Прогнозирование национального рыночного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:18, контрольная работа

Описание

В настоящее время существует приблизительно 150 методов прогнозирования, но на практике используются около 20-30 основных методов.
Метод прогнозирования - это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Методика прогнозирования - это совокупность специальных приемов и правил разработки конкретных прогнозов. Прием прогнозирования - это математическая или логическая операция, направленная на получение конкретных результатов в процессе разработки прогнозов.

Содержание

1.Методология прогнозирования национального рыночного хозяйства.
1.1.Классификация методов прогнозирования______________________________3
1.2.Формализованные методы прогнозирования____________________________5
1.2.1. Сущность методов экстраполяции___________________________________5
1.3. Интуитивные методы прогнозирования________________________________7
1.3.1. Сущность интуитивных методов прогнозирования_____________________7
1.3.2. Методы индивидуальных экспертных оценок_________________________9
1.3.3. Методы коллективных экспертных оценок___________________________10
2.Подходы к изучению и прогнозированию рыночной конъюнктуры.
2.1.Понятие рыночной конъюнктуры.____________________________________13
2.2. Подходы к изучению рыночной конъюнктуры._________________________15
2.3.Прогнозирование рыночной конъюнктуры_____________________________18
3.Список использованной литературы_________________________________22

Работа состоит из  1 файл

прогнозирование национальной экономики.docx

— 44.58 Кб (Скачать документ)

Таким образом, методы индивидуальных экспертных оценок базируются на возможности  максимального использования индивидуальных способностей экспертов и минимизации  психологического давления, которое  может быть оказано на отдельных работников.

1.3.3. Методы коллективных экспертных оценок

Методы коллективных экспертных оценок  включают: метод коллективной генерации идей, метод Дельфи, метод экспертных комиссий и др.

Метод коллективной генерации  идей («мозговой атаки», «мозгового штурма») представляет собой способ получения прогнозных оценок в ходе совместного обсуждения как результата коллективного творчества людей. Он включает два элемента: выявление  вероятностных вариантов развития объекта прогнозирования и их оценку.

Достоинствами этого метода являются возможность получения результата за короткий промежуток времени и возможность вовлечения в творческий процесс одновременно большого количества экспертов.

  Метод Дельфи - один из наиболее распространенных интуитивных методов прогнозирования. Он был разработан в 1963 г. американской корпорацией «Рэнд» и использован впервые для построения прогноза числа изобретений в различных отраслях науки к 2010 г. В России он начал при-менятся с 70-х годов.

Метод Дельфи позволяет обобщить мнения экспертов и сформулировать единое групповое мнение. Оценка будущего развития получается в форме ответов на вопросы, задаваемые участникам по несколько раз.

Этот метод имеет три  особенности: а) анонимность экспертов, т.е. участники не знакомы, а если знакомы, то не знают, что они участники; б) многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; в) использование результатов предыдущего тура.

В результате обработки анкет  экспертов организаторами формулируется  коллективное мнение. Эта информация сообщается экспертам, их просят переосмыслить  свои высказывания и в случае несогласия объяснить причины этого. Данная процедура повторяется 3-4 раза, в  результате чего организаторы добиваются сужения диапазона экспертных заключений. Статистическая характеристика группового ответа заключается в том, что  организаторы составляют прогноз, содержащий точку зрения большинства экспертов.

Данный метод имеет  следующие недостатки: невозможно учесть влияние, оказываемое организаторами на экспертов при составлении  анкет; велики затраты времени и  средств.

  Метод экспертных комиссий  основан на открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения экспертов. Дискуссия происходит за круглым столом, рекомендуемое число участников 15-20 человек. Для получения оценки данным методом создается рабочая группа, которая осуществляет назначение экспертов, проведение опроса, обработку материалов, анализ результатов коллективной экспертной оценки.

Достоинство метода экспертных комиссий заключается в возможности  роста информированности экспертов, так как при обсуждении они  обмениваются точками зрения, что  благоприятно влияет на точность прогноза. К недостаткам можно отнести  следующие факторы: 1) группа экспертов  в своих суждениях руководствуется  логикой компромисса; 2) отсутствие анонимности может привести к  тому, что эксперты присоединят свои голоса к более компетентным, авторитетным лицам при своем отличном мнении и в итоге дискуссия может  свестись к полемике авторитетов; 3) существенным фактором при выработке  коллективного мнения может стать  активность некоторых экспертов, которые  не являются наиболее компетентными; 4) в результате отсутствия анонимности  некоторые эксперты могут не пожелать изменять свое мнение в результате того, что они его уже высказали  публично, хотя большинству удалось  их переубедить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Подходы к  изучению и прогнозированию рыночной  конъюнктуры.

2.1.Понятие рыночной  конъюнктуры.

Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Конъюнктурный рынок зависит  от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение  спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.

Виды конъюнктуры:

1) общехозяйственная глобальная; 2) общегосударственная; 3) региональная; 4) отраслевая; 5) рынка отдельного товара

Рыночная конъюнктура  определяет коммерческую ценность и  конкурентоспособность товаров, возможность  и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных  и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, и  поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого  выхода. и Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам:

  • динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т. д.;
  • динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем товара в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т. д.;
  • состояние международной торговли, ее динамика, основные страны — экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т. д.;
  • динамика оптовых цен в ведущих странах — производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т. д.

Задачи конъюнктуры:

  • интегральные и дифференцяния рынка, типологии рыночной ситуации и градация состояния рынка;
  • характеристика масштаба (типа) рынка;
  • оценка и анализ основных пропорций развития;
  • выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития и устойчивости рыночных процессов;
  • оценка цикличности и сезонности развития;
  • оценка рациональных различий;
  • оценка деловой активности;
  • анализ монополизации рынка и уровня конкуренции;

Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:

- постоянные

- временные 

- циклические 

- нециклические.

2.2.Подходы к  изучению рыночной конъюнктуры.

Задача конъюнктурных  исследований состоит в определении  степени воздействия отдельных  факторов на формирование конъюнктуры  в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести  исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в  сфере производства. Для того, что  бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения  цен, биржевых индексов, движение запасов  и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры  требует знаний закономерностей  развития экономики, взаимодействий  рынков в воспроизводственном процессе.

Выделяются три уровня исследования конъюнктуры:

1. Общехозяйственный (показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, включает следующие аспекты: экономический потенциал хозяйства и его элементы ( природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная структура хозяйства. Включает фирменную структуру, масштабы концентрации , специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы, влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров.))

2.   Отраслевой (показывает положение в отрасли национального или мирового хозяйства.)

3. Отдельного товара (показывает  положение отдельного товара  в масштабе мирового, национального или регионального рынка.)

Одним из главных понятий  исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и  соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены. Так же необходим  анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной  торговле. Исследования этих изменений  помогают лучше понять направления  движения цен. На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных  факторов. Оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в  уровне цен, производится путём анализа  соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных  товаров. После того как получено представление о направлении  развития экономики в целом, следует  переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые  являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. 

  Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.

Методы исследования конъюнктуры  любого товарного рынка, хозяйства  или отрасли разрабатываются  на основе показателей, которые могут  помочь в определении направления  развития производства, торговли и  финансов в будущем. При этих исследованиях  проводится оценка соотношения предложения  и спроса за необходимый отрезок  времени, изучение колебаний цен, продажи  товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

При изучении конъюнктуры  рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые  происходят в экономике исследуемой  отрасли. Количественное состояние  конъюнктуры может быть оценено  с помощью следующих групп  показателей :

- Измеряется объём и  динамика производства в целом,  размер инвестиций, уровень занятости,  размеры заработной платы, данные  о заказах. Это так называемые показатели сферы производства.

- Платёжеспособный спрос,  размеры реализации товаров в  кредит, данные о розничной и  оптовой торговле (перечисленное  относится к показателям внутрирегиональной торговли

- Объёмы, динамика, географическое  распределение межрегиональных  связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок  Данная  группа показателей относится  к группе межрегиональных и внешнеэкономических связей.

- Кредитно-денежное обращение.  К этой группе оценки относятся  курсы акций и других ценных  бумаг, процентные ставки, размеры  банковских депозитов, валютные курсы.

Основной характеристикой  конъюнктуры рынка является степень  сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении  цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры. Типы конъюнктуры различают на благоприятный или неблагоприятный.

- При благоприятной конъюнктуре  достигается сбалансированность  спроса и предложения, цены  удерживаются на стабильном уровне.

- При неблагоприятной  конъюнктуре спрос отстает от  предложения, что приводит к  росту товарных запасов, замедлению  оборачиваемости товаров, наблюдаются затруднение в сбыте товаров.

Успех конъюнктурных исследований зависит от скорости получения объективной  и полной информации о причинах, характере и размере колебаний  соответствия спроса и предложения  на различных рынках.  Главные  требования к информации – оперативность  и достоверность. Информация состоит  из трёх этапов:

- Определение круга показателей;

- Разработка схемы передачи  информации во времени и пространстве;

- Объём и форма представления информации.

При изучении конъюнктуры  рынка ведутся систематические  наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых  показывает сдвиги в соотношении  спроса и предложения, а также  позволяет анализировать причины  этих изменений. После переработки  информации составляется аналитический  документ, который называется конъюнктурный  обзор.

2.3.Прогнозирование  рыночной конъюнктуры

При изучении конъюнктуры  рынка ставится задача не только определения  состояния рынка на тот или  иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайней мере на один - два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.

Информация о работе Прогнозирование национального рыночного хозяйства