Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:56, реферат

Описание

В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей. Более высокие темпы роста экономики, по-видимому, обеспечивают более высокие уровни оплаты труда и соответствующие уровни пенсионных отчислений. В связи с этим, по нашему мнению, следует сосред

Работа состоит из  1 файл

Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г.doc

— 489.50 Кб (Скачать документ)
  1. взносов. Средние ставки определяются как отношение средних страховых взносов к средней начисленной заработной плате.
            1. Пенсионный блок
  1. К основным экзогенным переменным пенсионного блока относятся:
  1. 1) основной  возраст  выхода  на  трудовую  пенсию  по  старости  для  мужчин  и женщин;
  2. доли лиц, выходящих на пенсию по старости раньше достижения основного возраста, а также доли получателей трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в численности половозрастных групп;
  3. ожидаемая продолжительность получения пенсии по старости;
  4. 4) режим индексации различных видов пенсии (модель позволяет задавать несколько режимов индексации пенсий: в соответствии с действующим законодательством;     с     задаваемыми     ограничениями     -     коэффициентом     замещения,
  5. величиной   пенсионных   выплат   в   процентах   ВВП   или   дефицитом   бюджета   ПФР   в процентах ВВП; ничем не ограниченное экзогенное задание);
  6. коэффициенты, позволяющие моделировать эффекты валоризации пенсии;
  7. размер добровольных пенсионных накоплений отдельных когорт;
  8. коэффициенты государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений, показывающие, во сколько раз государство увеличивает добровольные пенсионные накопления лиц, участвующих в соответствующей программе;
  9. доходность пенсионных накоплений.
                    1.  
          1. Результаты расчетов
  1. Наличие прогнозно-аналитического инструментария, увязывающего в единый прогнозный комплекс демографический блок, межотраслевую макроэкономическую модель и модель пенсионной системы, позволяет производить широкий спектр сценарных расчетов, отражающих возможное влияние развития экономики на доходы пенсионной системы и уровень жизни пенсионеров.
  1. Рассмотрим несколько сценариев, отражающих наиболее дискуссионные вопросы относительно развития пенсионной системы в средне- и долгосрочной перспективе.
  2. Повышение пенсионного возраста. Для расчетов использовался единый демографический сценарий. Возрастные коэффициенты рождаемости в течение всего прогнозного периода задавались постоянными и соответствовали уровню 2009 г. (таким образом, суммарный коэффициент рождаемости был равен 1,5).
  3. Возрастные коэффициенты смертности задавались с тем расчетом, чтобы в 2030 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении и мужчин и женщин в России примерно соответствовала текущим ее значениям в странах Восточной Европы – Чехии, Словакии, Польше. Предполагалось снижение младенческой смертности и смертности населения в трудоспособном возрасте. Миграционный прирост задавался на уровне последних лет – 200 тыс.чел. в год. Основные параметры демографического сценария приведены в табл. 4.
                    1.  
  1. Таблица 4. Основные результаты демографического сценария в
  1. 2010-2020 гг.
  1. 2010
  1. 2015
  1. 2020
  1. 2025
  1. 2030
               

Численность населения, млн чел.

141,9

141,1

139,9

138,0

136,1

 
               

Ожидаемая

мужчины

62,8*

64,1

66,5

69,4

72,0

 

продолжительность

             
             

жизни при

женщины

74,7*

75,3

76,5

77,7

79,0

 

рождении, лет

             
               

Численность

вариант 60/55

88,4

82,7

77,5

75,1

74,3

 
               

населения в

вариант 65/65 к

           

трудоспособном

88,4

87,2

87,3

85,1

86,9

 

2030 г.

 

возрасте, млн чел.

           
             
               

Демографическая

населением в

           

нагрузка на

возрасте старше

350,8

407,1

474,1

515,7

543,4

 

население в

трудоспособного

           

трудоспособном

             
             

возрасте, промилле

общая

605,9

705,8

804,1

838,7

831,1

 

(вариант 60/55)

             
               
 

населением в

           

вариант 65/65 к

возрасте старше

350,8

334,9

309,8

337,7

319,8

 

2030 г.

трудоспособного

           
               
 

общая

605,9

618,2

603,0

622,7

565,8

 
               

*Данные за 2009 г.

           
         


 

 

Согласно прогнозу, к 2030 г. численность населения России сокращается примерно на 6 млн.чел. - до 136 млн.чел. Численность населения в трудоспособном возрасте (при сохранении текущих границ трудоспособного возраста) к 2020 г. сокращается– на 11 млн. чел., а к 2030 г. – на 14 млн чел. Соответственно значительно возрастает демографическая

нагрузка на трудоспособное население. В то же время ожидаемая продолжительность жизни при рождении по сравнению с 2010 г. увеличивается для мужчин – чуть более чем на 9 лет, а для женщин - на 4 года.

 

В    части    изменения    пенсионного    возраста    были    рассмотрены    два

 

ключевых сценария. При первом (вариант 60/55)

в 2011-2030 гг. пенсионный

возраст   не   меняется.   Второй   (вариант   65/65)

предусматривал   плавное


 

увеличение возраста с 2012 г. выхода на пенсию с одновременным выравниванием пенсионного возраста для мужчин и женщин на уровне 62 года к 2018 г. К 2030 г. возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин увеличивался до 65 лет. Оба сценария предполагают сохранение текущих принципов формирования средств Пенсионного фонда.

 

Заданная динамика увеличения пенсионного возраста, с одной стороны, была связана с общим ростом продолжительности жизни, а с другой – опиралась на практику ряда европейских стран. С точки зрения экономической целесообразности, в условиях относительного ухудшения демографической ситуации и увеличения продолжительности жизни рост пенсионного возраста вполне оправдан, а выравнивание пенсионного возраста между мужчинами и женщинами отражает сложившуюся ситуацию на рынке труда и соответствует общемировым тенденциям. Кроме того, более высокие показатели продолжительности жизни у женщин наряду с более низким возрастом выхода на пенсию создают определенные диспропорции в функционировании пенсионной системы.

 

Противники повышения пенсионного возраста часто ссылаются на то, что большая часть плательщиков взносов на пенсионное страхование не доживет до пенсионного возраста. Однако, как видно из рис. 2,


 

прогнозируемое  снижение  смертности,   даже  при  повышении  пенсионного

возраста  к  2030  г.  до  65  лет,  позволит  доживать  до  пенсии  большей  доле

мужчин, чем сейчас, и примерно такой же доле женщин.

   

1,00

           

0,95

           

0,90

           

0,85

           

0,80

           

0,75

           

0,70

           

0,65

           

0,60

           

0,55

           

0,50

           

20102011

201220132014201520162017

2018

201920202021

20222023202420252026

202720282029

2030

 

мужчин до 60 лет

   

мужчин до 65 лет

   
 

женщин до 55 лет

   

женщин до 65 лет

 

Рис. 2. Вероятности дожития мужчин и женщин до заданного возраста

в 2010-2030 гг.

           

Согласно  нашим  расчетам,  изменение  пенсионного  возраста  позволит

сократить    демографическую    нагрузку    на    трудоспособное    население    со

стороны лиц старше трудоспособного возраста в 2030 г. более чем на 40%.

Пенсионные

накопления

и

ставки

страховых

взносов.

При



моделировании использовалось предположение, что в течение прогнозного периода доходность пенсионных накоплений не будет превышать индекс потребительских цен.

 

С 2022 г. начнется массовая выплата накопительной части трудовой пенсии по старости. В 2022 г. ее получит около 1 млн. чел., в 2030 г. – около 11 млн чел. Средний размер накопительной части пенсии для всех рассмотренных сценариев не превысит 5% среднего размера всей трудовой пенсии по старости. В то же время совокупный объем пенсионных

 

 

накоплений, в зависимости от сценария, в 2030 г. будет составлять 11-13% ВВП.

 

На формирование пенсионных накоплений в 2011-2020 гг. будут направляться средства, в среднем равные 1% ВВП, в 2021-2030 гг. – 1,3% ВВП. Отказ от формирования пенсионных накоплений, таким образом, может сократить нагрузку на работодателей или, если при сохранении ставок все взносы будут расходоваться на выплату страховой части пенсии, сократить дефицит бюджета ПФР. В то же время это может лишить экономику одного из важных источников инвестиций.

Сценарии развития пенсионной системы. При формировании макроэкономического прогноза использовались два основных сценария. Первый из них (базовый) представляет собой умеренно-оптимистический вариант развития экономики России в долгосрочной перспективе. Данный сценарий по заложенным в него предпосылкам согласуется с наиболее актуальной версией долгосрочных проектировок Министерства экономического развития РФ (МЭР РФ) (табл. 6).

 

Таблица 6. Динамика ВВП и основных элементов конечного спроса

 

в 2011-2030 гг.  (базовый вариант)

     
   

2011-

 

2016-

2021-

2026-

 

Показатель

2015

 

2020

2025

2030

             
 

Потребление домашних

хозяйств

8,6

 

6,4

6,5

4,6

 

Государственное

1,9

 

2,5

2,9

2,1

 

потребление

         
 

Инвестиции в основной

10,3

 

4,9

6,7

4,2

 

капитал

         
 

Экспорт

4,4

 

3,9

3,6

3,7

 

Импорт

9,5

 

4,6

4,9

3,8

 

ВВП

6,4

 

5,5

6,0

4,5

Информация о работе Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г