Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:18, контрольная работа
В настоящее время существует приблизительно 150 методов прогнозирования, но на практике используются около 20-30 основных методов.
Метод прогнозирования - это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Методика прогнозирования - это совокупность специальных приемов и правил разработки конкретных прогнозов. Прием прогнозирования - это математическая или логическая операция, направленная на получение конкретных результатов в процессе разработки прогнозов.
1.Методология прогнозирования национального рыночного хозяйства.
1.1.Классификация методов прогнозирования______________________________3
1.2.Формализованные методы прогнозирования____________________________5
1.2.1. Сущность методов экстраполяции___________________________________5
1.3. Интуитивные методы прогнозирования________________________________7
1.3.1. Сущность интуитивных методов прогнозирования_____________________7
1.3.2. Методы индивидуальных экспертных оценок_________________________9
1.3.3. Методы коллективных экспертных оценок___________________________10
2.Подходы к изучению и прогнозированию рыночной конъюнктуры.
2.1.Понятие рыночной конъюнктуры.____________________________________13
2.2. Подходы к изучению рыночной конъюнктуры._________________________15
2.3.Прогнозирование рыночной конъюнктуры_____________________________18
3.Список использованной литературы_________________________________22
Таким образом, методы индивидуальных
экспертных оценок базируются на возможности
максимального использования
1.3.3. Методы коллективных экспертных оценок
Методы коллективных экспертных оценок включают: метод коллективной генерации идей, метод Дельфи, метод экспертных комиссий и др.
Метод коллективной генерации
идей («мозговой атаки», «мозгового
штурма») представляет собой способ
получения прогнозных оценок в ходе
совместного обсуждения как результата
коллективного творчества людей. Он
включает два элемента: выявление
вероятностных вариантов
Достоинствами этого метода являются возможность получения результата за короткий промежуток времени и возможность вовлечения в творческий процесс одновременно большого количества экспертов.
Метод Дельфи - один из наиболее распространенных интуитивных методов прогнозирования. Он был разработан в 1963 г. американской корпорацией «Рэнд» и использован впервые для построения прогноза числа изобретений в различных отраслях науки к 2010 г. В России он начал при-менятся с 70-х годов.
Метод Дельфи позволяет обобщить мнения экспертов и сформулировать единое групповое мнение. Оценка будущего развития получается в форме ответов на вопросы, задаваемые участникам по несколько раз.
Этот метод имеет три особенности: а) анонимность экспертов, т.е. участники не знакомы, а если знакомы, то не знают, что они участники; б) многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; в) использование результатов предыдущего тура.
В результате обработки анкет экспертов организаторами формулируется коллективное мнение. Эта информация сообщается экспертам, их просят переосмыслить свои высказывания и в случае несогласия объяснить причины этого. Данная процедура повторяется 3-4 раза, в результате чего организаторы добиваются сужения диапазона экспертных заключений. Статистическая характеристика группового ответа заключается в том, что организаторы составляют прогноз, содержащий точку зрения большинства экспертов.
Данный метод имеет следующие недостатки: невозможно учесть влияние, оказываемое организаторами на экспертов при составлении анкет; велики затраты времени и средств.
Метод экспертных комиссий основан на открытой дискуссии по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения экспертов. Дискуссия происходит за круглым столом, рекомендуемое число участников 15-20 человек. Для получения оценки данным методом создается рабочая группа, которая осуществляет назначение экспертов, проведение опроса, обработку материалов, анализ результатов коллективной экспертной оценки.
Достоинство метода экспертных
комиссий заключается в возможности
роста информированности
2.Подходы к
изучению и прогнозированию
2.1.Понятие рыночной конъюнктуры.
Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.
Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.
Виды конъюнктуры:
1) общехозяйственная глобальная; 2) общегосударственная; 3) региональная; 4) отраслевая; 5) рынка отдельного товара
Рыночная конъюнктура
определяет коммерческую ценность и
конкурентоспособность товаров, возможность
и экономическую
Задачи конъюнктуры:
Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:
- постоянные
- временные
- циклические
- нециклические.
2.2.Подходы к изучению рыночной конъюнктуры.
Задача конъюнктурных исследований состоит в определении степени воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе.
Выделяются три уровня исследования конъюнктуры:
1. Общехозяйственный (показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, включает следующие аспекты: экономический потенциал хозяйства и его элементы ( природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная структура хозяйства. Включает фирменную структуру, масштабы концентрации , специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы, влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров.))
2. Отраслевой (показывает положение в отрасли национального или мирового хозяйства.)
3. Отдельного товара (показывает положение отдельного товара в масштабе мирового, национального или регионального рынка.)
Одним из главных понятий
исследования конъюнктуры является
изучение изменений в динамике и
соотношении цен. Необходимо установить
причины, вызвавшие сдвиг в уровне
или структуре цены. Так же необходим
анализ изменений технологии производства,
условий потребления товаров, учет
изменений в оптовой и
Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.
Методы исследования конъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.
При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемой отрасли. Количественное состояние конъюнктуры может быть оценено с помощью следующих групп показателей :
- Измеряется объём и
динамика производства в целом,
- Платёжеспособный спрос, размеры реализации товаров в кредит, данные о розничной и оптовой торговле (перечисленное относится к показателям внутрирегиональной торговли
- Объёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок Данная группа показателей относится к группе межрегиональных и внешнеэкономических связей.
- Кредитно-денежное обращение.
К этой группе оценки
Основной характеристикой конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры. Типы конъюнктуры различают на благоприятный или неблагоприятный.
- При благоприятной конъюнктуре
достигается
- При неблагоприятной
конъюнктуре спрос отстает от
предложения, что приводит к
росту товарных запасов,
Успех конъюнктурных исследований зависит от скорости получения объективной и полной информации о причинах, характере и размере колебаний соответствия спроса и предложения на различных рынках. Главные требования к информации – оперативность и достоверность. Информация состоит из трёх этапов:
- Определение круга показателей;
- Разработка схемы передачи информации во времени и пространстве;
- Объём и форма представления информации.
При изучении конъюнктуры
рынка ведутся систематические
наблюдения за всеми экономическими
показателями, изменение которых
показывает сдвиги в соотношении
спроса и предложения, а также
позволяет анализировать
2.3.Прогнозирование рыночной конъюнктуры
При изучении конъюнктуры
рынка ставится задача не только определения
состояния рынка на тот или
иной момент, но и предсказания вероятного
характера дальнейшего его
Информация о работе Прогнозирование национального рыночного хозяйства