Прогнозирование и стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:43, контрольная работа

Описание

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Содержание

I Прогнозирование
1. Типы прогнозов
2. Виды прогнозов
Заключение
II Планирование
1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования
2. Система планов на предприятии
3. Принципы и методы планирования
4. Функции и структура плановых служб предприятия
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

прогнозирование.docx

— 44.64 Кб (Скачать документ)

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений  в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях "сверху вниз". Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

Интерактивное планирование заключается  в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и тобщественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.

Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними  факторами, как потребители и  поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления  планов и т.п.

Всякое планирование как процесс  практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в  следующем:

формулирование состава предстоящих  плановых проблем, определение системы  ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия  или фирмы;

обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует  осуществить предприятие в предстоящий  период, проектирование желаемого будущего организации;

планирование основных средств  достижения поставленных целей и  задач, выбор или создание необходимых  средств для приближения к желаемому будущему;

определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры  необходимых ресурсов и сроков их поступления;

проектирование внедрения разработанных  планов и контроль за их выполнением.

Приведенный порядок планирования широко распространен на американских фирмах. На отечественных предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

1.  составление планов, принятие  решений о будущих целях организации  и способах их достижения;

2.  организация выполнения плановых  решений, оценка реальных показателей  деятельности предприятия;

3.  контроль и анализ конечных  результатов, корректировка фактических  показателей и совершенствование  деятельности предприятия.

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности  производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний  рынок.

3.Принципы и методы планирования

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и  продаж продукции, проводится экономическая  оценка затрат и ресурсов, а также  конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

·  принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип  особенно важен в условиях свободных  рыночных отношений, поскольку его  соблюдение соответствует современным  экономическим требованиям рационального  использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

·  принцип единства планов предусматривает  разработку общего или сводного плана  социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана  должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических  целей и взаимодействие различных  подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

·  принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и  должны осуществляться постоянно и  без остановки;

·  принцип гибкости планов тесно  связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки  установленных показателей и  координации планово-экономической  деятельности предприятия;

·  принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

В современной практике планирования, помимо рассмотренных классических, широкую известность имеют общеэкономические принципы.

1.  Принцип комплексности. На  каждом предприятии результаты  экономической деятельности различных  подразделений во многом зависят  от уровня развития техники,  технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и  других факторов. Все они образуют  целостную комплексную систему  плановых показателей, так что  всякое количественное или качественное  изменение хотя бы одного из  них приводит, как правило, к  соответствующим изменениям многих  других экономических показателей.  Поэтому необходимо, чтобы принимаемые  плановые и управленческие решения  были комплексными, обеспечивающими  учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

2.  Принцип эффективности требует  разработки такого варианта производства  товаров и услуг, который при  существующих ограничениях используемых  ресурсов обеспечивает получение  наибольшего экономического эффекта.  Известно, что всякий эффект в  конечном итоге заключается в  экономии различных ресурсов  на производство единицы продукции.  Первым показателем планируемого  эффекта может служить превышение  результатов над затратами.

3.  Принцип оптимальности подразумевает  необходимость выбора лучшего  варианта на всех стадиях планирования  из нескольких возможных альтернатив.

4.  Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов  и возможностей предприятия.

5.  Принцип научности, т.е.  учет последних достижений науки  и техники.

6.  Принцип детализации, т.е.  степени глубины планирования.

7.  Принцип простоты и ясности,  т.е. соответствия уровню понимания  разработчиков и пользователей  плана.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны  и переплетены между собой. Некоторые  из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях. Наряду с  рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в  рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном  Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.

Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс  планирования. Он предполагает, что  никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать  для себя - неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими - неважно  насколько хорошо. Смысл этого: увеличить  свои желания и способности удовлетворить  потребности как собственные, так  и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит  в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция. Координация устанавливает, что  деятельность ни одной части предприятия  нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных  объектов данного уровня, а возникшие  проблемы необходимо решать совместно. Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Сочетание принципов координации  и интеграции дает известный принцип  холизма. Согласно ему, чем больше элементов  и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования "сразу  всеми" противостоит последовательному  планированию как сверху вниз, так  и снизу вверх.

Существуют также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный. В зависимости от главных целей  или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых  путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей  принято различать следующие  методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

Расчетно-аналитический метод основан  на расчленении выполняемых работ  и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе  условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров  и опытов, а также учета опыта  менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит  в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние  и изменение характеристики деятельности предприятия.

В процессе планирования ни один из рассматриваемых  методов не применяется в чистом виде.

4. Функции и структура плановых служб предприятия

В главе описаны функции производственного  менеджмента, а также структуры  плановых служб предприятия.

В основе эффективного планирования на предприятии лежит системный  подход, основанный на всестороннем и  последовательном изучении состояния  предприятия, его внутренней и внешней  среды. Системный анализ призван  найти ответы на следующие вопросы  о работе предприятия:

1.  Как выделить систему, деятельность  которой мы собираемся планировать?                2.  В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?                                                   3.  Как организовано предприятие и как оно функционирует в действительности?

4.  Какая политика и практика  предприятия действуют в настоящий  период?                              5.  Каковы главные приоритеты руководства предприятия?                                                     6.  Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?                                    7.  Какова структура акционерного капитала?                                                                                 8.  Что представляют собой конкуренты предприятия, какова их доля на рынке и как она изменяется?                                                                                                                                              9.  Какие законы и правительственные постановления влияют на работу предприятия, и каким образом?

Полученные в ходе системного анализа  ответы на подобные вопросы позволяют  выявить все основные факторы, ограничивающие рост предприятия и мешающие его  плановому развитию.

Планирование и управление экономической  деятельностью тесно связаны  между собой такими функциями  производственного менеджмента, как  выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка  задач, мотивация персонала и  т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала - руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства  предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в  обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении  методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев  управления, а также специалисты  плановых служб разрабатывают все  текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей  и т.д.

Информация о работе Прогнозирование и стратегическое планирование на предприятии