Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:43, контрольная работа
Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.
I Прогнозирование
1. Типы прогнозов
2. Виды прогнозов
Заключение
II Планирование
1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования
2. Система планов на предприятии
3. Принципы и методы планирования
4. Функции и структура плановых служб предприятия
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
I Прогнозирование
1. Типы прогнозов
2. Виды прогнозов
Заключение
II Планирование
1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования
2. Система планов на предприятии
3. Принципы и методы планирования
4. Функции и структура плановых служб предприятия
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I Прогнозирование
Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.
Потребность в решении возникает только при наличии проблемы, которая в общем, виде характеризуется двумя состояниями - заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения.
Прогнозирование - это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений.
Основные сферы прогнозирования - гидрометеорология, геология, медицина, география, экология, наука и техника, экономика и социология и др.
Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.
Актуальность работы состоит в том, что прогнозирование необходимо, потому что будущее необычно и эффект многих решений, принимаемых сегодня, на протяжении определённого времени не ощущаются. Поэтому точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения.
Цель исследования заключается в рассмотрении видов и типов прогнозов.
Решаемые задачи:
- изучить виды прогнозов;
- исследовать типы прогнозов.
1. Типы прогнозов
Для предсказания будущего фирмы используют следующие типы прогнозирования:
1. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Часто прогнозы такого рода имеют фирмы “утопий” или “антиутопий” - литературных описаний вымышленного будущего. Несмотря на кажущуюся отдалённость от мира экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к сухому количественному прогнозу. Недаром для обоснования своих идей некоторые известные отечественные экономисты использовали не только научные теории, но и литературные утопии. Прогнозирование, основанное на творческом видении, может использоваться для непосредственного предсказания менеджерами и другими участниками экономической организации будущих результатов её деятельности.
2. Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее
Поисковое прогнозирование может быть двух видов:
- традиционным, или экстраполятивным;
- новаторским или
Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз, может быть, простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.
Экстраполятивный подход означает, во-первых, оценку прошлых показателей деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее.
Таким образом, главное предположение экстраполятивного подхода в прогнозировании заключено в признании того, что в диапазоне ключевых интересов фирмы силы прошлого в состоянии контролировать будущее.
Несмотря на возникновение альтернативного подхода, экстраполятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе отражается в большинстве методов прогнозирования.
Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и в следствии этого:
- развитие фирмы происходит
не только гладко и непрерывно,
но и скачкообразно и
- существует определённое число вариантов будущего развития фирмы (или определённое число положений равновесия фирмы).
Таким образом, в рамках альтернативного подхода, во-первых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. Каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего. Во-вторых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логике два способа развития - гладкий и скачкообразны, создавая синтетическую картину будущего.
Альтернативный подход сравнительно молод (широкое применение его началось в 80-е годы), однако он быстро завоёвывает популярность в практике внутрифирменного планирования.
В целом поисковое прогнозирование опирается как на количественные, так и на качественные методы.
Примером качественных (не количественных) прогнозов могут быть опросы руководителей промышленных предприятий, брокерских и посреднических фирм. В основу опросов положена неколичественная методика мюнхенского IFO-института. Респонденты оценивают текущее и будущее состояние отрасли и фирмы не в количественных показателях, а в категориях “больше-меньше”, “лучше-хуже”.
Специальные исследования, проводившиеся в Европе, показали, что участники опросов признали подобные конъюнктурные опросы полезными для себя, особенно в отраслевом разрезе. Фирмы - участники опросов - сообщают, что используют прогнозы при разработке краткосрочных оперативных планов и бюджета. Около четверти респондентов применяют результаты опросов в бизнес-планировании.
Исходя из результатов опросов о динамике объема производства, предприятия фирмы определяют направленность деловой политики и текущих планов.
Таким образом, качественные (не количественные) методы прогнозирования оказывают не меньшую помощь в определении будущей деятельности предприятия, чем прогнозы, выраженные в конкретных цифрах и абсолютных показателях.
3. Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование. В рамках нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем менеджеры оценивают развитие фирмы, исходя из этих целей.
Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) данными. Поэтому для нормативного подхода характерно преимущественное применение качественных методов исследования
Как и экстраполятивное, нормативное прогнозирование является в большей степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды организации.
2. Виды прогнозов
Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии фирмы и её среды в будущий период времени.
Виды прогнозов можно
Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от их временного охвата.
Различная длительность прогнозов определяется существованием различных горизонтов планирования: от краткосрочного до долгосрочного.
Существуют прогнозы на очень короткий
период времени - сроком до месяца. К
таким прогнозам относятся
Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными.
Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые, нормативные и основанные на творческом видении.
В-третьих, в связи с возможностью воздействия фирмы на своё будущее прогнозы делятся на пассивные и активные.
Пассивный прогноз - исходит из того, что фирма в силу ряда причин
(отсутствие необходимых
В-четвертых, прогнозы делятся на вариантные и инвариантные в зависимости от степени вероятности будущих событий.
Если вероятность
Вариантный прогноз основан на предположении о значительной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития.
Каждый из вариантов развития учитывает
специфическое состояние
В-пятых, прогнозы подразделяются по
способу представления
Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10%.
Интервальный прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10-15%.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять коммерческой фирмой, без эффективного прогнозирования её деятельности. От того, насколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием.
Для того, чтобы эффект прогноза был
максимально полезен, необходимо создание
на средних и крупных предприятиях
так называемых прогнозных отделов
(для малых предприятий
Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам предприятия.
Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность.
Необходимо соотносить полученный прогноз с прецедентами в решении данной проблемы, если такие имели место при похожих условиях функционирования аналогичной организации (конкурента). И при определенной корректировке, в соответствии с этим прецедентом, принимать решения.
III Планирование
При переходе в России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. А между тем оно является одной из важнейших функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации.
Многолетний опыт зарубежных фирм и
российских предприятий показывает,
что недооценка планирования предпринимательской
деятельности в условиях рынка, сведение
его к минимуму, игнорирование
или некомпетентное осуществление
зачастую приводят к большим, ничем
не оправданным экономическим
На предприятиях, как правило, осуществляется как стратегическое (долгосрочное) планирование, так и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.
В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом. Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др.
В рыночных условиях предприятия широко
используют преимущества планирования
в конкурентной борьбе. Поэтому всякий,
кто всерьез намерен заниматься
предпринимательской
Максимально использовать конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки;
Отслеживать новые тенденции и использовать их в своей деятельности;
Смягчить влияние слабых сторон деятельности предприятия;
Своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
Оценить результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия.
В свое время Питер Дракер сказал: «План – не догма, а руководство к действию…» Он используется для обоснования идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств, план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.
Информация о работе Прогнозирование и стратегическое планирование на предприятии