причем
в депрессивных регионах и в сельской
местности – весьма значимый. Обеспечение
- относительно высокого уровня жизни
пенсионеров является не только социальной
задачей. При определенных условиях пенсионные
выплаты и сбережения пенсионеров могут способствовать
повышению жизненных стандартов целых
регионов.
- то же время принятие взвешенных решений
в области пенсионного обеспечения –
это вопрос не только благосостояния граждан,
но и налоговой политики, влияющий на перераспределение ресурсов в экономике, финансовое
состояние предприятий, уровни инвестиций
и производства.
- Реализация таких механизмов способна
как увеличить доходы будущих пенсионеров,
так и способствовать росту инвестиционной
активности.
- Роль пенсионной системы в стратегии
экономического развития страны в долгосрочной
перспективе должна быть четко определена
и формализована через конкретные мероприятия
в области экономической политики. Разработке
таких мероприятий должны предшествовать
их согласование с общей экономической
стратегией государства, а также оценка
возможных макроэкономических последствий
от их внедрения. Такая работа невозможна
без соответствующих расчетов.
- Параметры развития пенсионной системы
не могут рассматриваться в отрыве от ключевых индикаторов социально-экономического
развития. При этом учет всего многообразия
связей между экономикой и пенсионной
системой возможен только в рамках модели,
которая учитывает ключевые прямые и обратные
связи между экономикой и пенсионной системой. То есть не только экономика
должна оказывать воздействие на параметры
пенсионной системы, но и пенсионная система
через инвестиции, налоги, доходы пенсионеров
влияет на развитие экономики.
- Еще одно важное требование к инструментарию
– наличие структурной компоненты прогноза. Его важность
для формирования параметров пенсионной
системы демонстрирует таблица средних
ставок (отношение начисленного налога
к налоговой базе) по страховым взносам
и единому
- социальному налогу (ЕСН) для некоторых
видов экономической деятельности (табл. 2). Сложившаяся
в России система страховых платежей отличается
значительной дифференциацией пенсионной
нагрузки по отраслям вследствие их неоднородности
по уровню экономической эффективности
и заработной платы. Игнорирование этого фактора, особенно при расчетах
на долговременную перспективу (где трансформации
в структуре экономики могут быть весьма
существенными), может значительно ухудшить
качество и интерпретацию итоговых результатов
- прогноза.
- Таким образом, для формирования сбалансированного прогноза развития
пенсионной системы необходим инструментарий,
описывающий ключевые взаимодействия
в экономике, как на макроэкономическом, так
- отраслевом уровне. Естественным инструментом,
позволяющим производить расчеты различного
уровня агрегации, является межотраслевой
баланс (МОБ) производства и распределения
продукции в системе национальных счетов
(СНС), увязывающий основные счета СНС
и отраслевую структуру экономики. Что
делает его незаменимым для оценки влияния
изменения отраслевой структуры на экономическую динамику.
- Кроме того, МОБ позволяет расширять
возможности модели за счет встраивания
различных дополнительных блоков, более
подробно описывающих ключевые аспекты
экономической динамики. В частности,
могут быть выполнены детальные расчеты в области энергетического
баланса, бюджетной и налоговой систем,
занятости, внешней торговли и т.д.
- При разработке модели пенсионной системы
ставилась задача получить прогноз, который
учитывал бы влияние изменений в структуре
производства и образования доходов на формирование
ресурсов пенсионной системы и доходы
пенсионеров. Экзогенными (задаваемыми)
параметрами модели
-
- являются демографические характеристики,
а также рамочные условия функционирования
пенсионной системы (возраст выхода на пенсию, ставки страховых взносов и
т.д.).
- Динамика производства, параметры производительности
труда, инфляция формируют фонд оплаты
труда в экономике, от которого зависят
пенсионные взносы. В модели предусмотрена
возможность задания параметров бюджетного трансферта на покрытие дефицита Пенсионного
фонда. При определенных условиях этот
трансферт (рассчитываемый в процентах
ВВП) может ограничивать рост пенсионных
выплат. Объем рассчитанных пенсий влияет
на показатели спроса домашних хозяйств
и на объемы производства. Таким образом, в модели осуществляется
замыкание контура расчетов, что является
принципиально важным, поскольку в противном
случае модель не будет обладать необходимым
уровнем согласованности результатов,
а отсутствие взаимного влияния показателей друг на друга чрезмерно расширит
диапазон возможного изменения ключевых
показателей прогноза и затруднит расчеты.
- В связи с этим пенсионная система моделируется
при помощи трех взаимосвязанных блоков:
демографического, налогового и пенсионного,
встроенных в межотраслевую макроэкономическую
модель.
- Модель пенсионной системы позволяет
задавать значения демографических показателей
экзогенно. Кроме того, она содержит отдельный
блок, при помощи которого может быть построен
собственный прогноз численности населения.
- В демографическом блоке прогнозируется
численность однолетних половозрастных
групп для России в целом на период 2011-2030
гг. База для прогноза – численность половозрастных
групп в 2010 г. К экзогенным переменным
этого блока относятся:
- возрастные коэффициенты рождаемости,
то есть численность родившихся живыми
на 1000 женщин в возрасте 15, 16… 49 лет за
каждый год прогнозного периода;
- возрастные коэффициенты смертности,
то есть численность умерших на 1000 человек
(отдельно для мужчин и женщин) в возрасте 0, 1,
2… 84, 85 и более лет за каждый год прогнозного
периода;
- численность прибывших и выбывших мигрантов
и их половозрастной состав в каждом году
прогнозного периода.
- Значения перечисленных экзогенных переменных
и численность половозрастных групп в базовом
году позволяют прогнозировать численность
и структуру населения. Для этого используется
метод
- передвижки возрастов.
- Согласно этому методу численность родившихся
в данном году равняется сумме произведений
численности женщин в детородных возрастах и возрастных
коэффициентов рождаемости. Численность
половозрастных групп в данном году определяется
произведением численности половозрастной
группы в предыдущем году на коэффициент
дожития для этой группы, равный единице,
за вычетом возрастного коэффициента
смертности. Затем к рассчитанным таким
образом значениям численности половозрастных
групп прибавляется экзогенно задаваемое
число прибывших данного пола и возраста
и вычитается число выбывших.
- В демографическом блоке прогнозируются также показатели демографической
нагрузки на трудоспособное население
при различных вариантах возраста выхода
на пенсию по старости, естественный и
миграционный прирост населения, суммарный
коэффициент рождаемости, ожидаемая продолжительность
жизни при рождении и достижении заданного
возраста для мужчин и женщин.
- В последние годы система ставок по ЕСН
и страховым взносам в государственные
внебюджетные фонды несколько раз менялась
(табл. 3). Эти изменения, а также рост заработной платы и различия в ее распределении
между работниками влияют на среднюю ставку
и усложняют процесс
- корректного прогнозирования уровня
налоговой нагрузки и величины поступлений
налога и взносов.
- В налоговом блоке рассчитываются средние
ставки по страховым взносам в Пенсионный
фонд – как в целом, так и отдельно по взносам
на
- выплату страховой и формирование накопительной
части трудовой пенсии, а также для отдельных
видов экономической деятельности и децильных
групп работников.
- Экзогенными переменными этого блока
являются:
- число порогов налоговой регрессии;
- величина порогов;
- ставки для зачисления страховых взносов
в Пенсионный фонд для межпороговых интервалов,
причем отдельно на выплату страховой
и формирование накопительной части трудовой
пенсии;
- когорты, участвующие в формировании
пенсионных накоплений (совокупности
мужчин или женщин одного года рождения);
- темп роста средней начисленной заработной платы;
- параметры распределения средней начисленной
заработной платы между децильными группами
работников.
- Средние ставки рассчитываются на основе
данных Росстата о распределении средней
начисленной заработной платы между различными группами работников, при помощи
которых, с учетом заданных темпов роста
средней начисленной заработной платы,
находятся значения средней начисленной
заработной платы децильных групп по месяцам.
Затем рассчитывается накопленная начисленная
заработная плата по месяцам, и, с учетом заданной
системы ставок, определяется величина
средних страховых взносов. Средние ставки
определяются как отношение средних страховых