Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:56, реферат

Описание

В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей. Более высокие темпы роста экономики, по-видимому, обеспечивают более высокие уровни оплаты труда и соответствующие уровни пенсионных отчислений. В связи с этим, по нашему мнению, следует сосред

Работа состоит из  1 файл

Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г.doc

— 489.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Средний темп прироста ВВП на прогнозный период в базовом варианте составляет 5,5%. Расчеты по базовому макроэкономическому варианту были использованы для формирования прогноза развития пенсионной системы по двум ключевым сценариям (табл. 7).

 

В случае сохранения текущих параметров выхода на пенсию в рамках базового макроэкономического сценария можно ожидать дальнейшего нарастания напряженности с формированием пенсионных выплат. В частности, при общем росте численности пенсионеров до 48,5 млн. чел. к 2030 г. численность занятых, приходящихся на одного пенсионера, сократится более чем на 22%. При этом объем пенсионных выплат к концу прогнозного периода достигнет уровня в 9,7% от ВВП. Такая динамика на фоне увеличения дефицита средств ПФР позволит поддерживать коэффициент замещения зарплат пенсиями на уровне, не превышающем текущие значения. Реальная средняя пенсия за 2011-2030 гг. вырастет в 2,8 раза (рост реальной пенсии практически совпадает с прогнозируемым ростом ВВП). Такая динамика может свидетельствовать о консервации текущего состояния в области пенсионного обеспечения и сохранении существующих разрывов в уровне жизни различных групп населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7. Результаты расчетов параметров пенсионной системы

 

(базовый макроэкономический сценарий) в 2010-2030 гг.

 

 

2010

2015

2020

2025

2030

 

Показатель

                   
                     
   

60/55

65/65

60/55

65/65

60/55

65/65

60/55

65/65

 
                     

Численность

пенсионеров:

млн чел.

                   

39,5

42,1

37,7

45,2

35,4

47,0

37,0

48,5

36,0

 

 % от численности

населения страны

27,8

29,9

26,7

32,3

25,3

34,0

26,8

35,7

26,4

 
 
 

Численность

занятых,

приходящихся на

одного пенсионера

                   

1,79

1,69

1,89

1,55

1,97

1,46

1,86

1,39

1,87

 

Пенсионные

выплаты, % ВВП

                   

7,7

8,0

7,2

8,9

7,1

9,8

8,0

9,7

8,7

 

Дефицит бюджета

ПФР, % ВВП

                   

3,5

2,9

2,1

4,1

2,3

5,0

3,2

5,0

3,9

 

Коэффициент

замещения, %

                   

36,0

35,3

35,7

37,1

37,7

38,4

39,8

36,0

43,4

 

Темп роста

реальной средней

пенсии к концу

периода, %

                   

100

133,8

135,3

179,5

182,5

233,4

241,9

276,9

333,3

 

 

 

Изменение возрастных параметров выхода на пенсию в рамках идентичных параметров развития экономики позволяет существенно улучшить показатели развития пенсионной системы и увеличить реальный размер средней пенсии. В частности, коэффициент замещения возрастает к 2030 г. до 43,4%, что примерно соответствует сегодняшнему уровню таких стран, как Франция и Германия. При этом дефицит средств Пенсионного фонда сохраняется практически на нынешнем уровне и к концу прогнозного

 

 

периода не будет превышать 4% ВВП. Средняя реальная пенсия с 2011 по 2030 гг. возрастает более чем в 3,3 раза.

 

Таким образом, можно говорить о том, что в условиях относительно благоприятной внутриэкономической конъюнктуры увеличение пенсионного возраста пропорционально росту средней продолжительности жизни в стране позволяет практически полностью устранить наиболее острые диспропорции в механизмах формирования пенсионных выплат и обеспечить опережающий рост доходов пенсионеров. Важно отметить, что увеличение коэффициента замещения свидетельствует о выравнивании уровня жизни в стране. Таким образом, реализация данного сценария способствует устранению наиболее острых диспропорций в уровне доходов различных групп населения.

 

Результаты расчетов по двум основным сценариям в целом подтверждают гипотезу о необходимости в средне- и долгосрочной перспективе повышения пенсионного возраста. Однако следует определить – существует ли гипотетический сценарий, при котором возможно сохранение нынешнего возраста выхода на пенсию и при этом не создается видимых угроз состоянию пенсионной системы.

 

Мы полагаем, существует. Если учесть, что рост доходов пенсионной системы непосредственно зависит от динамики заработной платы и общих показателей экономического развития, то можно предположить, что при определенных (довольно высоких) темпах роста ВВП может сложиться ситуация, при которой рост поступлений в пенсионную систему позволит сохранить ее текущие параметры. При этом более высокие темпы ВВП и зарплат потребуют существенно более высоких темпов роста реальной пенсии.

 

Наши расчеты показывают, что при средних темпах роста ВВП в 2011-2030 гг. в 8,5% удается сбалансировать пенсионную систему даже при сохранении нынешнего возраста выхода на пенсию (табл. 8).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8. Результаты расчетов параметров пенсионной системы

 

(сценарий высоких темпов экономического роста) в 2010-2030 гг.

 

Показатель

2010

2015

2020

2025

2030

 
             

Численность пенсионеров:

           

млн чел.

39,5

42,1

45,2

47,0

48,5

 
           

% от численности населения

           

страны

27,8

29,9

32,3

34,0

35,7

 
             

Численность занятых,

           

приходящихся на одного

1,79

1,69

1,55

1,46

1,39

 

пенсионера

           
             

Пенсионные выплаты, %

7,3

8,5

10,2

10,1

10,0

 

ВВП

 
           
             

Дефицит бюджета ПФР, %

3,1

3,2

5,0

5,0

5,0

 

ВВП

 
           
             

Коэффициент замещения, %

36,0

36,2

39,5

36,8

35,1

 
             

Темп роста реальной

           

средней пенсии к концу

100

145,9

241,4

346,6

508,8

 

периода, %

           
             

 

 

Значительно более высокие темпы роста заработной платы (по сравнению с базовым экономическим сценарием) не позволяют достичь высоких показателей коэффициента замещения. Одновременно при росте реального размера средней пенсии более чем в 5 раз удается сохранить дефицит бюджета Пенсионного фонда на уровне, не превышающем 5% ВВП.

 

При меньших темпах развития экономики наблюдается либо рост

 

 

дефицита ПФР, либо значительное снижение коэффициента замещения. Хотя даже в условиях отставания реальных размеров пенсий от зарплат их увеличение будет более значимым, чем в базовом макроэкономическом

сценарии. Однако это может свидетельствовать о нарастании разрывов в уровне доходов населения и отставании увеличения пенсий от общего роста уровня жизни в стране. С другой стороны, значимый рост средней зарплаты будет способствовать росту нормы накопления. В связи с этим значительная часть доходов будущих пенсионеров будут трансформированы в сбережения, которые после выхода на пенсию позволят поддерживать высокие жизненные стандарты.

 

Выводы

 

Представленные в статье расчеты не дают прямого ответа на вопрос о политике в отношении пенсионной системы в ближайшие годы. По нашему мнению, главный итог состоит в том, что продемонстрированы ключевые ограничения в ее развитии. Действительно, даже при относительно высоких темпах экономического роста с сохранением текущих параметров пенсионной системы не удается достичь приемлемых показателей роста доходов пенсионеров. Однако более высокие темпы развития экономики позволят покрывать потребности пенсионной системы и обеспечивать высокий уровень роста доходов пенсионеров. Из этого можно сделать вывод о том, что острота ряда социальных проблем в средне- и долгосрочной перспективе будет определяться возможностями экономики преодолевать ключевые ограничения экономического развития за счет высоких темпов экономического роста.

 

Как показывают наши расчеты, задачи модернизации производственного потенциала, преодоления технологического отставания от наиболее развитых стран, обеспечения высоких показателей уровня жизни можно решать лишь при устойчивых средних темпах экономического роста на уровне не менее 6%. Достижение таких темпов роста – это амбициозная задача, для решения которой надо задействовать все имеющиеся ресурсы. Без

 

 

 

этого невозможно обеспечить новое качество жизни населения, добиться качественного развития всех сегментов отечественной экономики.

На основании проведенных расчетов можно сделать следующие ключевые выводы для долгосрочной политики в отношении пенсионной системы.

 

ü В средне долгосрочной перспективе целевыми ориентирами развития пенсионной системы в России могут быть показатели наиболее развитых стран Западной Европы. Как показывают расчеты, при определенных условиях такие показатели пенсионного обеспечения являются для России достижимыми.

 

  • Опыт развития систем социального обеспечения в странах Западной Европы показывает, что формирование политики в отношении пенсионной системы должно опираться на экономические возможности государства. В противном случае нарастание социальных обязательств на фоне невысоких темпов роста экономики будет требовать дальнейшего увеличения налоговой нагрузки или снижения социальных стандартов. Такая политика должна быть неразрывно связана с общей макроэкономической стратегией государства и реагировать на текущие экономические, демографические и социальные вызовы.
  • Более сбалансированному развитию пенсионной системы в долгосрочной перспективе будет способствовать плавное повышение пенсионного возраста, основанное на росте средней продолжительности жизни населения.
  • При таком повышении пенсионного возраста дальнейший рост налоговой (пенсионной) нагрузки на экономику нецелесообразен.
  • При высоких темпах экономического роста пенсионное обеспечение становится значимым, но не единственным элементом поддержания уровня жизни пенсионеров. В этих условиях рост сбережений населения должен способствовать, с одной стороны, формированию ресурсов для инвестиций в основной капитал, а с другой – обеспечивать высокие стандарты потребления лицами пенсионного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г