Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:56, реферат
В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей. Более высокие темпы роста экономики, по-видимому, обеспечивают более высокие уровни оплаты труда и соответствующие уровни пенсионных отчислений. В связи с этим, по нашему мнению, следует сосред
|
|
|
|
|
|||
Численность населения, млн чел. |
141,9 |
141,1 |
139,9 |
138,0 |
136,1 |
||
Ожидаемая |
мужчины |
62,8* |
64,1 |
66,5 |
69,4 |
72,0 |
|
продолжительность |
|||||||
жизни при |
женщины |
74,7* |
75,3 |
76,5 |
77,7 |
79,0 |
|
рождении, лет |
|||||||
Численность |
вариант 60/55 |
88,4 |
82,7 |
77,5 |
75,1 |
74,3 |
|
населения в |
вариант 65/65 к |
||||||
трудоспособном |
88,4 |
87,2 |
87,3 |
85,1 |
86,9 |
||
2030 г. |
|||||||
возрасте, млн чел. |
|||||||
Демографическая |
населением в |
||||||
нагрузка на |
возрасте старше |
350,8 |
407,1 |
474,1 |
515,7 |
543,4 |
|
население в |
трудоспособного |
||||||
трудоспособном |
|||||||
возрасте, промилле |
общая |
605,9 |
705,8 |
804,1 |
838,7 |
831,1 |
|
(вариант 60/55) |
|||||||
населением в |
|||||||
вариант 65/65 к |
возрасте старше |
350,8 |
334,9 |
309,8 |
337,7 |
319,8 |
|
2030 г. |
трудоспособного |
||||||
общая |
605,9 |
618,2 |
603,0 |
622,7 |
565,8 |
||
*Данные за 2009 г. |
|||||||
Согласно прогнозу, к 2030 г. численность населения России сокращается примерно на 6 млн.чел. - до 136 млн.чел. Численность населения в трудоспособном возрасте (при сохранении текущих границ трудоспособного возраста) к 2020 г. сокращается– на 11 млн. чел., а к 2030 г. – на 14 млн чел. Соответственно значительно возрастает демографическая
нагрузка на трудоспособное население. В то же время ожидаемая продолжительность жизни при рождении по сравнению с 2010 г. увеличивается для мужчин – чуть более чем на 9 лет, а для женщин - на 4 года.
В части изменения пенсионного возраста были рассмотрены два
ключевых сценария. При первом (вариант 60/55) |
в 2011-2030 гг. пенсионный |
возраст не меняется. Второй (вариант 65/65) |
предусматривал плавное |
увеличение возраста с 2012 г. выхода на пенсию с одновременным выравниванием пенсионного возраста для мужчин и женщин на уровне 62 года к 2018 г. К 2030 г. возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин увеличивался до 65 лет. Оба сценария предполагают сохранение текущих принципов формирования средств Пенсионного фонда.
Заданная динамика увеличения пенсионного возраста, с одной стороны, была связана с общим ростом продолжительности жизни, а с другой – опиралась на практику ряда европейских стран. С точки зрения экономической целесообразности, в условиях относительного ухудшения демографической ситуации и увеличения продолжительности жизни рост пенсионного возраста вполне оправдан, а выравнивание пенсионного возраста между мужчинами и женщинами отражает сложившуюся ситуацию на рынке труда и соответствует общемировым тенденциям. Кроме того, более высокие показатели продолжительности жизни у женщин наряду с более низким возрастом выхода на пенсию создают определенные диспропорции в функционировании пенсионной системы.
Противники повышения пенсионного возраста часто ссылаются на то, что большая часть плательщиков взносов на пенсионное страхование не доживет до пенсионного возраста. Однако, как видно из рис. 2,
прогнозируемое снижение смертности, даже при повышении пенсионного | ||||||
возраста к 2030 г. до 65 лет, позволит доживать до пенсии большей доле | ||||||
мужчин, чем сейчас, и примерно такой же доле женщин. |
||||||
1,00 |
||||||
0,95 |
||||||
0,90 |
||||||
0,85 |
||||||
0,80 |
||||||
0,75 |
||||||
0,70 |
||||||
0,65 |
||||||
0,60 |
||||||
0,55 |
||||||
0,50 |
||||||
20102011 |
201220132014201520162017 |
2018 |
201920202021 |
20222023202420252026 |
202720282029 |
2030 |
мужчин до 60 лет |
мужчин до 65 лет |
|||||
женщин до 55 лет |
женщин до 65 лет |
|||||
Рис. 2. Вероятности дожития мужчин и женщин до заданного возраста | ||||||
в 2010-2030 гг. |
||||||
Согласно нашим расчетам, изменение пенсионного возраста позволит | ||||||
сократить демографическую нагрузку на трудоспособное население со | ||||||
стороны лиц старше трудоспособного возраста в 2030 г. более чем на 40%. | ||||||
Пенсионные |
накопления |
и |
ставки |
страховых |
взносов. |
При |
моделировании использовалось предположение, что в течение прогнозного периода доходность пенсионных накоплений не будет превышать индекс потребительских цен.
С 2022 г. начнется массовая выплата накопительной части трудовой пенсии по старости. В 2022 г. ее получит около 1 млн. чел., в 2030 г. – около 11 млн чел. Средний размер накопительной части пенсии для всех рассмотренных сценариев не превысит 5% среднего размера всей трудовой пенсии по старости. В то же время совокупный объем пенсионных
накоплений, в зависимости от сценария, в 2030 г. будет составлять 11-13% ВВП.
На формирование пенсионных накоплений в 2011-2020 гг. будут направляться средства, в среднем равные 1% ВВП, в 2021-2030 гг. – 1,3% ВВП. Отказ от формирования пенсионных накоплений, таким образом, может сократить нагрузку на работодателей или, если при сохранении ставок все взносы будут расходоваться на выплату страховой части пенсии, сократить дефицит бюджета ПФР. В то же время это может лишить экономику одного из важных источников инвестиций.
Сценарии развития пенсионной системы. При формировании макроэкономического прогноза использовались два основных сценария. Первый из них (базовый) представляет собой умеренно-оптимистический вариант развития экономики России в долгосрочной перспективе. Данный сценарий по заложенным в него предпосылкам согласуется с наиболее актуальной версией долгосрочных проектировок Министерства экономического развития РФ (МЭР РФ) (табл. 6).
Таблица 6. Динамика ВВП и основных элементов конечного спроса
в 2011-2030 гг. (базовый вариант) |
||||||
2011- |
2016- |
2021- |
2026- | |||
Показатель |
2015 |
2020 |
2025 |
2030 | ||
Потребление домашних хозяйств |
8,6 |
6,4 |
6,5 |
4,6 | ||
Государственное |
1,9 |
2,5 |
2,9 |
2,1 | ||
потребление |
||||||
Инвестиции в основной |
10,3 |
4,9 |
6,7 |
4,2 | ||
капитал |
||||||
Экспорт |
4,4 |
3,9 |
3,6 |
3,7 | ||
Импорт |
9,5 |
4,6 |
4,9 |
3,8 | ||
ВВП |
6,4 |
5,5 |
6,0 |
4,5 |
Информация о работе Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г