Программы развития компании: методология изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:11, доклад

Описание

Целью реферата является рассмотрения проблем методологии изучения программ развития компании.
Задачами, в рамках поставленной цели, стали:
 исследование истории программы развития компании;
 определение сущности, роли, основных методологических подходов к изучению программы развития компании;
 рассмотрение наиболее важных понятий и определений.

Содержание

Введение
Методологические подходы к исследованию программ развития компании
Философский анализ основных понятий
История программы развития компании
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Байкальский государственный университет экономики и права

 

Специальность экономика и управление народным хозяйством

Кафедра  экономики предприятий и предпринимательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

на право допуска к кандидатскому экзамену

по истории и философии науки

 

 

Тема: «Программы развития компании: методология изучения»                                                                                                         

 

 

 

 

 

                                                                                                               

Исполнитель: Стрельникова Ульяна Александровна                             

 

 

 

Научный руководитель: Брянская Наталья Александровна,  к.э.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

                                                       Иркутск, 2012

Оглавление

Введение

Методологические подходы к исследованию программ развития компании

Философский анализ основных понятий

История программы развития компании

Заключение

Библиографический список

Введение

Любая наука, в том числе и экономика, может развиваться только в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь для их накопления, интерпретаций, объяснения нужны научно-обоснованные исследования, которые зависят от совокупности теоретических принципов, которые получили название методология.

Методология дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.

В современной литературе под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. В итоге современная наука располагает мощным арсеналом весьма разнородных средств, предназначенных для решения задач самого различного характера.

В свою очередь, долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост определяются программой его развития, правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциально-технический и человеческий капитал и другие ресурсы.

Сейчас, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию компании к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения разработки программы развития предприятия.

Актуальность выбора темы реферата определяется тем, что на сегодняшний день программа развития - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг, а методология поможет правильно выбрать формы и способы научно-познавательной деятельности, способствуя наилучшему решению задач самого различного характера.

Целью реферата является рассмотрения проблем методологии изучения программ развития компании.

Задачами, в рамках поставленной цели, стали:

      исследование истории программы развития компании;

      определение сущности, роли, основных методологических подходов к изучению программы развития компании;

      рассмотрение наиболее важных понятий и определений.

Объектом исследования является методология изучения программы развития компании. Предметом данной работы является программы развития компании.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам формирования программ развития компаний, информативную базу работы составили материалы научных конференций, публикации в периодической печати.

 

Методологические подходы к исследованию программ развития компании

Главным определяющим моментом в выборе методических подходов является тема научного исследования, в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Темой моей кандидатской диссертации является Методические подходы к формированию программ развития нефтехимической компании на среднесрочную перспективу.

В общем смысле методология научного исследования – это форма организации научного знания и научной деятельности, содержащая основные принципы, соответствие структуры и содержания задачам исследования, включая методы, проверку истинности результатов, их интерпретацию.

Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования. Тема моего исследования, на мой взгляд, является актуальной, так как в условиях свободного рынка и острой международной конкуренции у промышленных предприятий возникает объективная потребность в новых методологических подходах формирования программы развития, которые позволят выбрать единственно правильное направление деятельности, осуществить его аналитическую подготовку и сформулировать реальные программы и планы развития предприятий.

Необходимость формирования стратегии развития предприятий связана с объективной тенденцией в экономике - с ускорением темпов ее развития в условиях неопределенности внешней среды. Применительно к предприятиям нефтехимического комплекса, вопрос актуален по ряду причин. Во-первых, промышленные предприятия нефтехимического комплекса - это базовый сегмент российской экономики. Во-вторых, рынок нефтехимической продукции России, имея олигополистический тип, характеризуется параллельным развитием ряда крупных вертикально-интегрированных компаний, которые, модернизируя существующие и создавая новые производства, не всегда учитывают оптимальность внутристрановой конкуренции. Это требует нового подхода в формировании стратегии развития предприятий, использование которого позволит комплексно учитывать их экономическую деятельность на фоне включенности в региональные, страновые и глобальные цепочки добавленной стоимости.

Научное познание начинается и всегда сопровождается решением проблем. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.

Проблемой моего исследования является определение путей совершенствования программы развития предприятия, так как данная программа является ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия, при быстро изменяющихся рыночных условиях.

Было выявленно противоречие, которое лежит в основе проблемы, оно заключается между новыми и перспективными методами формирования программы развития нефтехимического предприятия, с одной стороны, и устаревшими методами формирования этих программ.

В рассмотренной проблеме можно было бы так сформулировать некоторые ожидаемые результаты исследования: определение условий, совершенствование методов формирования программы развития и установление степени их устойчивости  к влиянию быстро меняющихся рыночных условий; выявление перспективных направлений развития формирования программ развития.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

В общенаучном плане цель - это качественная категория, представляющая собой идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

В теории управления считается необсуждаемым постулатом наличие у любой системы определенной цели, ведь только при этом условии можно строить стратегию и тактику деятельности.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Исходя из вышесказанного, целью моей диссертационной работы является совершенствование методов формирования программы развития нефтехимической компании на среднесрочную перспективу в условиях нестабильного рынка.

Цель и задача имеют одинаковую сущность - это желаемый результат действий. Их отличия состоят в том, что постановка задачи предполагает получение конкретных количественных и качественных характеристик результата, время его получения и метод.

Следовательно, научную задачу можно определить как желаемый научный результат, достигаемый с помощью известного научного метода за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата.

Таким образом, в моей научной работе поставлены следующие задачи:

      выявление сущности программы развития компании нефтехимической отрасли, изучение ее структуры;

      анализ реального состояния формирования программы развития в нефтехимической компании, динамики ее развития и изменения, выявление внутренних противоречий формирования программы с внешним состоянием рынка;

      разработка методов совершенствования формирования программы развития предприятия, проведение преобразований в системе формирования программы, проведение опытно-экспериментальной проверки выработанных методов совершенствования;

      выявление путей и средств повышения эффективности формирования программы развития нефтехимической компании и апробация на действующем предприятии.

Далее рассмотрим объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

В свете данного определения, объектом моего исследования является формирование программ развития нефтехимической компании на среднесрочную перспективу на российских предприятиях.

Предмет — это то, что находится в границах объекта. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В связи с этим, предметом научной работы будет совершенствование путей формирования программ развития нефтехимической компании.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.

Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности используются как средства исследовательской деятельности в различных отраслях науки.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы: 1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); 3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Я для проведения своего исследования, на данном этапе его разработки, выбрала лишь некоторые из них.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.

В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире. С помощью этого метода я смогу получить полную картину процесса формирования программ развития на различных нефтехимических предприятиях России и за рубежем.

Сравнение — одно из наиболее распространенных методов познания. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

Информация о работе Программы развития компании: методология изучения