Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:56, реферат

Описание

В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей. Более высокие темпы роста экономики, по-видимому, обеспечивают более высокие уровни оплаты труда и соответствующие уровни пенсионных отчислений. В связи с этим, по нашему мнению, следует сосред

Работа состоит из  1 файл

Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г.doc

— 489.50 Кб (Скачать документ)

 

Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г.

 

Вопрос о механизмах функционирования пенсионной системы остается одним из наиболее острых в рамках дискуссии о перспективах российской экономики. Острая социальная направленность делает дискуссию скорее общественно-политической, экономические аргументы порой «тонут» в вихре политических лозунгов и популистских заявлений.

 

Исходные позиции

 

В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей. Более высокие темпы роста экономики, по-видимому, обеспечивают более высокие уровни оплаты труда и соответствующие уровни пенсионных отчислений. В связи с этим, по нашему мнению, следует сосредоточиться на определении роли и места пенсионной системы в общей стратегии долгосрочного развития страны и на этой основе сформулировать ключевые требования к ней в настоящем и будущем.

 

При анализе перспектив развития нашей пенсионной системы часто обращаются к опыту стран, обладающих сходными с российской системами социального обеспечения (прежде всего, Западной Европы). Однако часто забывают о том, что проблемы с обеспечением социальных обязательств в странах Европейского союза возникли на фоне очень высокого уровня социального обеспечения и замедления темпов экономического роста.

 

По уровню пенсионного обеспечения населения Россия значительно

 

уступает большинству  стран Европейского союза, при этом разрывы в уровне пенсий по старости больше, чем в душевых доходах. Так, если показатель ВВП на душу населения  в России, рассчитанный на основании  паритета покупательной способности, составляет примерно 50% от уровня Германии, то среднемесячная пенсия по старости – лишь 30% (табл. 1).

 

Таблица 1. Показатели пенсионного обеспечения в 2009 г.

 

Показатель

Россия

Германия

Франция

Латвия

 
           

Выплаты пенсий по

старости, % к ВВП

5,5

8,7

10,9

5,1

 
 

ВВП на душу населения,

тыс. дол.США по ППС

         

19,1

36,0

33,4

14,7

 

Официальный возраст

выхода на пенсию по старости

для мужчин/женщин,лет

         

60/55

65/65

60/60

62/62

 
 

Численность населения в возрасте старше трудоспособного на тысячу человек в трудоспособном

возрасте

         

350,8

313,8

381,6

306,1

 

Средняя месячная пенсия по старости, тыс. дол. США

         

0,4

1,3

1,4

0,3

 
 

Коэффициент замещения

(отношение средней пенсии по старости к средней

начисленной заработной плате),%

         

30,3

45,0

45,7

24,5

 
 

 

Конечно, ухудшение демографической ситуации будет негативно сказываться на пенсионной системе. Более того, этот фактор станет одним из основных при реформировании пенсионной системы в ближайшие годы. В то же время понятно, что без роста реальных размеров пенсий будет очень трудно преодолеть существующие разрывы в уровне доходов между различными группами населения.

 

  • Кроме того, пенсии – это фактор спроса, в значительной степени ориентированный на отечественного производителя, причем в депрессивных регионах и в сельской местности – весьма значимый. Обеспечение
  •  
  • относительно высокого уровня жизни пенсионеров является не только социальной задачей. При определенных условиях пенсионные выплаты и сбережения пенсионеров могут способствовать повышению жизненных стандартов целых регионов.
  • то же время принятие взвешенных решений в области пенсионного обеспечения – это вопрос не только благосостояния граждан, но и налоговой политики, влияющий на перераспределение ресурсов в экономике, финансовое состояние предприятий, уровни инвестиций и производства.
  • Реализация таких механизмов способна как увеличить доходы будущих пенсионеров, так и способствовать росту инвестиционной активности.
          • Инструментарий расчетов
  • Роль пенсионной системы в стратегии экономического развития страны в долгосрочной перспективе должна быть четко определена и формализована через конкретные мероприятия в области экономической политики. Разработке таких мероприятий должны предшествовать их согласование с общей экономической стратегией государства, а также оценка возможных макроэкономических последствий от их внедрения. Такая работа невозможна без соответствующих расчетов.
  • Параметры развития пенсионной системы не могут рассматриваться в отрыве от ключевых индикаторов социально-экономического развития. При этом учет всего многообразия связей между экономикой и пенсионной системой возможен только в рамках модели, которая учитывает ключевые прямые и обратные связи между экономикой и пенсионной системой. То есть не только экономика должна оказывать воздействие на параметры пенсионной системы, но и пенсионная система через инвестиции, налоги, доходы пенсионеров влияет на развитие экономики.
  • Еще одно важное требование к инструментарию – наличие структурной компоненты прогноза. Его важность для формирования параметров пенсионной системы демонстрирует таблица средних ставок (отношение начисленного налога к налоговой базе) по страховым взносам и единому
  •  
  • социальному налогу (ЕСН) для некоторых видов экономической деятельности (табл. 2). Сложившаяся в России система страховых платежей отличается значительной дифференциацией пенсионной нагрузки по отраслям вследствие их неоднородности по уровню экономической эффективности и заработной платы. Игнорирование этого фактора, особенно при расчетах на долговременную перспективу (где трансформации в структуре экономики могут быть весьма существенными), может значительно ухудшить качество и интерпретацию итоговых результатов
  • прогноза.
  • Таким образом, для формирования сбалансированного прогноза развития пенсионной системы необходим инструментарий, описывающий ключевые взаимодействия в экономике, как на макроэкономическом, так
  • отраслевом уровне. Естественным инструментом, позволяющим производить расчеты различного уровня агрегации, является межотраслевой баланс (МОБ) производства и распределения продукции в системе национальных счетов (СНС), увязывающий основные счета СНС и отраслевую структуру экономики. Что делает его незаменимым для оценки влияния изменения отраслевой структуры на экономическую динамику.
  • Кроме того, МОБ позволяет расширять возможности модели за счет встраивания различных дополнительных блоков, более подробно описывающих ключевые аспекты экономической динамики. В частности, могут быть выполнены детальные расчеты в области энергетического баланса, бюджетной и налоговой систем, занятости, внешней торговли и т.д.
  • При разработке модели пенсионной системы ставилась задача получить прогноз, который учитывал бы влияние изменений в структуре производства и образования доходов на формирование ресурсов пенсионной системы и доходы пенсионеров. Экзогенными (задаваемыми) параметрами модели
  •  
  • являются демографические характеристики, а также рамочные условия функционирования пенсионной системы (возраст выхода на пенсию, ставки страховых взносов и т.д.).
  • Динамика производства, параметры производительности труда, инфляция формируют фонд оплаты труда в экономике, от которого зависят пенсионные взносы. В модели предусмотрена возможность задания параметров бюджетного трансферта на покрытие дефицита Пенсионного фонда. При определенных условиях этот трансферт (рассчитываемый в процентах ВВП) может ограничивать рост пенсионных выплат. Объем рассчитанных пенсий влияет на показатели спроса домашних хозяйств и на объемы производства. Таким образом, в модели осуществляется замыкание контура расчетов, что является принципиально важным, поскольку в противном случае модель не будет обладать необходимым уровнем согласованности результатов, а отсутствие взаимного влияния показателей друг на друга чрезмерно расширит диапазон возможного изменения ключевых показателей прогноза и затруднит расчеты.
  • В связи с этим пенсионная система моделируется при помощи трех взаимосвязанных блоков: демографического, налогового и пенсионного, встроенных в межотраслевую макроэкономическую модель.
          • Демографический блок
  • Модель пенсионной системы позволяет задавать значения демографических показателей экзогенно. Кроме того, она содержит отдельный блок, при помощи которого может быть построен собственный прогноз численности населения.
  • В демографическом блоке прогнозируется численность однолетних половозрастных групп для России в целом на период 2011-2030 гг. База для прогноза – численность половозрастных групп в 2010 г. К экзогенным переменным этого блока относятся:
  •  
    1. возрастные коэффициенты рождаемости, то есть численность родившихся живыми на 1000 женщин в возрасте 15, 16… 49 лет за каждый год прогнозного периода;
    1. возрастные коэффициенты смертности, то есть численность умерших на 1000 человек (отдельно для мужчин и женщин) в возрасте 0, 1, 2… 84, 85 и более лет за каждый год прогнозного периода;
    2. численность прибывших и выбывших мигрантов и их половозрастной состав в каждом году прогнозного периода.
  1. Значения перечисленных экзогенных переменных и численность половозрастных групп в базовом году позволяют прогнозировать численность и структуру населения. Для этого используется метод
  1. передвижки возрастов.
  2. Согласно этому методу численность родившихся в данном году равняется сумме произведений численности женщин в детородных возрастах и возрастных коэффициентов рождаемости. Численность половозрастных групп в данном году определяется произведением численности половозрастной группы в предыдущем году на коэффициент дожития для этой группы, равный единице, за вычетом возрастного коэффициента смертности. Затем к рассчитанным таким образом значениям численности половозрастных групп прибавляется экзогенно задаваемое число прибывших данного пола и возраста и вычитается число выбывших.
  3. В демографическом блоке прогнозируются также показатели демографической нагрузки на трудоспособное население при различных вариантах возраста выхода на пенсию по старости, естественный и миграционный прирост населения, суммарный коэффициент рождаемости, ожидаемая продолжительность жизни при рождении и достижении заданного возраста для мужчин и женщин.
          1. Налоговый блок
  1. В последние годы система ставок по ЕСН и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды несколько раз менялась (табл. 3). Эти изменения, а также рост заработной платы и различия в ее распределении между работниками влияют на среднюю ставку и усложняют процесс
  1. корректного прогнозирования уровня налоговой нагрузки и величины поступлений налога и взносов.
  2. В налоговом блоке рассчитываются средние ставки по страховым взносам в Пенсионный фонд – как в целом, так и отдельно по взносам на
  3. выплату страховой и формирование накопительной части трудовой пенсии, а также для отдельных видов экономической деятельности и децильных групп работников.
  4. Экзогенными переменными этого блока являются:
    1. число порогов налоговой регрессии;
    1. величина порогов;
  1. ставки для зачисления страховых взносов в Пенсионный фонд для межпороговых интервалов, причем отдельно на выплату страховой и формирование накопительной части трудовой пенсии;
  1. когорты, участвующие в формировании пенсионных накоплений (совокупности мужчин или женщин одного года рождения);
    1. темп роста средней начисленной заработной платы;
  1. параметры распределения средней начисленной заработной платы между децильными группами работников.
  1. Средние ставки рассчитываются на основе данных Росстата о распределении средней начисленной заработной платы между различными группами работников, при помощи которых, с учетом заданных темпов роста средней начисленной заработной платы, находятся значения средней начисленной заработной платы децильных групп по месяцам. Затем рассчитывается накопленная начисленная заработная плата по месяцам, и, с учетом заданной системы ставок, определяется величина средних страховых взносов. Средние ставки определяются как отношение средних страховых
  2.  

Информация о работе Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г