Производство и спрос на экономические ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:01, реферат

Описание

Затраты на изготовление продукции называются издержками производства. С точки зрения общества все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Экономические издержки фирмы – это те выплаты, к-рые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для данного произ-венного процесса.

Содержание

1. Издержки производства
1.1 Экономические издержки. Внешние и внутренние издержки. Прибыль
1.2 Издержки пр-ва в краткосрочном периоде
1.3 Издержки пр-ва в долгосрочном периоде
2. Пр-во и спрос на экономические ресурсы
2.1 Общая х-ристика рынка ресурсов. Спрос на ресурсы и факторы его определяющие. Эластичность спроса.
2.2 Правило использования и распределения ресурсов
3. Ценообразование и использование ресурсов: заработная плата
3.1 Зарплата. Факторы, определяющие ур-нь з/платы
3.2 Рынок труда. Основные модели рынка труда
4. Ценообразование и использование ресурсов: рента, ссудный процент, прибыль
4.1 Рынок земельных ресурсов и земельная рента
4.2 Ссудный процент прибыли

Работа состоит из  1 файл

microeconomics.doc

— 499.00 Кб (Скачать документ)

Положительный эффект масштаба произ-ва – если при увеличении масштаба произ-ва издержки снижаются

Положительный эффект масштаба произ-ва объясняется:

• преимуществом, связанным со специализацией труда и управления

• использованием более высоко производительного и дорогостоящего оборудования

• возможностями  развития побочных произ-в, использование отходов и т.д.

Отрицательный эффект масштаба произ-ва объясняется усложнением управления чрезмерно крупной фирмы.

 

 

2. ПРОИЗ-ВО И СПРОС  НА ЭК. РЕСУРСЫ

2.1 Общая х-ристика  рынка ресурсов. Спрос на ресурсы и факторы его определяющие. Эластичность спроса

Эконом. ресурсы – это природные, человеческие и произведенные человеком факторы, используемые для пр-ва товаров и услуг.

Спрос на ресурсы

Факторы, определяющие спрос на ресурсы:

1) особенностью спроса на ресурсы является то, что он носит произ-венный х-р (вторичный х-р) по отношению к спросу на готовую продукцию

2) цены ресурсов определяют  спрос на ресурсы

3) цены на взаимозаменяемые  и взаимнодополняемые ресурсы

4) изменения в технологии пр-ва, производительности труда

Эластичность спроса на ресурсы – это степень чувствительности спроса на ресурсы к изменению цены.

Факторы эластичности спроса на ресурсы:

1) эластичность спроса  на гот. продукцию. Чем она выше, тем выше и эластичность спроса на ресурсы

2) замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на ресурсы  высока, если существует возможность замены другими ресурсами

3) доля ресурсов в общих издержках.  Если удельный вес определенного  ресурса в общих издержках  достаточно велик, то и эластичность спроса на него достаточна высока

2.2 Правило распределения   и использования ресурсов

Привлечение дополнительных ресурсов приводит к увеличению объемов произ-ва.

Прирост выпуска продукции  в натуральном выражении, обеспеченный за счет увеличения определенного ресурса на ед-цу, называется предельным продуктом:

Предельн. продукт = (Δ  продукта) / (Δ ресурса)

Прирост дохода фирмы за счет дополнительной ед-цы данного ресурса, называется предельным продуктом в ден. выражении или предельным доходом ресурса – MRP:

MRP = (Δ продукта) / (Δ ресурса)

В соответствии с законом убывающей  отдачи, предельный продукт сначала  растет, а затем убывает.

Для привлечения дополнительных ресурсов фирма затрачивает определенные ср-ва. Прирост издержек за счет введения в пр-во дополнительной ед-цы переменного ресурса называется предельными издержками ресурса – MRC:

MRC = (Δ издержек) / (Δ ресурса)

Правило оптимального использования ресурса: Чтобы максимизировать прибыль фирма должна использовать дополнительные ед-цы любого ресурса до тех пор, пока его предельный доход (MRP) не сравнится с его предельными издержками (MRC).

Точка оптимального использования ресурса:

MRP = MRC

Правило минимизации  издержек при выборе варианта сочетания  ресурсов: Фирма будет иметь минимальные издержки в том случае, если отношения предельного дохода каждого ресурса к его цене будут равны м/у собой:

MRP1 / P1 = MRP2 / P2

Т.е фирма будет минимизировать свои издержки, когда затраты на пр-во дополнительной ед-цы продукции будут одинаковыми независимо от того какой ресурс она для этого использует.

Т.е. предельный продукт, приходящийся на 1 ден. ед-цу цены каждого ресурса, становится одинаковым.

 

 

3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ: ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

3.1 Зарплата. Факторы,  определяющие ур-нь зарплаты

З/плата это:

1) цена труда

2) один из важнейших стимулов  трудовой деят-сти

3) один из эл-тов издержек  пр-ва

4) основная форма дохода трудоспособного населения

ЗПреальная = ЗПноминальная / Уровень цен

Факторы, определяющие ур-нь зарплаты:

1) динамика зарплаты «во времени»:

а) долгосрочная динамика зарплаты под  воздействием роста производительности труда, ее квалификации

б) краткосрочные циклические колебания под влиянием экономической конъюнктуры

2) Различие зарплаты «в пространстве».  Различие ур-ня зарплаты по странам, регионам. Она зависит от ур-ня развития экономики различных стран, национальных, географических различий

3) дифференциация ур-ня зарплаты  различных профессий

4) дискриминация в оплате труда  (по полу, расе)

3.2 Рынок труда. Основные  модели рынка труда

Особенности рынка труда:

1) его товар (труд) не отделим  от человека и несет в себе социальный и политический аспект

2) во многом работник сам определяет  сколько времени он хотел бы  работать, сколько отвести для  альтернативных занятий и отдыха

Дилемма РАБОТА-ДОСУГ применительно к рынку труда объясняет особенности индивидуального предложения труда и описывается эффектами дохода и замещения.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) OW – с ростом зарплаты работник увеличивает предложение труда, т.е. он отказывается от части досуга, замещая его трудом

2) W… – по мере роста зарплаты и достижения высокого материального положения, работники при прочих равных условиях стремятся больше отдыхать, сокращая рабочее время

При низком ур-не зарплаты действует эффект замещения, при очень высоком – эффект дохода. Эта особенность х-рна только индивидуальному труду.

Для рыночного предложения труда  х-рна классическая кривая предложения

Модели рынка труда:

1) конкурентный рынок

2) неконкурентные рынки

Конкурентный  рынок труда

1° Большое число фирм конкурентов покупателей конкретного вида труда

2° Большое число работников  данной квалификации, предлагающих свой товар

3° Ни фирмы, ни рабочие  не в состоянии контролировать рыночную цену труда

На этом рынке кол-во нанимаемых работников зависит от 2 показателей:

1) ставки зарплаты (MRC)

2) от доходности работника  (MRP)

Фирма будет нанимать работников до тех пор, пока ее MRP не сравнится с MRC.

Неконкурентный  рынок труда возникает в том случае, если какая-то сторона (покупатели раб. силы или работники) обладают монопольной властью на рынке.

Основные модели неконкурентных рынков труда:

1) монопсония – фирма покупатель трудовых ресурсов

2) односторонняя монополия – тип рынка труда в отрасли, имеющий сильный и влиятельный профсоюз

3) двусторонняя монополия – на монопсоническом рынке действует сильный профсоюз

Монопсония

1° Кол-во занятых на данной  фирме составляет основную часть занятых какам-либо основным видом труда

2° Данный вид труда является  относительно немобильным либо из-за географических факторов, либо из-за необходимости приобретать новую специальность

3° Фирма «диктует» зарплату, т.е. ставка, к-рую фирма должна  выплачивать работникам, зависит от кол-ва нанимаемых работников (чем больше работников, тем большая ставка)

Однако, заплатив более высокую  ставку новым работникам, предприниматель вынужден повысить ставку и прежним рабочим. Требуемые издержки ресурса (труда) будут превышать ставку зарплаты на вел-ну, к-рую предприниматель должен доплатить прежним работникам до нового ур-ня ставки.

Графически это отражается в том, что кривая MRC будет лежать выше ставки зарплаты или кривой предложения.

Равновесная ставка зарплаты соответствует W1, т.к. эта та ставка, за к-рую работники согласны продавать услуги своего труда.

В условиях монопсонии ставка зарплаты находится ниже точки A, т.е. фирма максимизирует прибыль, выплачивая зарплату, меньше чем в условиях совершенной конкуренции, нанимая меньшее кол-во работников.

Односторонняя монополия

В этих условиях происходят нарушение  равновесия на рынке труда:

1) профсоюзы могут ограничить предложение труда с целью повышения зарплаты (кривая предложения сдвигается вниз)

2) профсоюзы могут вызвать сдвиг  кривой спроса вверх

3) профсоюзы могут добиваться  повышения ставок зарплаты посредством забастовок и угроз

Двусторонняя монополия

В рез-те жесткой борьбы м/у профсоюзами и нанимателями, зарплата будет колебаться вокруг W3.

 

 

4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ: РЕНТА, ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ, ПРИБЫЛЬ

4.1 Рынок земельных  ресурсов и земельная рента

Важнейшая особенность рынка  земельных ресурсов – это ограниченность предложения земли.

Доход, полученный от использование  фактора, кол-во к-рого ограничено, т.е. предложение совершенно неэластично, называется чистой экономической рентой.

Земельная рента – это плата за использование земли.

Т.к. предложение земли  совершенно неэластично, размер земельной  ренты определяется только спросом  на нее. Земельная рента – это  цена равновесия спроса и предложения  земли.

Спрос на землю  зависит от:

1) цены продукции, выращенной  на этой земле

2) производительности земельных участков

Поэтому различные земельные участки  приносят разный ур-нь земельной ренты, т.к. они отличаются по плодородию, климатическим особенностям, местоположению и т.д.

Дифференциальная  земельная рента – это доход (рента), получаемая с более производительных участков земли. Т.к. кол-во высоко плодородных земель ограничено, дифференциальная рента достаточна устойчива.

Цена земли  выражается в 2-х аспектах:

1) цена земли, выраженная в  ед-цах ежегодной земельной ренты (арендной платы). Она уплачивается пользователем земли в пользу собственника.

2) цена реализации земельного  участка в собственность другому  субъекту. Покупатель земельного участка приобретает его ради получения постоянного дохода, к-рый приносит земля, т.е. покупается право на получение постоянного дохода в течение неопределенного времени.

Цена покупаемого земельного участка  называется капитализированным значением ренты, т.е. сегодняшней суммарной вел-ной всех будущих арендных платежей, к-рые как ожидается эта земля способна принести.

Установление цены земли предполагает использование процедуры дисконтирования, т.е. сопоставления сегодняшних затрат и будущих доходов (с учетом процентной ставки банков).

Цена земли =

= [арендная плата] * 100% / [ставка ссудного %]

 

4.2 Ссудный процент и прибыль

Процентная ставка играет важную роль при принятии инвестиционных решений, т.к. предприниматель всегда сравнивает ожидаемый ур-нь дохода и текущую  процентную ставку.

Формула дисконтирования для определения целесообразности инвестиционных проектов:


Vp – дисконтированная сумма или сегодняшняя стоимость будущих доходов

t – кол-во лет

Vi – ежегодный доход

r – %-ная ставка в банке  (в десятичный дробях)

Если Vp больше инвестируемой суммы, есть смысл вкладывать в данный инвестируемый проект.

 

 

 

МИКРОЭКОНОМИКА

Содержание

1. Издержки производства

1.1 Экономические издержки. Внешние и внутренние издержки. Прибыль

1.2 Издержки пр-ва в краткосрочном периоде

1.3 Издержки пр-ва в долгосрочном периоде

2. Пр-во и спрос на экономические ресурсы

2.1 Общая х-ристика рынка ресурсов. Спрос на ресурсы и факторы его определяющие. Эластичность спроса.

2.2 Правило использования и распределения ресурсов

3. Ценообразование и использование  ресурсов: заработная плата

3.1 Зарплата. Факторы, определяющие ур-нь з/платы

3.2 Рынок труда. Основные модели рынка труда

4. Ценообразование и использование  ресурсов: рента, ссудный процент,  прибыль

4.1 Рынок земельных ресурсов и земельная рента

4.2 Ссудный процент прибыли

 

1. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

1.1 Экономические издержки. Внешние и внутренние издержки. Прибыль

Затраты на изготовление продукции называются издержками пр-ва.

С точки зрения общества все издержки представляют собой  альтернативные (или вмененные) издержки.

Экономические издержки фирмы – это те выплаты, к-рые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для данного произ-венного процесса.

Все экономические издержки состоят из:

• внешних (бухгалтерских)

• внутренних издержек.

Информация о работе Производство и спрос на экономические ресурсы