Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:01, реферат
Затраты на изготовление продукции называются издержками производства. С точки зрения общества все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Экономические издержки фирмы – это те выплаты, к-рые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для данного произ-венного процесса.
1. Издержки производства
1.1 Экономические издержки. Внешние и внутренние издержки. Прибыль
1.2 Издержки пр-ва в краткосрочном периоде
1.3 Издержки пр-ва в долгосрочном периоде
2. Пр-во и спрос на экономические ресурсы
2.1 Общая х-ристика рынка ресурсов. Спрос на ресурсы и факторы его определяющие. Эластичность спроса.
2.2 Правило использования и распределения ресурсов
3. Ценообразование и использование ресурсов: заработная плата
3.1 Зарплата. Факторы, определяющие ур-нь з/платы
3.2 Рынок труда. Основные модели рынка труда
4. Ценообразование и использование ресурсов: рента, ссудный процент, прибыль
4.1 Рынок земельных ресурсов и земельная рента
4.2 Ссудный процент прибыли
Для привлечения дополнительных ресурсов фирма затрачивает определенные ср-ва. Прирост издержек за счет введения в пр-во дополнительной ед-цы переменного ресурса называется предельными издержками ресурса – MRC:
MRC = (Δ издержек) / (Δ ресурса)
Правило оптимального использования ресурса: Чтобы максимизировать прибыль фирма должна использовать дополнительные ед-цы любого ресурса до тех пор, пока его предельный доход (MRP) не сравнится с его предельными издержками (MRC).
Точка оптимального использования ресурса:
MRP = MRC
Правило минимизации издержек при выборе варианта сочетания ресурсов: Фирма будет иметь минимальные издержки в том случае, если отношения предельного дохода каждого ресурса к его цене будут равны м/у собой:
MRP1 / P1 = MRP2 / P2
Т.е фирма будет минимизировать свои издержки, когда затраты на пр-во дополнительной ед-цы продукции будут одинаковыми независимо от того какой ресурс она для этого использует.
Т.е. предельный продукт, приходящийся на 1 ден. ед-цу цены каждого ресурса, становится одинаковым.
3. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ: ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
3.1 Зарплата. Факторы, определяющие ур-нь зарплаты
З/плата это:
1) цена труда
2) один из важнейших стимулов трудовой деят-сти
3) один из эл-тов издержек пр-ва
4) основная форма дохода
ЗПреальная = ЗПноминальная / Уровень цен
Факторы, определяющие ур-нь зарплаты:
1) динамика зарплаты «во времени»
а) долгосрочная динамика зарплаты под воздействием роста производительности труда, ее квалификации
б) краткосрочные циклические коле
2) Различие зарплаты «в пространстве». Различие ур-ня зарплаты по странам, регионам. Она зависит от ур-ня развития экономики различных стран, национальных, географических различий
3) дифференциация ур-ня зарплаты различных профессий
4) дискриминация в оплате труда (по полу, расе)
3.2 Рынок труда. Основные модели рынка труда
Особенности рынка труда:
1) его товар (труд) не отделим от человека и несет в себе социальный и политический аспект
2) во многом работник сам
Дилемма РАБОТА-ДОСУГ применительно к рынку труда объясняет особенности индивидуального предложения труда и описывается эффектами дохода и замещения.
1) OW – с ростом зарплаты работник увеличивает предложение труда, т.е. он отказывается от части досуга, замещая его трудом
2) W… – по мере роста зарплаты и достижения высокого материального положения, работники при прочих равных условиях стремятся больше отдыхать, сокращая рабочее время
При низком ур-не зарплаты действует эффект замещения, при очень высоком – эффект дохода. Эта особенность х-рна только индивидуальному труду.
Для рыночного предложения труда х-рна классическая кривая предложения
Модели рынка труда:
1) конкурентный рынок
2) неконкурентные рынки
Конкурентный рынок труда
1° Большое число фирм
2° Большое число работников данной квалификации, предлагающих свой товар
3° Ни фирмы, ни рабочие не в состоянии контролировать рыночную цену труда
На этом рынке кол-во нанимаемых работников зависит от 2 показателей:
1) ставки зарплаты (MRC)
2) от доходности работника (MRP)
Фирма будет нанимать работников до тех пор, пока ее MRP не сравнится с MRC.
Неконкурентный рынок труда возникает в том случае, если какая-то сторона (покупатели раб. силы или работники) обладают монопольной властью на рынке.
Основные модели неконкурентных рынков труда:
1) монопсония – фирма покупатель трудовых ресурсов
2) односторонняя монополия – тип рынка труда в отрасли, имеющий сильный и влиятельный профсоюз
3) двусторонняя монополия – на монопсоническом рынке действует сильный профсоюз
Монопсония
1° Кол-во занятых на данной фирме составляет основную часть занятых какам-либо основным видом труда
2° Данный вид труда является относительно немобильным либо из-за географических факторов, либо из-за необходимости приобретать новую специальность
3° Фирма «диктует» зарплату, т.е. ставка, к-рую фирма должна выплачивать работникам, зависит от кол-ва нанимаемых работников (чем больше работников, тем большая ставка)
Однако, заплатив более высокую ставку новым работникам, предприниматель вынужден повысить ставку и прежним рабочим. Требуемые издержки ресурса (труда) будут превышать ставку зарплаты на вел-ну, к-рую предприниматель должен доплатить прежним работникам до нового ур-ня ставки.
Графически это отражается в том, что кривая MRC будет лежать выше ставки зарплаты или кривой предложения.
Равновесная ставка зарплаты соответствует W1, т.к. эта та ставка, за к-рую работники согласны продавать услуги своего труда.
В условиях монопсонии ставка зарплаты находится ниже точки A, т.е. фирма максимизирует прибыль, выплачивая зарплату, меньше чем в условиях совершенной конкуренции, нанимая меньшее кол-во работников.
Односторонняя монополия
В этих условиях происходят нарушение равновесия на рынке труда:
1) профсоюзы могут ограничить предложение труда с целью повышения зарплаты (кривая предложения сдвигается вниз)
2) профсоюзы могут вызвать сдвиг кривой спроса вверх
3) профсоюзы могут добиваться повышения ставок зарплаты посредством забастовок и угроз
Двусторонняя монополия
В рез-те жесткой борьбы м/у профсоюзами и нанимателями, зарплата будет колебаться вокруг W3.
4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ: РЕНТА, ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ, ПРИБЫЛЬ
4.1 Рынок земельных ресурсов и земельная рента
Важнейшая особенность рынка земельных ресурсов – это ограниченность предложения земли.
Доход, полученный от использование фактора, кол-во к-рого ограничено, т.е. предложение совершенно неэластично, называется чистой экономической рентой.
Земельная рента – это плата за использование земли.
Т.к. предложение земли совершенно неэластично, размер земельной ренты определяется только спросом на нее. Земельная рента – это цена равновесия спроса и предложения земли.
Спрос на землю зависит от:
1) цены продукции, выращенной на этой земле
2) производительности земельных участков
Поэтому различные земельные участки приносят разный ур-нь земельной ренты, т.к. они отличаются по плодородию, климатическим особенностям, местоположению и т.д.
Дифференциальная земельная рента – это доход (рента), получаемая с более производительных участков земли. Т.к. кол-во высоко плодородных земель ограничено, дифференциальная рента достаточна устойчива.
Цена земли выражается в 2-х аспектах:
1) цена земли, выраженная в ед-цах ежегодной земельной ренты (арендной платы). Она уплачивается пользователем земли в пользу собственника.
2) цена реализации земельного
участка в собственность
Цена покупаемого земельного участка называется капитализированным значением ренты, т.е. сегодняшней суммарной вел-ной всех будущих арендных платежей, к-рые как ожидается эта земля способна принести.
Установление цены земли предполагает
использование процедуры
Цена земли =
= [арендная плата] * 100% / [ставка ссудного %]
4.2 Ссудный процент и прибыль
Процентная ставка играет важную роль при принятии инвестиционных решений, т.к. предприниматель всегда сравнивает ожидаемый ур-нь дохода и текущую процентную ставку.
Формула дисконтирования для определения целесообразности инвестиционных проектов:
Vp – дисконтированная сумма или сегодняшняя стоимость будущих доходов
t – кол-во лет
Vi – ежегодный доход
r – %-ная ставка в банке (в десятичный дробях)
Если Vp больше инвестируемой суммы, есть смысл вкладывать в данный инвестируемый проект.
МИКРОЭКОНОМИКА
Содержание
1. Издержки производства
1.1 Экономические издержки. Внешние и внутренние издержки. Прибыль
1.2 Издержки пр-ва в краткосрочном периоде
1.3 Издержки пр-ва в долгосрочном периоде
2. Пр-во и спрос на
2.1 Общая х-ристика рынка ресурсов. Спрос на ресурсы и факторы его определяющие. Эластичность спроса.
2.2 Правило использования и распределения ресурсов
3. Ценообразование и
3.1 Зарплата. Факторы, определяющие ур-нь з/платы
3.2 Рынок труда. Основные модели рынка труда
4. Ценообразование и
4.1 Рынок земельных ресурсов и земельная рента
4.2 Ссудный процент прибыли
1. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Экономические издержки. Внешние и внутренние издержки. Прибыль
Затраты на изготовление продукции называются издержками пр-ва.
С точки зрения общества все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки.
Экономические издержки фирмы – это те выплаты, к-рые она обязана сделать владельцам ресурсов, чтобы привлечь эти ресурсы для данного произ-венного процесса.
Все экономические издержки состоят из:
• внешних (бухгалтерских)
• внутренних издержек.
Внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам самостоятельным по отношению к данной фирме, не принадлежащим к числу ее владельцев (зарплата, покупка сырья, оборудования и т.д.)
Внутренние издержки – это использование в процессе пр-ва ресурсов, принадлежащих самой фирме. Они не предусмотрены внешними контрактами, поэтому не принимают форму денежных выплат. С кол-венной точки зрения они равны ден. платежам, к-рые могли быть получены за собственный ресурс при наилучшем из альтернативных способов его применения (здание – сдача в аренду, аренда – внутренние издержки).
В качестве элемента внутренних издержек выступает нормальная прибыль пред-тия.
Нормальная прибыль – эта та минимальная плата, к-рая необходима, чтобы удержать предпринимателя и его ден. ср-ва в данном пред-тии.
Если общая выручка:
а) меньше издержек, то фирма терпит убытки
б) равна эк. издержкам, то фирма получает нормальную прибыль
в) больше эк. издержек, то фирма получает эк. прибыль (сверхприбыль)
Эк. прибыль – это превышение выручки над эк. издержками:
[общ. выручка] – [эк. издержки (внешн. и внутр.)] = [эк. прибыль]
[бухгалтерская прибыль] = [общ. выручка] – [внешн. издержки]
Налогом определяется на бух. прибыль.
1.2 Издержки пр-ва в
Для анализа динамики издержек выделяют
• краткосрочный
• долгосрочный период.
Краткосрочный период – этот тот период в течение к-рого пред-тие не может изменить свои произ-венные мощности. В этот период оно в состоянии добиваться сдвигов лишь в интенсивности использования этих мощностей.
В краткосрочном периоде действует закон убывающей отдачи (закон убывающей производительности): увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным кол-вом других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению отдачи от него, а затем к ее сокращению.
Закон убывающей отдачи применим ко всем произ-венным процессам и всем переменным ресурсам, когда по меньшей мере один произ-венный фактор остается неизменным.
В пределах краткосрочного периода издержки делятся на
• постоянные
• переменные.
Постоянные издержки (TFC) – те издержки, величина к-рых не зависит от изменения объемов произ-ва (аренда и т.д.)
Переменные издержки (TVC) – такие издержки, величина к-рых зависит от изменения объемов произ-ва (сырье, топливо, материалы)
Информация о работе Производство и спрос на экономические ресурсы