Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:01, реферат
Затраты на изготовление продукции называются издержками производства. С точки зрения общества все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Экономические издержки фирмы – это те выплаты, к-рые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для данного произ-венного процесса.
1. Издержки производства
1.1 Экономические издержки. Внешние и внутренние издержки. Прибыль
1.2 Издержки пр-ва в краткосрочном периоде
1.3 Издержки пр-ва в долгосрочном периоде
2. Пр-во и спрос на экономические ресурсы
2.1 Общая х-ристика рынка ресурсов. Спрос на ресурсы и факторы его определяющие. Эластичность спроса.
2.2 Правило использования и распределения ресурсов
3. Ценообразование и использование ресурсов: заработная плата
3.1 Зарплата. Факторы, определяющие ур-нь з/платы
3.2 Рынок труда. Основные модели рынка труда
4. Ценообразование и использование ресурсов: рента, ссудный процент, прибыль
4.1 Рынок земельных ресурсов и земельная рента
4.2 Ссудный процент прибыли
Положительный эффект масштаба произ-ва – если при увеличении масштаба произ-ва издержки снижаются
Положительный эффект масштаба произ-ва объясняется:
• преимуществом, связанным со специализацией труда и управления
• использованием более высоко производительного и дорогостоящего оборудования
• возможностями развития побочных произ-в, использование отходов и т.д.
Отрицательный эффект масштаба произ-ва объясняется усложнением управления чрезмерно крупной фирмы.
2. ПРОИЗ-ВО И СПРОС НА ЭК. РЕСУРСЫ
2.1 Общая х-ристика рынка ресурсов. Спрос на ресурсы и факторы его определяющие. Эластичность спроса
Эконом. ресурсы – это природные, человеческие и произведенные человеком факторы, используемые для пр-ва товаров и услуг.
Спрос на ресурсы
Факторы, определяющие спрос на ресурсы:
1) особенностью спроса на ресурсы является то, что он носит произ-венный х-р (вторичный х-р) по отношению к спросу на готовую продукцию
2) цены ресурсов определяют спрос на ресурсы
3) цены на взаимозаменяемые и взаимнодополняемые ресурсы
4) изменения в технологии пр-ва, производительности труда
Эластичность спроса на ресурсы – это степень чувствительности спроса на ресурсы к изменению цены.
Факторы эластичности спроса на ресурсы:
1) эластичность спроса на гот. продукцию. Чем она выше, тем выше и эластичность спроса на ресурсы
2) замещаемость ресурсов.
Эластичность спроса на
3) доля ресурсов в общих
2.2 Правило распределения и использования ресурсов
Привлечение дополнительных ресурсов приводит к увеличению объемов произ-ва.
Прирост выпуска продукции в натуральном выражении, обеспеченный за счет увеличения определенного ресурса на ед-цу, называется предельным продуктом:
Предельн. продукт = (Δ продукта) / (Δ ресурса)
Прирост дохода фирмы за счет дополнительной ед-цы данного ресурса, называется предельным продуктом в ден. выражении или предельным доходом ресурса – MRP:
MRP = (Δ продукта) / (Δ ресурса)
В соответствии с законом убывающей отдачи, предельный продукт сначала растет, а затем убывает.
Для привлечения дополнительных ресурсов фирма затрачивает определенные ср-ва. Прирост издержек за счет введения в пр-во дополнительной ед-цы переменного ресурса называется предельными издержками ресурса – MRC:
MRC = (Δ издержек) / (Δ ресурса)
Правило оптимального использования ресурса: Чтобы максимизировать прибыль фирма должна использовать дополнительные ед-цы любого ресурса до тех пор, пока его предельный доход (MRP) не сравнится с его предельными издержками (MRC).
Точка оптимального использования ресурса:
MRP = MRC
Правило минимизации издержек при выборе варианта сочетания ресурсов: Фирма будет иметь минимальные издержки в том случае, если отношения предельного дохода каждого ресурса к его цене будут равны м/у собой:
MRP1 / P1 = MRP2 / P2
Т.е фирма будет минимизировать свои издержки, когда затраты на пр-во дополнительной ед-цы продукции будут одинаковыми независимо от того какой ресурс она для этого использует.
Т.е. предельный продукт, приходящийся на 1 ден. ед-цу цены каждого ресурса, становится одинаковым.
3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ: ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
3.1 Зарплата. Факторы, определяющие ур-нь зарплаты
З/плата это:
1) цена труда
2) один из важнейших стимулов трудовой деят-сти
3) один из эл-тов издержек пр-ва
4) основная форма дохода
ЗПреальная = ЗПноминальная / Уровень цен
Факторы, определяющие ур-нь зарплаты:
1) динамика зарплаты «во времени»:
а) долгосрочная динамика зарплаты под воздействием роста производительности труда, ее квалификации
б) краткосрочные циклические коле
2) Различие зарплаты «в
3) дифференциация ур-ня зарплаты различных профессий
4) дискриминация в оплате труда (по полу, расе)
3.2 Рынок труда. Основные модели рынка труда
Особенности рынка труда:
1) его товар (труд) не отделим от человека и несет в себе социальный и политический аспект
2) во многом работник сам
Дилемма РАБОТА-ДОСУГ применительно к рынку труда объясняет особенности индивидуального предложения труда и описывается эффектами дохода и замещения.
1) OW – с ростом зарплаты работник увеличивает предложение труда, т.е. он отказывается от части досуга, замещая его трудом
2) W… – по мере роста зарплаты и достижения высокого материального положения, работники при прочих равных условиях стремятся больше отдыхать, сокращая рабочее время
При низком ур-не зарплаты действует эффект замещения, при очень высоком – эффект дохода. Эта особенность х-рна только индивидуальному труду.
Для рыночного предложения труда х-рна классическая кривая предложения
Модели рынка труда:
1) конкурентный рынок
2) неконкурентные рынки
Конкурентный рынок труда
1° Большое число фирм конкурен
2° Большое число работников данной квалификации, предлагающих свой товар
3° Ни фирмы, ни рабочие не в состоянии контролировать рыночную цену труда
На этом рынке кол-во нанимаемых работников зависит от 2 показателей:
1) ставки зарплаты (MRC)
2) от доходности работника (MRP)
Фирма будет нанимать работников до тех пор, пока ее MRP не сравнится с MRC.
Неконкурентный рынок труда возникает в том случае, если какая-то сторона (покупатели раб. силы или работники) обладают монопольной властью на рынке.
Основные модели неконкурентных рынков труда:
1) монопсония – фирма покупатель трудовых ресурсов
2) односторонняя монополия – тип рынка труда в отрасли, имеющий сильный и влиятельный профсоюз
3) двусторонняя монополия – на монопсоническом рынке действует сильный профсоюз
Монопсония
1° Кол-во занятых на данной фирме составляет основную часть занятых какам-либо основным видом труда
2° Данный вид труда является относительно немобильным либо из-за географических факторов, либо из-за необходимости приобретать новую специальность
3° Фирма «диктует» зарплату, т.е. ставка, к-рую фирма должна выплачивать работникам, зависит от кол-ва нанимаемых работников (чем больше работников, тем большая ставка)
Однако, заплатив более высокую ставку новым работникам, предприниматель вынужден повысить ставку и прежним рабочим. Требуемые издержки ресурса (труда) будут превышать ставку зарплаты на вел-ну, к-рую предприниматель должен доплатить прежним работникам до нового ур-ня ставки.
Графически это отражается в том, что кривая MRC будет лежать выше ставки зарплаты или кривой предложения.
Равновесная ставка зарплаты соответствует W1, т.к. эта та ставка, за к-рую работники согласны продавать услуги своего труда.
В условиях монопсонии ставка зарплаты находится ниже точки A, т.е. фирма максимизирует прибыль, выплачивая зарплату, меньше чем в условиях совершенной конкуренции, нанимая меньшее кол-во работников.
Односторонняя монополия
В этих условиях происходят нарушение равновесия на рынке труда:
1) профсоюзы могут ограничить предложение труда с целью повышения зарплаты (кривая предложения сдвигается вниз)
2) профсоюзы могут вызвать сдвиг кривой спроса вверх
3) профсоюзы могут добиваться повышения ставок зарплаты посредством забастовок и угроз
Двусторонняя монополия
В рез-те жесткой борьбы м/у профсоюзами и нанимателями, зарплата будет колебаться вокруг W3.
4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ: РЕНТА, ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ, ПРИБЫЛЬ
4.1 Рынок земельных ресурсов и земельная рента
Важнейшая особенность рынка земельных ресурсов – это ограниченность предложения земли.
Доход, полученный от использование фактора, кол-во к-рого ограничено, т.е. предложение совершенно неэластично, называется чистой экономической рентой.
Земельная рента – это плата за использование земли.
Т.к. предложение земли совершенно неэластично, размер земельной ренты определяется только спросом на нее. Земельная рента – это цена равновесия спроса и предложения земли.
Спрос на землю зависит от:
1) цены продукции, выращенной на этой земле
2) производительности земельных участков
Поэтому различные земельные участки приносят разный ур-нь земельной ренты, т.к. они отличаются по плодородию, климатическим особенностям, местоположению и т.д.
Дифференциальная земельная рента – это доход (рента), получаемая с более производительных участков земли. Т.к. кол-во высоко плодородных земель ограничено, дифференциальная рента достаточна устойчива.
Цена земли выражается в 2-х аспектах:
1) цена земли, выраженная в ед-цах ежегодной земельной ренты (арендной платы). Она уплачивается пользователем земли в пользу собственника.
2) цена реализации земельного
участка в собственность
Цена покупаемого земельного участка называется капитализированным значением ренты, т.е. сегодняшней суммарной вел-ной всех будущих арендных платежей, к-рые как ожидается эта земля способна принести.
Установление цены земли предполагает
использование процедуры
Цена земли =
= [арендная плата] * 100% / [ставка ссудного %]
4.2 Ссудный процент и прибыль
Процентная ставка играет важную роль при принятии инвестиционных решений, т.к. предприниматель всегда сравнивает ожидаемый ур-нь дохода и текущую процентную ставку.
Формула дисконтирования для определения целесообразности инвестиционных проектов:
Vp – дисконтированная сумма или сегодняшняя стоимость будущих доходов
t – кол-во лет
Vi – ежегодный доход
r – %-ная ставка в банке (в десятичный дробях)
Если Vp больше инвестируемой суммы, есть смысл вкладывать в данный инвестируемый проект.
МИКРОЭКОНОМИКА
Содержание
1. Издержки производства
1.1 Экономические издержки. Внешние и внутренние издержки. Прибыль
1.2 Издержки пр-ва в краткосрочном периоде
1.3 Издержки пр-ва в долгосрочном периоде
2. Пр-во и спрос на экономические ресурсы
2.1 Общая х-ристика рынка ресурсов. Спрос на ресурсы и факторы его определяющие. Эластичность спроса.
2.2 Правило использования и распределения ресурсов
3. Ценообразование и
3.1 Зарплата. Факторы, определяющие ур-нь з/платы
3.2 Рынок труда. Основные модели рынка труда
4. Ценообразование и
4.1 Рынок земельных ресурсов и земельная рента
4.2 Ссудный процент прибыли
1. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Экономические издержки. Внешние и внутренние издержки. Прибыль
Затраты на изготовление продукции называются издержками пр-ва.
С точки зрения общества все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки.
Экономические издержки фирмы – это те выплаты, к-рые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для данного произ-венного процесса.
Все экономические издержки состоят из:
• внешних (бухгалтерских)
• внутренних издержек.
Информация о работе Производство и спрос на экономические ресурсы