Программы развития компании: методология изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:11, доклад

Описание

Целью реферата является рассмотрения проблем методологии изучения программ развития компании.
Задачами, в рамках поставленной цели, стали:
 исследование истории программы развития компании;
 определение сущности, роли, основных методологических подходов к изучению программы развития компании;
 рассмотрение наиболее важных понятий и определений.

Содержание

Введение
Методологические подходы к исследованию программ развития компании
Философский анализ основных понятий
История программы развития компании
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

Проект "сильной программы" был оформлен в рамках социологии знания в книге Д. Блура "Знание и социальные представления" (1976). Знание понимается здесь прежде всего как определенный культурный ресурс, позволяющий упорядочивать действительность и осуществлять контроль над ней, в частности - через владение коммуникациями. Это предполагает социально поддерживаемое согласие относительно возможных способов работы со знанием и постоянную модификацию имеющихся понятийно выраженных содержаний знания. Таким образом "сильная программа" определяется не только своими способностями рационально организовывать знание, но и, программируя действия людей, задавать определенные социальные порядки. Тем самым происходит замыкание узкого и широкого понимания программы в общей социальной рамке и универсализация программных типов организации содержаний и деятельностей.

История программы развития компании

Предназначенная в целом для удовлетворения одной из общественных потребностей народного хозяйства, программа развития предприятия долгое время представляла собой систему плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества. Определяя ее объемы, номенклатуру, ассортимент и качественные показатели конкретных товаров и услуг, позволяла судить о характере деятельности любого хозяйствующего субъекта, однако, не рассматривалась в качестве важнейшего элемента экономической стратегии и тактики. Причина - централизованное планирование и оторванность производителя от конечного потребителя, а, значит, и от хода естественного развития потребности.

Поэтому основными источниками для составления плана развития предприятия были централизованные задания по поставке важнейших видов продукции, государственный портфель заказов и заключенные на этой основе хозяйственные договора по поставкам. В 50-60гг. 20-го столетия производственная программа предприятия трактовалась как один из разделов краткосрочного плана социально-экономического развития предприятия. С целью определения потребности народного хозяйства в продукции предприятия использовались заявки потребителей, на базе которых формировался так называемый портфель заказов. При составлении перспективных планов данный метод не работал, так как в течение последующих лет появляются новые потребители, которые в данное время не могут представить свои заявки. Кроме того, у потребителей постоянно меняются потребности в номенклатуре продукции. Это в большей степени проявлялось на рынке промышленной продукции, где потребность и нужда постоянно вступали в противоречие. Рынок продовольственных товаров по этой же причине постоянно отставал и в своем производстве, и в действительно поступательном развитии.

Поэтому долгосрочная система заявок не была предусмотрена, а самостоятельно предприятию предвидеть тенденции изменений потребностей было практически невозможно. Поэтому, существовавшее ранее толкование программы развития является весьма узким и не вполне раскрывающим ее значение и содержание.

Осознание факта снижения эффективности общественного производства обусловило необходимость дополнить жесткие директивные методы управления предприятиями экономическими стимулами, создать систему факторов мотиваций эффективной работы. Возникла реальная необходимость самостоятельного перспективного планирования деятельности предприятия, в процессе которого менеджеры стали выявлять факторы, влияющие на потребность народного хозяйства в продукции, то есть, в расчет принималась категория «нужды», а не категория «потребности», прогнозировать направления совершенствования качества выпускаемых и освоение новых изделий, изучать и определять динамику потребности по годам и на перспективу.

Определенным этапом развития деятельности производства следует  считать Положение о поставках продукции производственно-технического назначения (1969г.) разработанное Советом Министров СССР, цель которого - регулирование взаимоотношений между поставщиками и потребителями продукции. Данное Положение основывалось на расширении и углублении хозяйственного расчета, повышении роли договоров на поставку продукции, на усилении взаимной материальной ответственности и укреплении плановой дисциплины. Была сделана попытка отразить в содержании хозяйственного расчета оптимизацию всех видов материальных и временных затрат и приумножение конечного результата. Положение распространялось на все виды поставок продукции, как распределяемой, так и не распределяемой в плановом порядке. То есть, открывалась реальная возможность самостоятельной реализации части производственной продукции и получения оценки ее качества от конечного потребителя.

Соответствующие преобразования привели к концу 80-х годов к двум наиболее серьезным изменениям в характере хозяйственной системы. Во-первых, была резко повышена ориентация предприятий на максимизацию прибыли, что связано, главным образом, с введением правил ее распределения. Во-вторых, предприятия получили определенную самостоятельность в хозяйственной деятельности и, соответственно, возможность наращивания финансовых результатов как в рамках установленных плановых заданий, так и за их пределами. С того времени так называемый государственный заказ охватывал уже не всю производственную программу предприятий. Однако, политика прейскурантных цен, давление монопольной ветки снижало интерес к состязательности у производителей и привело к постепенному усреднению качества выпускаемой ими продукции.

Таким образом, определилась первостепенная задача производственных организаций - изучить факторы, влияющие на спрос, формировать объемы производства с учетом возможностей самого производства. Такими возможностями стали, во-первых, внедрение новых видов материалов, создаваемых в результате научно-технического прогресса; во-вторых, новые технологические процессы, позволившие освоить новые виды продукции и повысить потребительные свойства выпускавшихся; в-третьих, стимулирование потребления собственной продукции производителями, путем создания системы поощрительных цен, и на этой основе повышения рентабельности производства, в том числе, за счет оборачиваемости оборотных средств.

Уточненные масштабы потребности стали сопоставлять с наличной производственной мощностью, в результате чего специалисты определяли необходимость в расширении или реконструкции предприятия и возможные масштабы производства и реализации продукции.

Таким образом, при определении размеров потребления и производства стали сочетаться интересы потребителей продукции и ее производителей. Под влиянием научно-технического прогресса и изменения потребностей усилились требования к повышению маневренности производства. Однако, динамика общественно-экономических отношений тормозилась по причине использования старых подходов к управлению предприятием.

В целях обеспечения непрерывности снабжения предприятия-потребители и предприятия-поставщики стали согласовывать объем поставок и ассортимент продукции на каждый очередной год до утверждения в установленном порядке планов производства и распределения по предприятиям, исходя при этом из объемов поставок, указанных в планах длительного прикрепления. Этому способствовала прогрессирующая утрата централизованного контроля за государственными предприятиями.

С переходом к свободным экономическим отношениям существенно изменились методы государственного управления программами развития предприятий. Многие экономические проблемы приходилось решать впервые.

Признанным способом упорядочения процесса реформы стал программно-целевой метод управления, решение о переходе к которому было принято постановлением Правительства РФ в 1992 году. В соответствии с ним был создан целый блок программ развития, основная задача которых - обеспечить эффективное управление ими.

В связи с образованием крупных самостоятельных промышленных объединений и переводом на самостоятельность союзглавснабсбытов были созданы определенные предпосылки для установления широкой системы устойчивых договорных экономических отношений между этими хозяйственными субъектами. При этом на объединения была перенесена ответственность по наиболее полному удовлетворению потребностей народного хозяйства в продукции и обязанность обеспечения изготовления на подчиненных предприятиях продукции в согласованных количествах и номенклатуре.

В начале 90-х годов на смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливалась заранее заданная производственная программа и целевые рынки, стало использоваться индикативное планирование. Государство на основе анализа функционирования экономики за предшествующий период и исходя из имеющихся ресурсов устанавливало на определенный перспективный период основные макроэкономические показатели. Другими словами, одна разновидность централизованного планирования и управления сменилась другой, практически снимающей с системы государственного управления какую-либо ответственность за состояние дел в экономике и его последствия.

Индикативное планирование, таким образом, предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения. То есть заранее предопределяется фискальная, научно-техническая, кредитно-финансовая, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов. Таким образом, планирование на уровне государства принимало форму прогнозов на основе заранее разработанной политики поведения основных государственных институтов.

В современных условиях производители и предприниматели обязаны самостоятельно планировать текущую и перспективную производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность, определять стратегию и программу развития и расширения производства исходя из рыночного спроса на продукцию, возможностей предприятия, а также необходимости обеспечения равновесия спроса и предложения, получения желаемого уровня прибыли и достойного стимулирования персонала, разрешения социально экономических проблем коллектива и решения оперативно-тактических задач.

Исходя из сложившейся ситуации, в последние два десятилетия стратегия развития компании рассматривается и изучается достаточно широко в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Активно публикуются материалы научных конференций, публикации в периодической печати.

Заключение

Компания без программы развития - это всего лишь набор активов, отягощенных обязательствами. Оценивать ее как бизнес невозможно, так как в основе оценки бизнеса лежит анализ способности фирмы приносить прибыль и обеспечивать рост. Ясная и хорошо аргументированная программа предприятия позволит не только избежать рисков, реализовать потенциал роста, рационально распорядиться своими ресурсами, но и повысить управляемость бизнеса.

Весь комплекс работ по разработке и внедрению программы развития компании можно условно разбить на следующие крупные блоки:

      анализ инвестиционной привлекательности отрасли;

      pазработка сценарного прогноза развития отрасли;

      прогноз изменения конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках;

      анализ конкурентной позиции компании в отрасли (прочности бизнеса);

      финансовая оценка стратегических альтернатив;

      формирование образа будущего компании;

      разработка стратегических целей и задач;

      комплекс работ по внедрению стратегии.

Одним из основных результатов проектов по стратегическому планированию является разработка программ развития компании. Стержнем разрабатываемой программы является комплекс мер (программ), ориентированных на максимальное использование ключевых конкурентных преимуществ компании, выявленных на этапе стратегической диагностики.

Составной частью стратегии являются кратко-, средне- и долгосрочные цели и задачи компании, а также обоснование объемов, структуры и источников финансовых ресурсов, требуемых для их реализации. Формированию программы предшествует финансовая оценка стратегических альтернатив.

На основе долгосрочной стратегии разрабатываются предложения по оптимизации системы управления портфелем выпускаемой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Делаются выводы о том, какие направления бизнеса компании должны войти в число приоритетных, какие направления лучше придержать или даже заморозить. Качественные и количественные ориентиры программы развития являются основой для разработки маркетинговой, инвестиционной, технологической и организационной функциональных стратегий развития компании.

Реализация стратегии обусловливает необходимость проведения соответствующих организационных преобразований. При этом организационная структура выступает в качестве основного механизма распределения ресурсов и управления компанией для достижения стратегических целей задач.

 

Библиографический список

1.                  Кохановский В. П. Основы философии науки / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фатхи.  – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 603 с.

2.                  Кохановский В. П. Философия науки в вопросах и ответах / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Матяш, Т. Б. Фатхи. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 347 с.

3.                  Андрейчиков А. В., Анализ, синтез, планирование решений в экономике / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 464 с.

4.                  Дюков И. И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход / И. И. Дюков. – СПб.: Питер, 2008. – 235 с.

Информация о работе Программы развития компании: методология изучения